Выявление соответствия качества мягких сычужных сыров, реализуемых в торговой розничной сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 11:31, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение товароведной характеристики и экспертизы качества мягких сычужных сыров.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
изучить литературные источники по данной теме и систематизировать знания;
изучить ассортимент мягких сычужных сыров;
провести экспертизу качества мягких сыров, реализуемых магазином «Горный» ИП Конюхов А.М.

Содержание

Введение 4
1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Химический состав, пищевая ценность и классификация сыров 6
1.2. Общая характеристика и классификация мягких сыров 10
1.3. Сырье и технология производства 12
1.4. Маркировка и транспортировка 16
1.5. Требования к качеству сыров. Пороки сыров 17
1.6. Фальсификация 28
2. Объекты и методы исследования 30
2.1. Характеристика объектов исследования 30
2.2. Методы исследования качества 31
2.2.1. Порядок анализа маркировки и состояния упаковки 31
2.2.2. Органолептические и физико-химические методы исследования 35
2.2.3. Органолептические и физико-химические методы исследования 36
2.3.2. Определение органолептических показателей 36
2.3.3. Определение физико-химических показателей 37
3. Собственные исследования и их обсуждение 40
3.1. Результаты анализа состояния упаковки и маркировки исследуемых образцов 40
3.2. Органолептические показатели качества 47



4. Маркетинговые аспекты оценки конкурентоспособности мягких сычужных сыров 50
4.1 Понятие конкурентоспособности товара и факторы ее определяющие 51
4.2 Методы оценки конкурентоспособности товара 58
4.3 Оценка конкурентоспособности мягких сычужных сыров 64

Выводы 79
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая сыр распечатать.doc

— 806.00 Кб (Скачать документ)

    Головка сыра «Камамбер» завернута в подпергамет, затем в фольгу и уложена в  алюминиевую баночку с крышкой, оснащенной консервным ключом. Банка находится в картонной коробочке, на которую нанесена информация для потребителя. Целостность упаковки не нарушена.

    Сыр с белой плесенью «Кастелло Бри». Головка упакована в непрозрачную полимерную пленку и в пластиковый  белый стаканчик с термосвариваемой полимерной прозрачной крышкой. В ходе исследования  значительных дефектов элементов упаковки не обнаружено.

    Головка сыра «Любительский» покрыта фольгой  с нанесенными на нее элементами маркировки и термоусадочной пленкой  без видимых повреждений.

    Головка Сыра «Fatty» представляет собой шар, завернутый в подпергамент, а затем в непрозрачный целлофан. Отмечена незначительная потертость внешней оболочки, не затрудняющая чтение информации для потребителя

    Таким образом, упаковка всех представленных образцов мягких сыров, кроме сыра Камамбер соответствует требованиям ГОСТ Р 53379-2009 Мягкие сыры. Общие технические условия.

    Анализ  маркировки представленных к исследованию образцов мягких сычужных сыров представлен  в виде таблицы 3 — Маркировка мягких сыров 

 

     
 
 
 
 
Таким образом, не все образцы представленных к экспертизе мягких сыров соответствуют  требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию, предъявляемым  к их маркировке. На упаковке сыра Камамбер отсутствует информация о массовой доли жира в продукте. Кроме того, не указано, в соответствии с каким нормативным документом он изготовлен, такое же несоответствие обнаружено при исследовании маркировки сыров Моцарелла Каземастр, Рокфор Гурмет и Нарочь. Маркировка не содержит сведений о наличии в их составе компонентов, полученных с применением генноинженерно-модифицированных организмов у сыров Моцарелла Каземастр, Камамбер и Кастелло Бри. На упаковке последнего также отсутствовала информация о фирме-изготовителе на русском языке. В ходе исследования маркировки имеющихся образцов у двух (Кастелло Бри и Любительский) отсутствуют данные о соответствии продукции требованиям Технического Регламента на молоко и молочную продукцию. Остальные элементы маркировки содержатся на этикетках исследуемых образцов мягких сычужных сыров в соответствии с требованиями регламентирующего документа.
 
 

    3.2  Органолептические  показатели качества 

      Органолептические показатели являются важнейшими при  оценке качества продовольственных  товаров. Товароведная оценка этих качеств традиционно производится по 100-балльной системе:

    Результаты  исследования представлены в виде таблица 4 – Балльная оценка органолептических показателей 

 

       

 

     Самые высокие оценки по всем органолептическим  показателям получили сыры Дорогобужский и Моале. Пытуемые образцы сыров Моцарелла Каземастр, Камамбер, Адыгейский, Любительский и Fatty получили оценки несколько ниже, так как обладали недостаточно выраженными вкусом и запахом, кроме того, маркировка сыра Камамбер содержала неполную информацию для потребителя. Так же меньшее количество баллов по показателю «маркировка и упаковка» получили образец мягкого сычужного сыра Fatty (обертка этого образца оставляла следы полиграфической краски на руках) и Кастелло Бри, консистенция которого, кроме того, была слишком плотной и вязкой. Представленные к исследованию сыры Рокфор и Нарочь по результатам оценки органолептических показателей получили самую низкую оценку по сравнения с другими  испытуемыми образцами, так как первый обладал слишком резким, неприятным аммиачным запахом и слегка крошливую консистенцию, а второй – имел желтоватые пятна на поверхности головки и грубую, резинистую (ремнистую) консистенцию. Видимых признаков микробиологической порчи (вспучивание, изъязвление корки и т. п.), а также личинок сырной мухи в данных образцах  не обнаружено.

    Таким образом, все образцы мягких сычужных сыров, представленных к исследованию, по итогам оценки органолептических показателей получили оценки 75 баллов и выше, что означает, что они могут быть допущены к реализации.

 

     4  Маркетинговые  аспекты оценки  конкурентоспособности мягких сычужных сыров 

    В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между  ними существует жесткая конкуренция, и выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране.

    Объем продаж сыра в России неуклонно рос  на протяжении 2006-2010 годов. Рост рынка  не остановило даже резкое подорожание  сыра в 2007 г. под влиянием повышения цен на молоко. В 2011 г. объем продаж сыра в России достиг 750 тыс. т, из них 565 тыс. т пришлось на сычужные сыры

    В период с 2005 по 2010 годы импорт сыра на российский рынок увеличился на 100 тысяч т: с 251 до 351 тысяч т, при этом российское производство выросло всего лишь на 12 тысяч т: с 421 до 433 тысяч т. С 2011 г ситуация изменится, и доля продукции российского производства на внутреннем рынке начнет расти. Импортный сыр будет терять позиции благодаря продолжению протекционистской политики российского правительства в отношении отечественных производителей[].

    В данной части дипломной работы рассмотрены  образцы мягких сычужных сыров как  отечественных, так и зарубежных изготовителей. Каждый из них обладает собственным набором характеристик, определяющих их конкурентоспособность на рынке сбыта.

    Целью маркетингового исследования является выявление наиболее конкурентоспособного образца мягких сычужных сыров из десяти представленных.  
 

 

    4.1  Понятие конкурентоспособности  товаров и факторы,  ее определяющие 

      Главным элементом конкуренции на любом  рынке является товар, с помощью  которого производитель и торговец реализует свое желание иметь  наилучшие формы вложения капитала, а покупатель удовлетворяет имеющиеся  у него потребности. Конкурентные позиции производителя и продавца, таким образом, определяются конкурентоспособностью товаров. Существует огромное количество трактовок этого понятия. Наиболее четкое и системное определение понятия конкурентоспособность товара дают специалисты в области маркетинга. Сегодня конкуренция, как правило, разворачивается на уровне улучшенных товаров. Улучшение товара приводит специалиста по маркетингу к рассмотрению системы мотивации потребления покупателя: анализа вопроса о том, каким образом покупатель решает задачу удовлетворения своих потребностей путём использования данного товара. Так маркетолог открывает новые возможности совершенствования своего рыночного предложения с точки зрения конкурентоспособности.

          Конкурентоспособность - это способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам.  В «Словаре терминов по маркетингу»[] конкурентоспособность рассматривается как совокупность качественных и стоимостных показателей, отличающих данный товар или услугу от товара (услуги) конкурента, которая обеспечивает удовлетворение потребностей покупателя (клиента) на определённом уровне. Конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха в рыночной экономике и может рассматриваться на уровнях: конкурентоспособности товара; конкурентоспособности товаропроизводителя; отраслевой конкурентоспособности и страновой конкурентоспособности[].

    Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

    Среди определений, которые современные  ученые дают «конкурентоспособности», можно выделить пять основных признаков, лежащих в их основе:

  1. достижение коммерческих целей деятельности предприятия;
  2. соответствие требованиям определённого рынка либо конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка;
  3. соотношение между ценностью продукции, с точки зрения потребителя, и её стоимостью;
  4. уровень удовлетворения потребностей покупателей;
  5. степень превосходства товара в сравнении с аналогами по мнению потребителей.

      Необходимо  также отметить, что некоторые  авторы считают важным при определении  понятия «конкурентоспособности продукции» показать связь с таким сущностным признаком конкуренции, как соперничество, борьба за достижение лучших результатов. Есть также мнение о необходимости отражения в формулировке значения такого фактора конкурентоспособности, как наличие сертификата на систему качества у производителя продукции. Многие ученые, кроме основного признака, отмечают и другие конкурентообразующие характеристики в своих формулировках.

      Конкурентоспособность анализируется через полезность приобретаемого товара. Полезность характеризует, насколько полно товар удовлетворяет  конкретные потребности. Полезный эффект каждого товара описывается набором параметров, являющихся расширенным пониманием фактора качества. И включает в себя:

      Параметры назначения - характеризуют области  применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого в результате применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

      Параметры надёжности (безопасности) - характеризуют  нормы и правила, по которым для  конкретного рынка установлены  обязательные требования международных  и  национальных стандартов, технических регламентов и норм законодательства.

      Экологические показатели - предусматривают соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании.

      Эргономические  параметры - раскрывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма (гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим) при использовании этой продукции.

      Эстетические  параметры - характеризуют внешние  свойства - рациональность форм, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции, то есть её товарный вид. Они моделируют восприятие продукции, отражают её внешние свойства, которые для потребителя часто являются важными. Поэтому набор эстетических параметров и их ранжирование по степени значимости может быть различным для разных потребителей.

      Нормативные составляющие:

      1) соответствие продукции обязательным  стандартам качества, принятым в  законодательном порядке (классификационные);

      2) степень патентной чистоты и патентной защиты товара (параметры информационной защиты);

      3) уровень новизны товара, его техническую  новизну и концептуальную активность  на рынке (инновационные).

      Имиджевые - характеризуют структуру и ценность торговой марки товара, структуру и временные характеристики рекламной активности, уровень торговой мотивации. Поэтому одна из задач маркетинговой стратегии заключается в доведении до покупателя всего спектра потребительских свойств товара.

    Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят такие факторы как долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации и ремонта,  прочие ценные свойства; отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технические, эксплуатационные, эстетические, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.

Информация о работе Выявление соответствия качества мягких сычужных сыров, реализуемых в торговой розничной сети