Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.

Исходя из цели исследования, определился круг задач:

проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.

Содержание

Введение.............................................................................................стр. 2

Глава I. Характеристика сказочных жанров

Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22

2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26

Заключение......................................................................................стр. 37

Список использованной литературы..........................................стр. 39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

технологии работы со сказкой.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Лесосибирский педагогический институт – филиал федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Сибирский  федеральный университет» 
 

Педагогики  и методики начального образования

Факультет

Педагогики  и методики начального и дошкольного  образования

Кафедра

050708 «Педагогика  и методика начального образования»

Код и  наименование специальности 
 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  кафедрой

__________

«___»_____________2011 г. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Технологии  работы со сказкой  на уроках литературного  чтения 
 
 
 
 
 
 

Руководитель                            ____________                    

                                                        подпись, дата                                   инициалы, фамилия 
 

Студент ЗЛН 06-01 СФП         ____________                    

                                                        подпись, дата                                   инициалы, фамилия 
 
 
 
 

    Лесосибирск- 2011 

    Содержание

Введение.............................................................................................стр. 2

Глава I. Характеристика сказочных жанров

    1. Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
    2. Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14

Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

  2.1  Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22

  2.2  Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26

Заключение......................................................................................стр. 37

Список  использованной литературы..........................................стр. 39

Приложение

 

Введение

    В мире много сказок, грустных и смешных,

    И прожить на свете  нам нельзя без  них...

      «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего…»

    А.М. Горький 

    Из  произведений русского народного творчества мы узнаем о событиях седой старины, о хозяйственной и семейной жизни наших далеких предков, о том, как они воевали, обрабатывали землю, путешествовали, к чему они стремились и с чем боролись.

    Произведения  устного художественного творчества создавались всем народом. Народные сказки не могли складываться сами собой, без авторов. Каждая сказка в основе своей создавалась каким-нибудь одним первоначальным рассказчиком, имя которого обычно ни кем не запоминалось. Но если это произведение безызвестного автора из народа бывало удачным, художественным, правильно передавало настроения и чувства народа, оно тотчас же подхватывалось, запоминалось и передавалось из уст в уста.

    «Я  очень рекомендую для знакомства с русским языком читать русские  сказки, былины, сборники песен. Вникайте в прелесть простонародной речи, в строение фразы в песне, в сказе… Вы увидите здесь поразительное богатство образов, мягкость сравнений, простоту, чарующую силу, изумительную красоту. Вникайте в творчество народа, оно здорово, как свежая вода ключей горных, сладких подземных струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создает образы двумя – тремя словами…» [2, 32]. 

 

    

    Велика  роль сказки в воспитании, образовании  и развитии детей. В сказке   К.Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики».

    «Народная сказка не только интересует ребенка, не только составляет превосходное предложение  в самом первоначальном чтении, беспрестанно повторяя слова и обороты, но чрезвычайно быстро запечатлевается  в памяти детей «со всеми живописными частностями и народными выражениями»...»  [39, 16].

    Сказочная форма позволяет вести сказочные  ситуации. Через сказочные элементы учитель может найти пути в  эмоциональную сферу ребенка. Встреча с героями сказки не оставляет детей равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение. Сказка  способствует сопереживанию, тренирует эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией (например, плохой – хороший, жадный – щедрый и т.д.), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.

    Симпатии  детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через уроки продолжают воспитывать детей.

    По  словам К.Д. Ушинского, «чтение –  это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства...» [16,39].

    ...Воспитание  идет исподволь, от эмоционально-образного  содержания произведения, от переживания  детей, вызванных прочитанным.

    Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную  беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект  ребенка. Ведь ему предстоит разобраться  в нравственном затруднении. Здесь  на лицо творчество, а учитель ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети.

    Воспитание  нравственных качеств, норм поведения  – длительный процесс, и решить его за четыре года не представляется возможным: впереди еще долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей «в нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.

    Цель  работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.

    Исходя  из цели исследования, определился  круг задач:

  • проанализировать научную литературу по данной теме;
  • рассмотреть классификацию сказок;
  • создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
  • убедиться на опыте как реализуется эта система.

    В качестве объекта мы выделили обучение младших школьников чтению.

    Соответственно, предметом  обозначили работу над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе.

    Методологической  основой послужили работы, таких  известных фольклористов в области изучения сказок, как Афанасьева, Проппа и Аникина В.П.

    Нами  была предпринята попытка, обобщить научно-методический материал и сделать собственные выводы по теме работы.

    В работе мы использовали такие методы как:

  • анализ литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за деятельностью младших школьников.

    Практическую  значимость нашей работы мы видим  в том, что в ней обобщен  материал по сказкам различных жанров, а также приемы работы с жанром сказки  на уроках литературного чтения.

      Работа состоит из:

  • введения, в котором говорится о цели исследования, задачах, которые послужили созданием данной работы.
  • Двух глав: в I главе даются общие теоретические знания по сказкам – это жанровая характеристика сказок, анализ сказок в учебниках для чтения в начальных классах по традиционной системе обучения.
  • Во II главе даются методические рекомендации по работе со сказкой – это методические основы работы со сказкой и приемы организации работы по развитию речи младших школьников при работе над сказкой.
  • Заключения, в котором делаются общие выводы по проделанной работе.
  • Списка использованной литературы.
  • Приложения – это конспекты уроков по чтению с использованием разнообразных приемов по сказке.

 

    Глава I. Характеристика сказочных жанров

1.1 Жанровая характеристика  сказки.

    Талантлив русский народ. Он создал прекрасные по своему совершенству былины, песни, пословицы, поговорки, сказки...

    Сказка - один из основных видов устного народного поэтического творчества, в котором выражаются мечты человека о будущем, его отношение к действительности, его эстетические планы и мировоззрение. Сказка благодаря своему жанровому разнообразию (волшебные, легендарные, авантюрные, социально-бытовые, сказки о животных) запечатлела быт, нравы, общественные устремления людей...

    Велика  история русского народа; было в  ней то, что мы называем сегодня религиозным дурманом, суевериями. Веками религия и церковь разлучала и объединяла, отлучала и присоединяла, преданно служила господствующим классам. Но народ жил своею жизнью, пренебрегая рамками официальной церковности и религиозности. Его отношение к жизни, к миру сохраняло реалистичность и трезвость. И потому в народе всегда были сильны антиклерикальные, антицерковные, атеистические начала.

    Множество пословиц свидетельствуют о безразличии  русских к церкви: «Гром не грянет - мужик не перекрестится», «На бога надейся, да сам не плошай».

    Сказки - свидетельство самого народа - раскрывают истинное его отношение в прошлом к богу и религии.

    Сказки  учат человека быть добрым и справедливым, учат умению противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Они утверждают честность, преданность, смелость. Бесхитростные и нереальные на первый взгляд, рассказы имеют глубокий жизненный и даже философский смысл, а их фантастичность служит более яркому выражению этого смысла.

    Многие  века люди были далеки от правильного  понимания явлений природы. Ветер, который вырывал с корнями деревья, бежавшие по небу черные тучи, проливающие на землю потоки воды, гром и молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и оврагах, - все это наводило страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, движется, имеет разум. А раз так значит, все это могло принести ему вред или пользу. Будучи бессильным перед природой, человек стал поклоняться ей, ощущая себя ее частичкой [3, 21].

    Все это объясняет нам, почему звери  в сказках разговаривают, почему в известной сказке «Сивко-Бурко» умерший отец разговаривает с сыном.

    Но  все это говорит лишь об истоках  фантастики сказок, их неправдоподобного содержания. Нельзя не обратить внимания на то, что сказки рассказывают не о вере человека, а прежде всего о самых насущных, жизненно важных для него проблемах. В сказках человек высмеивал суеверия, невежество, веру в чертей и сверхъестественные явления. Такие скачки составляют определенную часть сказок о животных и значительную часть волшебных, легендарных и социально-бытовых сказок.

Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения