Выявление соответствия качества мягких сычужных сыров, реализуемых в торговой розничной сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение товароведной характеристики и экспертизы качества мягких сычужных сыров.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
изучить литературные источники по данной теме и систематизировать знания;
изучить ассортимент мягких сычужных сыров;
провести экспертизу качества мягких сыров, реализуемых магазином «Горный» ИП Конюхов А.М.

Содержание

Введение 4
1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Химический состав, пищевая ценность и классификация сыров 6
1.2. Общая характеристика и классификация мягких сыров 10
1.3. Сырье и технология производства 12
1.4. Маркировка и транспортировка 16
1.5. Требования к качеству сыров. Пороки сыров 17
1.6. Фальсификация 28
2. Объекты и методы исследования 30
2.1. Характеристика объектов исследования 30
2.2. Методы исследования качества 31
2.2.1. Порядок анализа маркировки и состояния упаковки 31
2.2.2. Органолептические и физико-химические методы исследования 35
2.2.3. Органолептические и физико-химические методы исследования 36
2.3.2. Определение органолептических показателей 36
2.3.3. Определение физико-химических показателей 37
3. Собственные исследования и их обсуждение 40
3.1. Результаты анализа состояния упаковки и маркировки исследуемых образцов 40
3.2. Органолептические показатели качества 47



4. Маркетинговые аспекты оценки конкурентоспособности мягких сычужных сыров 50
4.1 Понятие конкурентоспособности товара и факторы ее определяющие 51
4.2 Методы оценки конкурентоспособности товара 58
4.3 Оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров 64

Выводы 79
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая сыр распечатать.doc

— 806.00 Кб (Скачать документ)

      Графические методы:

      Визуальный  метод круговых диаграмм типа «Паук», «Радар» - рекомендуется использовать в практической деятельности для  оперативного анализа конкурентоспособности  и качества по нескольким критериям. Оценка конкурентоспособности проводиться путем сравнения площадей неправильных многоугольников, вершины которых соответствуют значениям показателей качества (критериев) для каждого варианта продукции.

      Несмотря  на внешнюю привлекательность этого  метода, он обладает и рядом существенных недостатков.

      Поэтому целесообразно представить варианты продукции в виде гистограмм, и  как в методе «Паук» определить критерии выбора. Далее следует установить значимость каждого критерия в процентах, отложить их по вертикальной оси и  через полученные точки установить перпендикуляры. В результате получается несколько (по числу критериев) горизонтально расположенных полей, ширина каждого соответствует значимости каждого критерия. По горизонтальной оси откладываются значения самих критериев (следует предусмотреть градуировку для каждого критерия). Получаются многоугольники, соответствующие вариантам изделий. Тот, чья площадь больше, соответствует лучшему варианту. Следует отметить, что выбор масштаба изображения гистограмм не оказывает влияния на соотношение площадей, т.к. они будут изменяться пропорционально.

      Для адекватности оценки особое внимание необходимо уделить правильной градуировке  шкал измерения критериев. Желательно, чтобы все шкалы разбивались  на равное число интервалов и соответствовали, допустим, пяти значениям: очень низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое. Лучшие значения критериев располагаются дальше от оси.

      Аналитико-прогностические  методы занимают особое место в методологии  оценки конкурентоспособности. Наиболее широко из них используется метод «мозговой атаки», организационно заключающийся в следующем:

  1. собираются специалисты-разработчики, конструкторы данного товара, и им предлагается назвать все возможные направления его совершенствования по техническим параметрам;
  2. собираются товароведы, специалисты, знающие рынок и его конъюнктуру, и проводится анализ товара, который может принять рынок;
  3. собираются изготовители, решается вопрос, какие нововведения можно освоить и в какие сроки. В заключении составляется таблица соответствия намеченных изменений товара, существующей технологии.

      Данный  метод позволяет разработать  программу по совершенствованию  оцениваемого товара.

      Метод оценки уровня конкурентоспособности  через относительную долю продаж анализируемого товара. Используя в  практической деятельности для оперативного анализа и прогнозирования позиций товара на конкурентном рынке. Конкурентоспособность - это способность продукции занять и удержать позицию на рынке в рассматриваемый период времени при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения. В данном случае фактическим критерием конкурентоспособности является относительная доля продаж анализируемого товара по сравнению с товаром-конкурентом.

      Данный  метод позволяет определить ожидаемую  величину продаж на основе статистических данных о долях продаж аналогичных товаров, а также прогнозируемое распределение спроса между всеми товарами-конкурентами при появлении на рынке анализируемого товара, разработать меры по повышению его конкурентоспособности. Полученный прогноз спроса на этот товар позволит далее оценить ожидаемую прибыль от реализации на рынке.

      Метод оценки конкурентоспособности через  коэффициент Буля. Позволяет измерить влияние на конкурентоспособность  факторов, оказывающих воздействие  на покупателя при выборе товара - реклама продукции, престиж фирмы, страны-изготовителя, обеспеченность сервисом, упаковка и т.д. с применением экспертных оценок.

      В целом необходимо отметить, что аналитико-прогностические  методы позволяют достаточно быстро выявить сильные и слабые стороны  анализируемого товара, получить оценку эффективности маркетинговых мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности. А применение средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные модели. Всё это делает использование аналитико-прогностических методов достаточно авторитетным и перспективным.

 

4.3  Оценка конкурентоспособности  мягких сычужных  сыров, реализуемых  магазином «Горный»  ИП Конюхов А.М.

      Для определения уровня конкурентоспособности  того или иного товара, необходимо  сравнить его с аналогом из его товарной линии, в нашем случае это мягкие сычужные сыры разных производителей. Для этого составляется схема показателей конкурентоспособности этого продукта, которая  представлена на рисунке 3.  

Изучение  конкурентов изготовителей мягких сычужных сыров

 
Изучение потребностей потенциальных  покупателей

 

Выбор базы сравнения

Определение образца-эталона сыра для  сравнения

      Формирование  требований к сыру

    Определение перечня свойств, подлежащих оценке

 
                Экспертный опрос

 
    Мониторинг значимости выбранных  свойств

 
    Определение единичных показателей  для оценки выбранных свойств

 
Расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности сыра

 
Оценка  удовлетворенности уровня конкурентоспособности сыра

нет

 
да

 

Разработка  мер  по повышению конкурентоспособности  сыра

 
 

     
Поддержание параметров сыра на прежнем уровне

 
 
 

     Рисунок 3 - Схема определения  показателя конкурентоспособности мягких сычужных сыров

      Схема включает в себя следующие ступени оценки: изучение потребностей потенциальных покупателей  (социологического опроса). В результате выявляется перечень показателей конкурентоспособности изучаемого товара и образец – некий гипотетический «этолон мягкого сычужного сыра для сравнения». С помощью экспериментального опроса проводится мониторинг значимости выбранных свойств. На основе изучения товарного предложения сливочного масла  конкурентов-изготовителей выбирается база для сравнения. Затем  на каждый оцениваемый продукт составляется опросный лист или анкета для эксперимента, определяется  количественные характеристики и значимость каждого параметра конкурентоспособности. Для качественной оценки каждого показателя используется 5-балльная система оценки. Она позволит определить свойства товара по техническим и экономическим параметрам с последующим расчетом показателя конкурентоспособности. 

    Известны  следующие типы баз для сравнения:

  1. потребность покупателей: выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.
  2. величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции (например, объем и сложность обработки для обрабатывающих станков), а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.
  3. образец. Применяется, если оцениваемая продукция известного класса и на рынке существует её аналоги. Товар-образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.

      В качестве базы для сравнения взят гипотетический образец, имеющий по всем параметрам наивысший оценочный балл (все «5»).

        Для определения перечня значений  основных потребительских свойств  мягких сычужных сыров используется  товароведная оценка, в ходе которой  установлены следующие оценочные  показатели:

    1. вкус  и   запах (1-5 баллов);
    2. консистенция и внешний вид (1-5 баллов);
    3. цвет (1-5 баллов);
    4. упаковка и маркировка (1-5 баллов);
    5. цена реализации (1-5 баллов);
    6. масса (1-5 баллов).

       Оценка свойств исследуемых товаров проводится нечетным количеством независимых экспертов (в данном случае - семь). В ходе оценки образцов были скрыты их наименования и присвоены порядковые номера:

  1. Сыр «Дорогобужский» (ЗАО «Рубцовский молочный завод», Алтайский край, г. Рубцовск).
  2. Сыр «Моцарелла» Каземастр («Пфеффенхаузен» г. Лаубен, Германия).
  3. Сыр «Рокфор» Гурмет («Хофмайстер Кезеверк» г. Моосбург, Германия).
  4. Сыр «Fatty» (ОАО «Тасис-Агро», Челябинская область, п. Аргаяш).
  5. Сыр «Кастелло Бри» (Arla Foods amba Viby J. Дания).
  6. Сыр «Нарочь» (ООО «Молокозавод «Деревенские гостинцы» Липецкая область, с. Чернава).
  7. Сыр «Камамбер» («Кезерай Шампиньон Хофмайстер» г. Лаубен, Германия).
  8. Сыр «Любительский» (Мамадышский маслодельно-сыродельный комбинат, республика Татарстан, г. Мамадыш).
  9. Сыр «Моале» (ООО «САКОТИС», Минская область, Беларусь).
  10. Сыр «Адыгейский» (ОАО «Алтаймолпром», Алтайский край, г. Алейск).

     Экспертные  оценки исследуемых образцов мягких сычужных сыров представлены в виде таблиц 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

 Таблица 5 - Экспертные оценки параметров  Дорогобужского сыра (образец №1)

Показатели  качества эксперты сумма
1 2 3 4 5 6 7
Вкус  и   запах 5 5 5 4 5 5 5 34
Консистенция  и внешний вид 5 5 5 5 5 5 4 35
Цвет 5 5 5 5 5 5 5 35
Упаковка  и маркировка 4 5 5 5 5 5 5 34
Цена  реализации 5 5 4 4 5 5 5 33
Масса 5 5 5 5 5 5 5 35

 

Таблица 6 -  Экспертные  оценки  параметров  сыра «Моцарелла» (образец №2)

Информация о работе Выявление соответствия качества мягких сычужных сыров, реализуемых в торговой розничной сети