Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить эффективные методы и приемы работы над содержанием сказки на уроках литературного чтения.

Исходя из цели исследования, определился круг задач:

проанализировать научную литературу по данной теме;
рассмотреть классификацию сказок;
создать систему уроков, направленную на углубленное усвоение и понимание детьми содержания сказки;
убедиться на опыте как реализуется эта система.

Содержание

Введение.............................................................................................стр. 2

Глава I. Характеристика сказочных жанров

Жанровая характеристика сказки...........................................стр. 6
Изучение сказок различных жанров младшими школьниками.............................................................................................стр. 14
Глава II. Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения

2.1 Методические основы работы со сказкой...........................стр. 22

2.2 Приемы организации работы над содержанием сказки......стр. 26

Заключение......................................................................................стр. 37

Список использованной литературы..........................................стр. 39

Приложение

Работа состоит из  1 файл

технологии работы со сказкой.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Изучение сказок  различных жанров  младшими школьниками.

    Начальная школа всегда рассматривается как  школа формирования базовых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения основ науки и культуры.

    В плане литературного развития, приобщения учащихся к «большой» литературе начальная школа ставит перед собой следующие основные задачи:

  • формирование навыка чтения;
  • расширение кругозора детей;
  • улучшение воспитательного воздействия читаемого материала. Для этого необходимо:
  • учитывать специфику читаемого текста;
  • раскрыть широкий мир литературного творчества;
  • показать красоту и богатство искусства;
  • научить адекватно воспринимать текст;
  • воспитывать творческого читателя, для которого чтение не просто извлечение информации, а сопереживание.

    Все вышеперечисленное касается, конечно  же, всех литературных и видов произведении (рассказов, повестей, стихотворении, былин, сказок и т.д.). Но ведь если рассматривать все виды литературных произведений, то ни один из них не сравнится своим многообразием со сказкой. Сказочный жанр многолик и разнообразен, невозможно в пределах 4-хлетней начальной школы, рассмотреть и познакомиться со всем многообразием сказочных жанров и их подтипами.

    Покажем на основе сделанного нами анализа  учебников для чтения, какие сказки и какого жанра преобладают в начальной школе.

    Как и положено, для в традиционной системы обучения сказки как правило не меняются и на протяжении нескольких лет остаются прежними. Это такие сказки как: «Конек-Горбунок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила» (отрывок «У лукоморья дуб зеленый…»), «Мороз Иванович», «Стойкий оловянный солдатик», «Сказка о царе Салтане», «Спящая царевна» и «Теремок». Как видно все эти сказки преимущественно волшебного жанра, что естественно не способствует расширению читательского кругозора. Как правило, в традиционной системе не уделяется большого внимания сказкам других жанров. Эти сказки представляются обычно не большими по объему произведениями, к ним относятся: «Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Мужик и медведь»  - по своему смыслу больше похожие на басни.

    Однако  в развивающих системах, в последнее  время стало уделяться гораздо большее внимание жанровому разнообразию сказок. Так в системе «Эльконина-Давыдова», представлены такие сказки, которые еще никогда не включались в курс начальной школы. Это такие сказки как: «Середина сосиски» и «Хорошо спрятанная котлета» из цикла «Приключения котенка Гав» Григория Остера; «Ежик в тумане» С. Козлова; «Как муравьишко домой спешил» В. Бианки; «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Ларри, а так же «Алладин и волшебная лампа» (арабская сказка). Однако эти сказки дети уже знают, не читая их. Они много раз были сюжетом для фильмов и мультфильмов. Это конечно же минус, ведь детям явно будет неинтересно читать то, что они уже знают.

    На  наш взгляд, необходимо вводить сказки в каждом классе равномерно, а не кидаться из класса в класс, из жанра в жанр, не осознавая разницы между ними. Это мы говорим к тому, что, проанализировав учебники можно сделать вывод о том, что наличие сказок в том или ином классе неравномерно. Так, к примеру, у авторов Свиридовой В.Ю. и Чураковой Н.А., составителей учебников для чтения в начальных классах по системе развивающего обучения «Занкова», сказки в I-ом классе практически не представлены – их немного и они все очень маленькие по объему. Но во II-ом классе, количество сказок и их объем резко возрастает, однако к III-му классу они снова теряют свое значение. И уже в четвертом классе их представлено всего 6, учитывая, что книга для IV-го класса состоит из 2-х частей, и изучается на протяжении всего учебного года – на наш взгляд это очень мало.

    В традиционной системе, тенденция распределения  сказок практически аналогична. В I-ом классе внимание им не уделяется. Зато во II-ом классе, недостаток сказок с лихвой окупается. Но , как и в развивающей системе, к III-му классу, внимание сказкам уделяется меньше. А уже в IV-ом, сказки снова преобладают.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в развивающей системе обучения, сказки равномерно «исчезают» из класса в класс (не считая I-го). А в традиционной – внимание сказкам уделяется скачкообразно.

Анализ  учебников по традиционной системе «Школа 2100»

    Книги для чтения по программе I – IV.

    Бунеевы представляют комплект книг для чтения в начальных классах по программе I – IV, состоящий из 7 учебных пособий. Для I-го класса представлена книга «КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА», для II-го класса – «МАЛЕНЬКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШОЙ МИР», состоящая из 2-х частей. III-му классу предлагается книга «В ОДНОМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ», так же состоящая из 2-х частей. Книга для чтения в IV-ом классе – «В ОКЕАНЕ СВЕТА», так же состоит из 2-х частей. Проанализируем, как представлены сказки в каждой книге в отдельности.

    Книга для чтения в I-ом классе – «КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА». На наш взгляд, данное пособие является как бы введением для изучения основного курса книг для чтения программы Бунеевых. Это пособие имеет яркое оформление: красочные рисунки, используются фотографии и удобочитаемый шрифт.

    Весь  курс изучения данной книги поделен  на 4 раздела.

    В первом разделе, «Попрыгать, поиграть…», сказки представлены очень скудно. Все их можно отнести только к социально-бытовому жанру – это такие сказки как: «Крокодил Гена и его друзья» (2 отрывка), «Приключения Незнайки и его друзей» (отрывок); все эти сказки очень не большого объема до 4-х страниц.

    Во  втором разделе, «Наш дом», сказки вообще отсутствуют.

    В третьем разделе, «Ребятам о зверятах», представлена только стихотворная сказка Юнны Мориц «Ворона», очень не большого объема.

    В четвертом разделе книги для  чтения в I-ом классе, «Маленькие открытия», так же была использована только одна сказка очень не большого объема – «Почему ноябрь пегий». Эта сказка относится к жанру сказок о животных.

    Т.о. сказки в книге для чтения в  I-ом классе по программе Бунеевых представлены в очень не большом объеме, учитывая, что эта книга рассчитана на весь учебный год.

    Книга для чтения во II-ом классе – «МАЛЕНЬКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШОЙ МИР», состоящая из 2-х частей, имеет так же красочное оформление, однако число рисунков в книге заметно меньше. Все произведения, представленные в книге, имеют значительно больший объем по сравнению с первым учебником.

    Книга для чтения во II-ом классе, часть I-я, так же поделена и состоит из 3-х разделов.

    Первый  раздел, «Там, на неведомых дорожках…», представлен только сказками. В нем использованы следующие произведения: «Царь-девица» (русская народная сказка), «Конек-Горбунок» (отрывки), «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мороз Иванович», «Серебряное Копытце» и в заключении литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса». Все эти сказки довольно крупного объема (от 8 до 14 страниц), и в основном волшебного жанра, однако, сказку «Мороз Иванович» можно отнести и к социально-бытовому жанру.

    Во  втором разделе, «Сказочные человечки», представлены сказки зарубежных авторов. Таких как А. Милн («Винни-Пух», отрывок), Дж. Р.Р. Толкин («Хоббит», отрывки), Дж. Родари («Приключения Чиполлино», отрывок) и др.. Из отечественных авторов, представлен только А. Толстой («Золотой ключик или приключения Буратино», главы). Все сказки так же крупного объема, от 17 до 24 страниц и к каждой сказке предусмотрены рисунки.

    В третьем разделе, «Сказочные богатыри», представлены следующие сказки: «Руслан и Людмила» (отрывок), «Сказка про Илью Муромца» (отрывок), «Дыйканбай и дэв» (киргизская сказка), «Богатырь Назнай» (дагестанская сказка); а так же былина «Илья Муромец и Святогор» (отрывки). Все произведения очень не большого объема, до 4-х страниц.

    Вторая  часть книги «МАЛЕНЬКАЯ ДВЕРЬ  В БОЛЬШОЙ МИР», продолжает «традиции» первой. Она так же делится на 3 раздела и начинается, в продолжение первой, с IV-го.

    Четвертый раздел, «Сказка мудростью богата», представлена сказками народов мира. Это: «Мудрый старик» (татарская сказка), «Мудрая девушка» (киргизская), «Мудрая дева» (русская), «Честный мальчик» (корейская), «Настоятель и служка» (японская) и другие. Все сказки не большие по содержанию, относятся к социально-бытовому жанру и несут в себе нравоучительный характер.

    Пятый раздел, «Сказка – ложь, да в ней намек…», так же представлен сказками народов мира, однако этот раздел уже «разбавлен» другими произведениями не сказочного жанра. В нем представлены сказки: «Лиса и рак» (русская сказка), «Похождения дикого кота Симбы» (африканская), «Как петух лису обманул» (латышская), «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и Братца Медведя ловить луну» (сказка афроамериканцев США) и другие. Как уже видно из названии, все эти сказки о животных. Они так же не большие по объему, от 1 до 8 страниц.

    Шестой, заключительный, раздел книги для чтения во II-ом классе «МАЛЕНЬКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШОЙ МИР», представлена следующими сказками: «Маленький принц» (отрывки) А. де Сент-Экзюпери, «как Алиса в море побывала» Дж. Родари, «Честное гусеничное» В. Берестова и другие. Все сказки разнообразны по жанру, и не большие по объему, за исключением «Маленького принца».

    Т.о. книгу для чтения во II-ом классе «МАЛЕНЬКАЯ ДВЕРЬ В БОЛЬШОЙ МИР» в 2-х частях, можно поставить в противовес книге для чтения в I-ом классе «КАПЕЛЬКИ СОЛНЦА». В ней, в большей степени представлены сказки, все они разнообразны и по жанру и по объему.

    Книга для чтения в III-ем классе – «В ОДНОМ СЧАСТЛИВОМ ДЕТСТВЕ», состоящая из 2-х частей, так же как и предыдущие книги делится на разделы, каждый из которых имеет свое название.

    Первая  часть книги состоит из 5 разделов. Однако, сказки представлены лишь в 2-х: в первом разделе, «Прощание с летом» – сказка «Дядя Федор, пес и кот» (2,3 главы) и в четвертом разделе, «Уроки и перемены» - сказка «В стране не выученных уроков» (главы).

    Но  вторая часть книги мало чем отличается от первой.

    Начинается  книга с 6-го раздела, в продолжение  первой части, и заканчивается 15-м.

    Шестой  раздел, «И кот ученый свои мне сказки говорил…», представляет на суд ученикам, сказки зарубежных и русских авторов. Это: «Ослиная шкура» Ш. Перро; «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсона; «Элли в плену у людоеда» (из книги «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и другие, а так же «Кот и лиса» (русская сказка), «Синдбад-Мореход» (арабская сказка). Сказки большие по объему, до 10 страниц, и разнообразные по жанру.

    В десятом разделе, «Наполним музыкой сердца», представлена сказка «Тайна запечного сверчка» Г. Цыферова. Сказка не большая по объему, всего 5 страниц.

    Во  всех остальных разделах сказки отсутствуют.

    Т.о. образом, изобилие сказок в книге для чтения во II-ом классе, компенсируются их значительным уменьшением в III-ем.

    Книга для чтения в IV-ом классе – «В ОКЕАНЕ СВЕТА», состоящая из 2-х частей, так же как и все предыдущие делится на разделы.

    В Первом разделе, «Любимые книги», представлена сказка «Приключения Электроника» (главы) Е. Велтистова. Она крупная по объему, 18 страниц и не перегружена рисунками.

    Во  втором разделе, «У истоков русской детской литературы», представлены произведения, на наш взгляд довольно трудные для понимания детьми, таки как «Борис Годунов» (отрывок) А.С. Пушкина, «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» (отрывки) и другие. Так же присутствует только одна сказка – «О поселянине и медведице» Д. Герасимрва.

    В третьем разделе, «XIX век. Путешествие продолжается», представлены сказки: «Черная курица или подземные жители» (отрывки), «Сказка о царе Солтане», «Спящая царевна», «Два брата» и «Война грибов с ягодами». Это сказки социально-бытового и волшебного жанра. Они так же не перегружены рисунками и крупные по объему, до 21 страницы.

    Вторая  часть книги начинается четвертым, заключительным разделом.

    Четвертый раздел, «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями», завершает программу книг для чтения авторов Бунеевых. Этот раздел не богат сказками, а скорее наоборот, готовит детей к освоению более взрослой литературы. Здесь представлены такие рассказы как «Тимур и его команда», «Гайдар и дети», «На далекой Амазонке» и другие.

    Из  сказок, здесь есть такие как «Три толстяка» (отрывки), «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Снежный цветок» (пьеса-сказка) и некоторые другие. Сказки, представленные в этой части, носят лишь социально-бытовой характер, и крупные по объему, до 17 страниц.

    Т.о. образом, если проследить тенденцию  используемых сказок в программе Бунеевых, то мы увидим резкие перепады их по количеству и жанровому разнообразию в отдельно представленных классах. Так например, если в I-ом классе сказок было очень мало, то во II-ом, их количество и разнообразие резко увеличивается. Затем, в III-ем классе снова происходит спад, а IV класс представлен уже более сложными сказками, готовящими детей к освоению взрослой литературы.

Информация о работе Технологии работы со сказкой на уроках литературного чтения