Аттестация госслужащих на примере Арбитражного суда Московской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Аттестация государственных служащих является актуальным вопросом в настоящее время, именно поэтому видна практическая ценность данной работы, прежде всего в возможности осознать и воспринять теоретические и практические аспекты разрабатываемой темы в ее единстве и соотношении с современностью. Что касается разработанности темы исследования работы, то хочется отметить, что по вопросам работы имеется довольно большое количество различных исследований, монографий и научных статей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Понятие аттестации государственных служащих в трудах отечественных ученых
1.2. Нормативно-правовые основы аттестации госслужащих
Выводы
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АТТЕСТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Краткая история, система управления и система ДОУ Арбитражного суда Московской области
2.2. Нормативно-правовые основы аттестации государственных служащих в Арбитражном суде Московской области
2.3. Анализ проведения аттестации в АСМО
Выводы
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АТТЕСТАЦИИ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ФИНОГЕНОВА Ю.Н. ДОУ-Д-4 Курсовая работа Аттестация госслужащих.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

     Д.Н. Бахрах аналогично В.И. Курилову выдвинул двойственную трактовку аттестации. Так, Д.Н. Бахрах выделяет: общую аттестацию, проводимую в целях оценки работы государственных служащих, повышения у них чувства ответственности, и персональную аттестацию, проводимую в целях решения вопросов о присвоении государственному служащему очередного звания, о назначении государственного служащего на иную должность, об увольнении служащего, как следует из названия, персональная аттестация проводится в отношении отдельных государственных служащих11.

     Аттестация  призвана способствовать формированию кадрового состава государственной  гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

     Как можно видеть, базовая цель аттестации прослеживается в каждом из рассматриваемых  определений, а именно: определение  пригодности служащего к дальнейшей работе в занимаемой должности.

     Что касается определений аттестации, содержащихся в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, то, представляя собой лишь простую компиляцию федерального законодательства, они мало чем отличаются от определений аттестации, приводимых в действующем федеральном законодательстве.

     Таким образом, мы наблюдаем сохранение практики законодательных собраний субъектов Российской Федерации в части, касающейся принятия законов о государственной гражданской службе, простой компиляции и минимального внесения изменений.

     Таким образом, с учетом вышеизложенного можно констатировать, что аттестация служащих приобрела вид узкоспециализированного явления, единственной целью которого является определение дальнейшего соответствия служащего замещаемой должности; относительное разнообразие определений аттестации мы можем обнаружить лишь в трудах отечественных ученых, посвященных рассматриваемой проблематике, в то время как законодательство не отличается особым разнообразием определений.

 

      1.2. Нормативно-правовые  основы аттестации  государственных  служащих

     Аттестация  федеральных государственных служащих декларируется современным законодательством  в качестве обязательной нормы для  определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности  федеральной государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда.

     В законодательстве регламентирован  порядок аттестации различных категорий  служащих. В данном случае вопросы  документирования аттестации служащих мы будем рассматривать на основе нормативных актов, посвященных аттестации государственных служащих. Следует отметить, что их положения в определенной части могут быть использованы и при организации аттестации других категорий служащих, в том числе и в негосударственных организациях.

     Федеральный закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации"№ 58 –  ФЗ от 27.05.2003г. гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда12.

     В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями от 02.02.2006) этим вопросам полностью посвящена ст. 48 «Аттестация гражданских служащих». О внеочередной аттестации гражданских служащих сказано в ст. 31. В ст. 37, посвященной расторжению служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, говорится о возможности расторжения служебного контракта и увольнении служащего вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Организация и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих называется в ст. 44 одним из направлений кадровой работы. В ст. 47 определено, что положения должностного регламента учитываются при проведении аттестации гражданского служащего. Оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации называется одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы (ст. 60). Результаты аттестации гражданского служащего могут быть основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку (ст. 62)13.

     В ст. 48 Закона установлено, что Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента РФ. В настоящее время действует Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (далее – Положение). В Положении определяется порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской службы Российской Федерации в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах.

     Остановимся подробнее на нормах данного Положения, которые касаются документов, обеспечивающих проведение аттестации государственных  служащих.  

     В Положении (п. 7) установлено, что для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

     а) о формировании аттестационной комиссии;

     б) об утверждении графика проведения аттестации;

     в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

     г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии14.

     Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

     В п. 8 Положения, посвященном составу  аттестационной комиссии, указано, что  в состав комиссии включаются также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов.  

     В Положении (пункты 10, 11) подробно описаны требования к графику проведения аттестации. Он ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются:

     а) наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация;

     б) список гражданских служащих, подлежащих аттестации;

     в) дата, время и место проведения аттестации;

     г) дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с  указанием ответственных за их представление  руководителей соответствующих  подразделений государственного органа.  

     Следует отметить, что зачастую по поводу аттестации издается не один, а несколько правовых актов, посвященных ее отдельным вопросам. В п. 7 Положения сказано, что правовой акт о проведении аттестации должен содержать положение о «подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии», но сами эти документы не названы. К таким документам относятся планы проведения аттестации, положения об аттестационных комиссиях, регламенты их работы, перечни вопросов для оценки квалификации служащих и другие документы.

     Согласно  Положению (п. 12) не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Отзыв подписывается непосредственным руководителем гражданского служащего и утверждается вышестоящим руководителем. В п. 13 Положения определена структура этого документа. Он должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

     а) фамилия, имя, отчество;

     б) замещаемая должность гражданской  службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

     в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский  служащий принимал участие;

     г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов  профессиональной служебной деятельности гражданского служащего15

     В соответствии с Положением (п. 14) к  отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации. Как установлено в п. 15 Положения, кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

     Тем самым, нормативно-правовую основу  аттестации государственных служащих в РФ составляют:

  1. ФЗ РФ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
  2. Федеральный закон № 58 -ФЗ от 27.05.2003г "Об основах государственной службы Российской Федерации»
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011)
  4. Указ Президента РФ «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1.02.2005 г. № 110.
  5. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ, утв. Указом Президента РФ от 1.02.2005 г. № 110.

     Именно  на основе этих нормативно-правовых актах  субъекты Российской Федерации и непосредственно сами организации составляют свои акты, регламентирующие порядок проведения и организации аттестации государственных служащих. И всё? Все профессионалы, специалисты во всех областях? Бухи знают юридическое дело? Кто в составе комиссии?

 

      ВЫВОД

     К определению понятия "аттестация государственных служащих" в настоящее  время существует разный подход, который  состоит в понимании аттестации через процесс оценки результативности деятельности государственного служащего  за определенный период времени, через мероприятие, проводимое в системе государственной службы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, как метод оценки персонала организации, где руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев и как процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления степени их соответствия занимаемой должности.

     Обобщая все изложенные выше точки зрения, можно сформулировать следующее  понятие. Аттестация - это административно-правовая процедура по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров.

     В последнее время аттестация служащих приобрела вид узкоспециализированного  явления, единственной целью которого является определение дальнейшего соответствия служащего замещаемой должности;  относительное разнообразие определений аттестации мы можем обнаружить лишь в трудах отечественных ученых, посвященных рассматриваемой проблематике, в то время как законодательство не отличается особым разнообразием определений.

     Главная цель аттестации государственных гражданских  служащих субъектов РФ состоит в  совершенствовании деятельности региональных органов государственной власти и их структурных подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы.

Информация о работе Аттестация госслужащих на примере Арбитражного суда Московской области