Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.

Исходя из цели исследования, определился круг задач:

проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.

Содержание

Введение.............................................................................................стр. 2

Глава I. Характеристика сказочных жанров

Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22

2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26

Заключение......................................................................................стр. 37

Список использованной литературы..........................................стр. 39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

технологии работы со сказкой.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

 

    Глава II.Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

    2.1 Методические основы работы со сказкой.

    Для достижения идейно-художественной ценности произведения необходимо организовать работу так, чтобы дети не только активно участвовали в разборе произведения, но и высказывали самостоятельные суждения. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью и уровнем развития учащихся.

    Мир сказок прекрасен и увлекателен  для младших школьников. Их захватывает острый, занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развиваются события. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств.

    Сказка  развивает оценочные суждения школьников, в процессе анализа сказки, дети неоднократно сталкиваются с вопросами: «Какие качества больше всего ценятся в людях? За что наказывают, а за что поощряют? Почему некоторым героям на помощь приходят даже силы природы?»

    Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки.

    Чрезвычайно важна ее познавательная сторона. Однако их главная ценность заключается не столько в показе отдельных моментов жизни народа, сколько в самом подходе к изображению этого народа. Велико значение сказки как средства формирования и развития навыков речи учащихся, как устной, так и письменной. Тексты сказок, прекрасный материал для формирования связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, этикеты), а так же принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

    В начальных классах школы, согласно программы, учащиеся знакомятся с народными сказками и авторскими.

    Методика  работы над сказкой, в основном, не отличается от рассказа. Но есть свои особенности, благодаря которым работа над ней становится наиболее интересной для детей и продуктивной.

    Методы  и приемы работы над содержанием  сказки очень разнообразны.

    В большинстве своем мы привыкли традиционно  относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящая перед взрослыми, - познакомить детей с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать и т.д.

    Это так называемое традиционное направление  работы со сказкой.

    Фесюкова Л.Б., предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.).

    Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

    Нетрадиционный  подход как раз дает и учителю  и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Такова должна быть главная установка перед учителем не только при работе со сказкой, но и при работе с любым другим произведением.

    Вот несколько примеров.

    В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего, потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

    Или сказка «Принцесса на горошине», главной  идеей которой может послужить высказывание – «Изнеженность - достоинство принцесс...»

    Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки школьникам знакомо (они ее и читали, и наверняка видели по телевизору). Важно не опоздать с главным, – научить детей оценивать своих любимых героев с этической точки зрения.

    Или в сказке «Рукавичка, мы также предлагаем раскрывать ее главный смысл с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

    Здесь хочется привести высказывания о  доброте выдающегося педагога Ш.А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. Мы то бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобщая. «Спеши творить добро» – в этом латинском призыве сохранена именно всеобщность доброты... Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание и сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявить храбрость, самоотверженность... В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств» [Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Издательский дом Шалвы Амонашвили - 1966. - С. 65].

    Для развития речи детей необходимо чаще прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Дети могут дать таки новые названия как: «Дружный домик», «Дедова рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д. Это способствует более полному осмыслению сказки, т.к. нельзя дать ей название, не поняв смысла. Это же в свою очередь развивает воображение, и опять таки, формирует речевые умения на основе рассуждения: почему назвал именно так, а не иначе.

    Не  факт, что большинство сказок школьный программы давно известны детям, и многим из них чтение таких сказок неинтересно, а следовательно познавательная активность сходит на нет. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему: «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Например, можно предложить детям такую игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.». Задания такой направленности в свою очередь формируют развитие логической речи и мышления.

    Но  сказка, помимо всего перечисленного, должна способствовать и развитию навыков общения. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуется взять в руки «микрофон», т.к. дети в силу своих возрастных особенностей, настроены в большей степени на игровую деятельность. Героев интервью (кто дает, кто берет) и по какому оно поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

    В качестве еще одного метода для формирования и развития навыков речи, в литературе предлагается объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа как для учителей, так и для школьников. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первой сказки и придумать ее новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение, и мышление ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель.

    Следующий метод в общей системе формирования речевых умений является «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?; Чем закончилась сказка «Морозко»? и т.п.). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли и др.). К примеру: «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот оказался победителем?» Т.о., дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную задачу, логически осмысляя последствия тех или иных действий, которые герой совершит. 

    2.2 Приемы организации  работы над содержанием сказки.

    Теперь  перейдем непосредственно к рассмотрению некоторых форм работы над содержанием сказки. Приведем несколько примеров организации такой работы, помогающие формированию навыков сознательного понимания содержания сказки

    1. Работа над эпитетами  как одно из  средств развития речи младших шкошльников

    Работа  над языком сказки актуальна для  развития речи младших школьников

    В сказке представлены эпитеты, характеризующие  персонажей, чудесные предметы, определяющие места сказочных событий.

    Эпитеты, характеризующие действующее лицо волшебной сказки, обозначают возраст, внешние данные, физические качества персонажа, его сословную принадлежность. Традиционно в сказке выделяется общее свойство (молодость, старость, красота), которое не конкретизируется и, как правило, имеет значение для развития действия.

    На  этапах анализа предлагаем следующие  задания:

  • Найди в сказке определения к словам: Елена (Прекрасная); девица (красная); жена (молодая); сын (старший, средний, младший); брат (младший, средний, старший); дети (милые); девочка (красивая, ленивая); крестьяне (простые); дочь (царская) и т.д.
  • Как ты понимаешь значение сочетания слов царская дочь, младший сын, молодая жена?
  • Какие эпитеты, характеризующие действующих лиц сказки, являются общефольклорными?

    И другие задания.

    В бытовой сказке особую роль играют эпитеты, определяющие моральные качества персонажей, социально-экономическое положение и профессию. Количество эпитетов, обозначающих внешние данные, физические качества, возраст персонажей, невелико.

    На  этапе анализа таких сказок предлагаем следующие задания:

  • Найди в тексте сказки определения к следующим словам: крестьянин (бедный, богатый); старик (скупой); человек (дорожный, служивый, добрый) и т.д.
  • Как выявленные определения характеризуют действующих лиц сказки?
  • Назови эпитеты, которые относятся к отрицательным персонажам сказки (сердитая барыня, скупой, прижимистый старик и т.д.).

    И другие.

    Эпитеты подчеркивают функциональную значимость пространства сказки. Например, некоторое царство, некоторое государство входит в формулу сказочного зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицею...». Зачин в целом обособляет сказочное пространство от реального пространства сказочника и слушателей. Эпитет несет основную смысловую нагрузку – показывает условность, неопределенность действия сказки.

    На  этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

  • Найди зачины (или концовки) в тех сказках, которые ты прочитал.
  • Определи, где зачин сказки: «Стали они жить поживать и добра наживать...»; «За тридевять земель, в тридесятом царстве...»; «Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди...» и т.д.
  • Что обозначает тридесятое царство? (место его нахождения).

    И так  далее.

    В сказке обширную группу представляют эпитеты, характеризующие волшебные  предметы. Волшебные предметы включают в себя объекты поисков героя (трудные задачи) и чудесные средства, с помощью которых персонаж выполняет трудные задачи.

    На  этапе анализа сказки предлагаем следующие задания:

  • Что нужно добыть герою?
  • Кто отправляет на поиски персонажа?
  • Какой эпитет чаще всего характеризует чудесные предметы? (В объектах поисков героя чудесное, обычно заключается лишь в их внешнем виде – необычайной красоте и определяется через признак золотой).

    И так  далее.

    На  этапе анализа сказки работа над  эпитетами, характеризующими персонажей, чудесные предметы и определяющими место сказочных событий, актуальна для развития речи младших школьников.

    2. ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ  В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

    Данный  метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения