Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:37, курсовая работа

Описание

Всестороннее физическое развитие в процессе физического воспитания может быть достигнуто только при условии воспитания всех физических качеств человека и создания у него большого запаса двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Даже в случае планомерной и перспективной подготовки будущего спортсмена следует его специальную физическую подготовку планировать на прочном фундаменте основательной общей физической подготовки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Физические упражнения — основное средство физического
воспитания…………………………………………………………………………5
2. Классификация физических упражнений…………………………………..11
2.1 Истоки физического воспитания…………………………………….11
2.2. Гимнастика в системе физического воспитания…………………...20
2.3. Игры в системе физического воспитания…………………………..23
2.3.1. Подвижные игры………………………………………………..25
2.3.2. Спортивные игры……………………………………………….29
2.4. Туризм как средство физического воспитания…………………….30
2.5. Спорт как средство физического воспитания……………………...32
3. Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства
физического воспитания………………………………………………………...35
Заключение……………………………………………………………………….39
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

Сущность и значение классификации физических упражнений в практике физического воспитания.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      В процессе тренировок и особенно соревнований совершенствуется способность к  инициативным действиям, приобретаются  навыки взаимодействия, сознательной дисциплины, воспитывается умение подчинить интересам коллектива свои личные интересы, чувство взаимопомощи, уважения к партнерам и соперникам, ответственности перед товарищами.

      В играх постоянно чередуются моменты  высокой, низкой и умеренной активности, а в ряде ситуаций и полного отдыха. Участникам предоставляется возможность самостоятельно регулировать величины нагрузки. Это благоприятно сказывается на функциональном состоянии организма детей, на совершенствовании функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

      Условия проведения занятий играми способствуют закаливанию организма. Исключительно важной функцией игры является то, что она — первооснова спорта. В мир спорта ребенок входит играя. Основным содержанием игровой деятельности является постоянный выбор наилучшего решения.

      В физическом воспитании школьников широко используются подвижные и спортивные игры. 

      2.3.1. Подвижные игры 

      Подвижными  играми называются игры, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.

      Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися «школы движений», включающей весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развивается способность ребят к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на формировании оперативного мышления и  умственной деятельности  вообще.

      При обучении школьника упражнениям из разделов легкой атлетики, гимнастики и других подвижным играм отводится важная роль как форме закрепления и совершенствования изучаемых движений.

      Игры  широко применяются в работе с  учащимися младших классов, где  часто практикуются уроки и другие формы физического воспитания, состоящие  почти полностью из игр. С возрастом  детей содержание игр усложняется: от подражательных движений переходят к играм, содержание которых составляют различные формы бега, прыжков, метаний.

      Одновременно  постепенно усложняются взаимоотношения между детьми. Они приучаются к согласованным совместным действиям, когда - каждый участник выполняет отведенную ему роль. В средних и старших классах подвижные игры применяются в качестве подготовительных при условии техники и тактики спортивных игр и других упражнений школьной программы (легкой атлетики, лыжной подготовки, гимнастики, плавания). Игры могут проводиться как часть в уроках физкультуры и в составе других форм физического воспитания (вечеров, праздников, дней здоровья и др.) или как самостоятельные мероприятия на переменах, пионерских сборах, по месту жительства, в семье и др.

      Все игры можно разделить на некомандные, переходящие к командным и командные. В некомандных каждый играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам игры. В переходных к командным появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. В командных соревнования проводят между группами играющих (командами). Действия отдельных игроков здесь подчинены интересам команды. Результат игры определяется при помощи судейства. Чем элементарные отношения между играющими, тем проще содержание игры. Таким образом, содержание игровой деятельности усложняется при переходе от некомандных к командным играм.

      Каждая  из этих групп в свою очередь подразделяется на более мелкие в зависимости  от формы их организации, характера  единоборства  по содержанию двигательных действий.9

      Важным  моментом является выбор игры. Он определяется задачами, которые необходимо решить педагогу, и условиями, в которых  игра проводится. Не в первую очередь  игры должны отвечать возрастным особенностям школьников.

      Дети 6-летнего возраста, отличающиеся особой подвижностью, быстро истощаются и быстро восстанавливаются. Их организм не готов к перенесению длительных напряжений. Поэтому игры для этой группы детей должны быть не слишком длительны и прерываться паузой для отдыха.

      Детям 7—8 лет недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Им по душе некомандные игры с перебежками, увертываниями от водящего, бросками и ловлей различных предметов, прыжками.

      9—10-летние  дети более координировании, выносливы,  сильны. Они лучше управляют своими  движениями, приспосабливаются к нагрузкам. Их внимание и интересы более устойчивы. Им нравятся игры с соревнованиями между отдельными участниками и игровыми командами с мячом, з беге, прыжках и метаниях, а также военизированные игры на местности.

      Девочки этого возраста предпочитают спокойные игры с ритмичными движениями и точными действиями (с мячами, шарфами, вымпелами).

      Игры  детей 11—14 лет, учитывая особенности  их функционального и психического развития, можно насыщать элементами самостоятельной творческой деятельности. Их захватывает процесс сложного тактического противоборства, постоянное стремление к соревнованию. Большой интерес у них вызывают эстафеты с преодолением препятствий, игры с борьбой, выручкой и взаимопомощью.

      Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности  движений, особенно с танцами  и хороводами.

      Подзижные игры девушек и юношей (15—17 лет) используются с целью решения задач спортивной подготовки. Они проявляют большую  самостоятельность в выборе тактики и путей достижения победы. Многие из них готовы взять на себя роль руководителя, капитана.

      Выбрав  игру, следует надлежащим образом  организовать ее проведение: расставить снаряды, разметить площадку, подготовить  необходимый инвентарь, объяснить  игру, выбрать водящих, капитанов и помощников, распределить играющих по командам.

      Водящих и капитанов может назначить  педагог, избрать играющих, определить их по жребию или в порядке очередности.

      Важно правильно распределить играющих по силам, чтобы команды были равными, подобрать помощников для судейства.

      Руководя  игрой, следует внимательно наблюдать  за действиями учеников, выявлять и  исправлять ошибки, пресекать проявления индивидуализма, грубости, регулировать нагрузку. Для этого педагог должен избрать место, с которого видна вся площадка, где проходят игровые события.

      В случае остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. После внесения коррективов в действия играющих игра продолжается с места, где была остановлена.

      При определении результата игры очень важно брать во внимание не только подсчет очков и секунд. Обязательно нужно учитывать правильность действий играющих, их поведение. Это будет способствовать росту технического мастерства учеников, научит их контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относиться  к товарищам.

      Большое воспитательное и образовательное  значение имеет определение победителя. При подведении итогов следует пользоваться мерами поощрения за правильные творческие выполнения заданий. После объявления победителя необходимо разобрать игру, указав на ошибки играющих, объяснить наиболее целесообразные способы итоговых действий. Полезно также отметить лучших водящих, капитанов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины  и  порядка.

      В играх есть победившие и проигравшие. Важно учить детей не хвастаться при выигрыше и не унывать при неудаче, а также сохранять дружеские отношения с победившими и проигравшими товарищами.

      Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научиться вести себя определенным образом:  быть вежливым,  предупредительным.

      Одна  из основных педагогических задач —  научить детей играть самостоятельно. С этой целью, приступая к играм в I классе, надо обучить детей организованным действиям в игровом коллективе. Это значит, что они должны бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал и быстро действовать по сигналу; подчиняться авторитету водящего в игре; следовать правилам игры; быть инициативными, смелыми, решительными. Важно, чтобы дети учувствовали в подготовке игры, судействе. Третьёклассники должны уже уметь самостоятельно провести изученную игру, а в IV классе учителю следует развивать у ребят способность распределять товарищей по командам, уметь организовывать действия своей команды, проводить подвижную игру.10 

      2.3.2. Спортивные игры 

      Спортивными называются игры, по которым проводятся соревнования. В программе Олимпийских игр современности — 7 видов спортивных игр. Их характерной чертой является непосредственная борьба с соперником. Современные спортивные игры — это высшая форма развития народных подвижных игр, но они отличаются от последних более сложной техникой и тактикой, напряженностью соревновательной деятельности, унифицированными правилами, необходимостью специальной подготовки для участия в соревнованиях.

      Приобретая  эти черты, изменяя свое содержание, подвижные игры могут превращаться в спортивные. Спортивные игры собирают множество зрителей, что, в свою очередь,, способствует привлечению к регулярным занятиям физическими упражнениями новых отрядов школьников. В этом ценность спортивных игр как средства агитации и пропаганды.

      В физкультурно-оздоровительной работе во внеурочное время во дворе школы, по месту жительства, пионерском лагере широко используются спортивные игры по упрощенным правилам. По упрощенным правилам могут проводиться и соревнования (неклассификационные). Положением о таких соревнованиях определяются размеры площадок, ворот, численный состав команд, порядок замены игроков, продолжительность игры, играющий состав команды, форма одежды, отклонения от правил. 

      2.4. Туризм как средство физического воспитания 

      Туризм  как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствии, водных преград, лазанье, ходьба и др.), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

      Туризм  — средство обогащения жизненного опыта учеников, знакомства с различными профессиями, средство познания красоты  природы.

      Преодоление трудностей в походе воспитывает  у них чувство коллективизма, учит становиться выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными с нарушителями дисциплины и порядка. Поход поможет глубже понять и изучить натуру каждого ребенка, установить доверительные отношения между педагогом и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях, романтике.

      Школьный  самодеятельный лагерь может быть организован  как туристский, спортивный или труда  и отдыха. Задачи этих лагерей одни: укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. Но в зависимости от назначения на первый план могут выдвигаться туризм, спорт или общественно полезный труд.

      Для лагеря характерно широкое самоуправление. Его деятельность регламентируется специально разработанным уставом  при активном  участии  всех членов лагеря.

      Слет-соревнование проводится как смотр туристической  работы за прошедший учебный год. Приказом директора назначаются  начальник слета-соревнования, руководители походных групп, утверждаются положение  и судейские бригады.

      Проводить слет следует два дня. В предвыходной день, после уроков, группы своими маршрутами отправляются к месту проведения соревнований, а прибыв туда, устанавливают  палатки, готовят ужин, вечером у  костра проводят смотр самодеятельности. Воскресенье посвящается соревнованиям для V—VII и VIII— XI классов, которые проводятся отдельно, и подведению итогов слета-соревнования.11

      Экскурсии могут проводиться по путевке  экскурсионного учреждения (плановая) или организуются школой (самодеятельная). Группа состоит из 15—25 чел.

      Туристические вечера. Это одна из форм спортивных вечеров. К ним готовятся фотовыставки о походах, оформляются и вручаются  значки,  поощряются   активисты.

Информация о работе Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания