Арбитражные суды в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Подведомственность дел арбитражным судам………………………..4
2. Высший Арбитражный суд Российской Федерации, его состав, структура и полномочия…………………………………………………...9
3. Арбитражные суды в субъектах Российской Федерации……………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

арбитр. суды.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Введение…………………………………………………………………………...3

          1. Подведомственность дел арбитражным судам………………………..4

    2. Высший Арбитражный суд Российской Федерации, его состав,   структура и полномочия…………………………………………………...9

      3. Арбитражные суды в субъектах Российской Федерации……………15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список  используемой литературы……………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Арбитражные суды, действующие в настоящее  время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

    Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

    Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

 

1. Подведомственность дел арбитражным судам

    В соответствии с Законом «Об арбитражных судах», арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 года Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1585) и Арбитражным процессуальным кодексом российской Федерации (АПК РФ), принятым в 1995 г. (СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1709). Высшему Арбитражному Суду посвящена ст. 127 Конституции Российской Федерации.

    Арбитражный суд субъекта Российской Федерации  является основным звеном в системе  арбитражных судов.

    Подведомственность  дел арбитражным судам устанавливается  федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст.22) Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя.

    Российской  Федерацией и субъектами Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации.

    Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции.

    За  защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане. Под организациями следует понимать юридические лица, предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы и частные предприятия. Под гражданами понимаются граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, и их объединения. Организации и граждане могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой, а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.

    В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право  на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

    До  передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке, за исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан предпринимателей.

    Наиболее  типичными экономическими спорами, разрешаемыми арбитражными судами, являются следующие:

  • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
  • об изменении условий или о расторжении договоров;
  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
  • о признании права собственности;
  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
  • о возмещении убытков;
  • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов  государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  • о признании не подлежащих исполнению исполнительного, или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
  • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

    В деятельности арбитражных судов  и Высшего Арбитражного Суда все  больше места занимают споры о  признании недействительными ненормативных  актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства.

    Иные  дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя прежде всего дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Практические  рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г.   № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам».

    Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает  также, что арбитражный суд рассматривает  подведомственные ему дела не только с участием организаций и граждан-предпринимателей Российской федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    Разрешая  дела, арбитражные суды руководствуются  Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

    Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми  органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

    Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    В системе арбитражных судов имеется три звена:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (низшее звено)
  2. Федеральные арбитражные суды округов (среднее звено);
  3. Высший арбитражный суд Российской Федерации (высшее звено)

    В арбитражных судах, в отличие  от судов общей юрисдикции, имеется  не три, а четыре инстанции:

  1. Первая инстанция — рассмотрение дела по существу.
  2. Апелляционная инстанция — пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу, по жалобам сторон.
  3. Кассационная инстанция — пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, тоже по жалобам сторон.
  4. Надзорная инстанция — тоже пересмотр решений, вступивших в законную силу, но только по протестам уполномоченных на то лиц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Высший Арбитражный  суд Российской  Федерации, его  состав, структура  и полномочия

    Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными суда осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъясню по вопросам судебной практики.

    В состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи — члены Высшего Арбитражного Суда.

    Судьями Высшего Арбитражного Суда могут  быть назначены граждане Российской федерации, достигшие 35-летнего возраста, имеющие 1 высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

    Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители  Председателя, включая первого заместителя, председатели коллегий и судьи Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

    Всей  работой Высшего Арбитражного Суда РФ руководит его Председатель, являющийся в соответствии с Законом судьей, осуществляющим многие другие полномочия:

- организацию деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

Информация о работе Арбитражные суды в РФ