Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Зарубежная литература" (вторая половина 20 века).
Магическое, фантастическое видение, постоянно расширяя радиус действия в латиноамериканском романе, становится творческим принципом писателей, которые в окружающей реальности находят многие черты, неподвластные рациональному осмыслению. Гарсиа Маркес в одном из своих выступлений отметил: «Я верю в магию реальной жизни. Я думаю, что Карпентьер «магическим реализмом» на самом деле называет то чудо, каким является реальность и именно реальность Латинской Америки вообще и в частности реальность карибских стран. Она - магическая». Гарсиа Маркес постоянно говорит об объективном существовании «фантастической реальности», которая и порождает своеобразие латиноамериканского романа. Суть «магического реализма» состоит в признании неограниченной свободы, с которой романисты Латинской Америки сращивают сферу заземленного быта и сферу сокровенных глубин сознания, «замыкая» начала и концы исторического, духовного бытия своих народов, высвечивая мифологические первоосновы самых современных проблем.
Своеобразие нового латиноамериканского романа (его нередко называют барочным - избыточность и чрезмерность латиноамериканской прозы, ее перенасыщенность описаниями и деталями) многие писатели объясняют самой действительностью Латинской Америки, хаотической и противоречивой, неразгаданной и требующей истолкования. Обращение к литературному наследию различных времен и народов - характерная черта, присущая творчеству большинства романистов. Такое обращение подразумевает и момент критической переоценки, подчас смеховой, как, например, в романе «Сто лет одиночества». Многоплановую книгу Гарсиа Маркеса можно рассматривать и как грандиозную травестию истории Латинской Америки, в которой пародийно воспроизводятся многие этапы мировой литературы - от античного эпоса до семейного романа.
При чтении романа возникают довольно прозрачные ассоциации. Некоторые критики не без основания усмотрели в плавании «Малькольма» по неведомому курсу, в абсурдном режиме на корабле, в подвиге лучших из пассажиров символический образ Аргентины 50-х гг., плывущей навстречу своей судьбе. Во всяком случае, погибший герой - зубной врач Медрано - и его товарищи должны быть отнесены, по терминологии Кортасара, к его любимым «духовным детям» - хронопам
Основные тенденции развития западной литературы второй половины ХХ в.
Со второй половины 20 века философия начала предлагать человечеству смириться с тем, что в нашем бытии нет абсолютных начал, но воспринималось это не как бессилие человеческого разума, а как некое богатство нашей природы, так как отсутствие первичного идеала стимулирует многообразие видения жизни. Нет единственно правильного подхода – все они правильны, адекватны. Так формируется ситуация постмодернизма.
С точки зрения постмодернизма модернизм характеризуется стремлением познать начало начал. А постмодернизм приходит к мысли отказаться от этих стремлений, т.к. наш мир – мир многообразий, движений смыслов, при этом ни один из них не является самым верным. Человечество должно принимать это многообразие и не претендовать на постижение истины. С человека снимается груз трагедии и хаоса, но он осознает, что его выбор – один из множества возможных.
Постмодернизмом занимались разные гуманитарные науки. Мишель Фуко – новая концепция истории: история дискретна. События – изменения в трактовке человеком окружающего его мира. История – цепочка событий, происходит вспышка, и человечество начинает видеть мир по-другому. Все очень относительно. Это отразилось на литературе.
Постмодернизм абсолютно сознательно ревизирует все литературное наследие. Оно становится сегодня существующим культурным контекстом – огромной культурной ненаписанной энциклопедией, где все тексты относятся друг к другу как части интертекста.
Любой текст оказывается цитатой другого текста. Мы знаем что-то, следственно можем выразить это словами. Откуда мы их знаем? Услышали, прочли – узнали. Все, что мы не знаем, тоже описывается словами.
Наша культура состоит из культурного контекста. Литература – часть культурного контекста, в котором мы живем. Мы можем пользоваться этими произведениями, они -часть той реальности, картинку которой мы сами себе создаем.
Все наше знание – информация, которую мы усвоили. Она к нам приходит в виде слов, которые кто-то оформляет. Но этот кто-то не является носителем абсолютного знания – эта информация является просто интерпретацией. Каждый должен понимать, что не является носителем абсолютно знания, но вместе с тем, наши интерпретации могут быть более или менее полными, в зависимости от количества обработанной информации, а правильными или неправильными они быть не могут.
Отличительная черта постмодернизма – концептуальность.
В произведении закрепляется видение писателем мира, а не просто описывается мир. Мы получаем картинку, как она возникает в сознании автора.
Постмодернизм возникает в результате 3 факторов:
1) невозможность современного гос-ва защитить человека. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего традиционное - буржуазное. П. отражает постинд. общ-во, которое приходит на смену буржуазному. Ед.ценностью становится информация. 2) растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих сердце и душу из процессов коммуникации; 3) активное включение в жизнь общества новых социальных групп, которые ранее были аутсайдерами, таких как феминистские и экологические движения.
Предпосылка: новая культура отражает состояние мира после 2МВ.
И модернизм, и постмодернизм исследуют сознание человека. В П. одна реальность – реальность человеческого сознания. Понятие нормы при этом отсутствует – у каждого она своя.
Принципы:
- Отказ от любой иерархической системы и неверие в существование истины в постмодернизме проявляются в тотальном цитировании. Постмодернисты не верят в возможность сказать что-то новое. В литературе постмодернизма даже возникает даже особый жанр - центон (в переводе с лат. "лоскутное одеяло") - произведение, состоящее только из цитат;
- В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость, ирония;
- Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем – принцип интертекстуальнсоти;
- сниженная лексика: Я вас люблю. Любовь еще (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги.
- неомифологизм – миф окончательно лишается сакральности, разрушается до основания. Если в М. используется как способ создания новой модели мира, то в П. миф показывает, что в мире не осталось места священному и сокральному.
Таким образом, происходит разрушение целостности эстетической системы.
Искусство постмодернизма предлагает принципиально новую трактовку таких категорий, как художественное время и пространство: условно говоря, для постмодернизма верно утверждение: сколько людей - столько реальностей. Писатель-постмодернист создает свою пространственную модель мира. Х.Л. Борхес, например, Вселенную представляет в виде Вавилонской Библиотеки, состоящей из бесчисленного количества шестигранников. Постмодернистское пространство создается либо путем универсализации, когда моделируется космическое пространство (Х.Л. Борхес), либо в результате гиперболизации определенной реалии социальной жизни.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Зарубежная литература" (вторая половина 20 века)