Компетенция и назначение Высшего Арбитражного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. «Судебная власть осуществляется независимо, от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти».

Содержание

Введение 1, 2
§1.Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Их общая характеристика 2-4
§2.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: полномочия, порядок образования и его деятельнос4-6
§3.Структура Высшего Арбитражного Суда РФ 7
3.1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 7-10
3.2 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 11, 12
3.3 Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ 12, 13
3.4 Судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ 13, 14
3.5 Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители. Их компетенция 14-16
3.6 Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ, его полномочия 16-17
3.7 Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного Суда РФ 18
3.8 Иные арбитражные органы 18-20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

конт. конст.пр.РФ.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина:

Конституционное право России

Вариант 15

Тема: Компетенция  и назначение Высшего Арбитражного Суда РФ

 

 

       Выполнил:

студент факультета юриспруденции

заочной формы  обучения

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение                                                                                                                         1, 2

§1.Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Их общая характеристика   2-4                                                                        

§2.Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации: полномочия, порядок  образования и его деятельность                                                                                                4-6

 §3.Структура  Высшего Арбитражного Суда РФ                                                           7                                                                                                                                                                                                                   

3.1 Пленум Высшего  Арбитражного Суда РФ                                                          7-10

3.2 Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ                                                  11, 12

3.3 Судебные  коллегии Высшего Арбитражного  Суда РФ                                   12, 13

3.4 Судебные  составы Высшего Арбитражного  Суда РФ                                     13, 14

3.5 Председатель  Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители. Их компетенция                                                                                                                            14-16

3.6 Совет председателей  арбитражных судов при Высшем  Арбитражном Суде РФ, его полномочия                                                                                                                       16-17

3.7 Научно-консультативный  совет Высшего Арбитражного Суда  РФ                     18

3.8 Иные арбитражные  органы                                                                                  18-20 

Заключение                                                                                                                       22

Список литературы                                                                                                          23

    

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. «Судебная власть осуществляется независимо, от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти».1

Арбитражная юстиция  представляет собой отдельную форму  судебной власти. Она известна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается  в других странах, в которых экономические споры рассматривают суды общей юрисдикции. В Российской Федерации эти суды возникли на основе прежних государственных и ведомственных арбитражей, накопивших опыт разрешения хозяйственных споров между государственными организациями независимо от судов общей юрисдикции. Прежней арбитражной системе придали судебную форму со всеми вытекающими отсюда процессуальными особенностями, но сохранили название «арбитражные суды», хотя термин «арбитраж» для обычного суда кажется малоподходящим — более точно для раскрытия цели и назначения этих судов их следовало бы назвать экономическими судами. Под экономическими спорами имеются в виду споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают предприниматели — юридические и физические лица. Эти споры затрагивают право собственности на имущество и другие права в сфере хозяйственного управления. По мере развития рыночных отношений число таких споров быстро растет, что требует для их разрешения высокого профессионализма и специализации. Эти суды рассматривают также споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Развитие гражданского оборота, связанное с ведением начал  рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических споров, адекватно отражающего потребности общества и предпринимательских кругов. В рамках реформирования судебной системы были созданы арбитражные суды и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Сегодня, неоднократно отмечается, что система арбитражных судов в России во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались с чистого листа, и идеи концепции судебной реформы здесь было легче реализовать. Однако это не означает, что процесс становления был простым.

Современный этап судебной реформы сопровождается активным обновлением и совершенствованием материального и процессуального законодательства, что является основой ее осуществления, как важнейшего условия становления российского правосудия. Формируются и закрепляются новые методы организационно-технического обеспечения деятельности судов. Большое внимание отводится проблеме подготовки и укрепления кадров, поскольку главная задача современного этапа судебной реформы - обеспечение беспристрастного осуществления правосудия. Основная задача арбитражных судов - укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере их компетенции. Эти начала определяют предмет деятельности арбитражных судов и субъектный состав лиц, участвующих в деле.

Система арбитражных  судов в России устоялась, с каждым годом она становится все более открытой, обладает профессиональным составом судей и специалистов. Можно утверждать, что арбитражные суды были созданы и, самое главное, функционируют исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту и доступность правосудия.

Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его роль - обеспечение единообразия судебной практики.

 

§1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ И ИНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ РФ. ИХ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Арбитражные суды – это разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции), которые осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.2

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в редакции от 12 июля 2006 г.), Арбитражным процессуальным кодексом и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных  судов в Российской Федерации составляют:

  • Высший Арбитражный Суд РФ;
  • федеральные арбитражные суды округов;
  • арбитражные кассационные суды;
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, т. е. субъектах РФ.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К экономическим  спорам, разрешаемым в арбитражных  судах, чаще всего относятся споры:

  • о разногласиях по договору;
  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
  • о нарушении прав собственника;
  • о возмещении убытков;
  • об обжаловании отказа в государственной регистрации;
  • о взыскании с организаций и граждан штрафов;
  • о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неуклонное  соблюдение судами арбитражного процессуального  законодательства обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение по существу гражданских дел, способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Законное и  обоснованное решение (определение, постановление) арбитражного суда является важнейшим  средством реализации задачи арбитражного процесса по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Суды не вправе оставлять без реагирования, установленные при рассмотрении арбитражных дел факты бюрократизма, бесхозяйственности, разбазаривания имущества, а также другие правонарушения и недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, оказывающие отрицательное влияние на состояние законности.

 

§2. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 127) этот Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В соответствии с этими задачами определяются полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.

Высший Арбитражный  Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:

  • рассматривает в первой инстанции:
  • дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК);
  • рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;
  • обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
  • Важным полномочием Суда является изучение и обобщение практики

Информация о работе Компетенция и назначение Высшего Арбитражного Суда РФ