Компетенция и назначение Высшего Арбитражного Суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. «Судебная власть осуществляется независимо, от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Она является одной из важнейших составных ветвей государственной власти».

Содержание

Введение 1, 2
§1.Арбитражные суды и иные арбитражные органы. Их общая характеристика 2-4
§2.Высший Арбитражный Суд Российской Федерации: полномочия, порядок образования и его деятельнос4-6
§3.Структура Высшего Арбитражного Суда РФ 7
3.1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 7-10
3.2 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 11, 12
3.3 Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ 12, 13
3.4 Судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ 13, 14
3.5 Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители. Их компетенция 14-16
3.6 Совет председателей арбитражных судов при Высшем Арбитражном Суде РФ, его полномочия 16-17
3.7 Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного Суда РФ 18
3.8 Иные арбитражные органы 18-20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

конт. конст.пр.РФ.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

3.7 Научно-консультативный совет Высшего Арбитражного Суда

Российской  Федерации

Научно-консультативный совет действует при Высшем Арбитражном Суде РФ. Это совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

Задачами Научно-консультативного совета являются подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию. Он разрабатывает соответствующие рекомендации:

а) по проектам разъяснений Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ по применению законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Высшего Арбитражного Судом РФ;

г) по вопросам правового характера, возникающим  в судебной практике.

Состав Научно-консультативного совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

3.8 Иные арбитражные органы

Согласно ч. 6 ст. 4 АПК по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды, образованный сторонами для решения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды.

Соответственно  под термином «третейский суд» законодатель понимает единоличного арбитра или коллегию арбитров (третейских судей) (ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»). Третейскими судам признаются и Международный коммерческий арбитражный суд, и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

 

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Международный коммерческий арбитражный суд является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

По соглашению сторон в Международный коммерческий арбитражный суд могут передаваться:

— споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей,

— споры предприятий  с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Гражданско-правовые отношения, споры из которых могут быть переданы на разрешение Международного коммерческого арбитражного суда, включают, в частности, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товарами и (или) услугами, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, обмену другими результатами творческой деятельности, сооружению промышленных и иных объектов, лицензионным операциям, инвестициям, кредитно-расчетным операциям, страхованию, совместному предпринимательству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации.

Кроме того, Международный  коммерческий арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров Российской Федерации.

 

Морская арбитражная комиссия при  Торгово-промышленной

палате Российской Федерации

Морская арбитражная  комиссия является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Правовой основой ее деятельности признаются Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» и Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Морская арбитражная  комиссия разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права.

В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

1) по фрахтованию  судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река — море);

2) по морской  буксировке судов и иных плавучих  объектов;

3) по морскому  страхованию и перестрахованию;

4) связанных  с куплей-продажей, залогом и ремонтом  морских судов и иных плавучих объектов;

5) по лоцманской  и ледовой проводке, агентскому  и иному обслуживанию морских  судов, а также судов внутреннего  плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;

6) связанных  с использованием судов для  осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических  и иных работ;

7) по спасанию  морских судов либо морским  судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

8) связанных  с подъемом затонувших в море  судов и иного имущества;

9) связанных  со столкновением морских судов,  морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;

10) связанных  с причинением повреждений рыболовным  сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

Морская арбитражная  комиссия разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

Кроме того, она  принимает к рассмотрению споры при наличии соглашения между сторонами о передаче их на ее разрешение, либо споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров Российской Федерации.

 

Иные третейские суды для разрешения экономических споров

Помимо постоянно  действующих Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного экономического спора.

Правовой основой  организации и деятельности данной разновидности третейских судов является Федеральный закон от 24 июля 2002 года №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Спор может  быть передан на разрешение третейского  суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Последнее может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Причем третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Для третейского  соглашения предусмотрена обязательная письменная форма. Заключенным оно считается, если содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Если стороны  не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

Рассматриваемый третейский суд формируется путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи) в порядке, согласованном сторонами. Если стороны не договорились об ином, то формирование состава третейского суда для разрешения конкретного спора производится в следующем порядке:

1) при формировании  состава третейского суда, состоящего из трех третейских судей, каждая сторона избирает одного третейского судью, а два избранных таким образом третейских судьи избирают третьего третейского судью.

Если одна из сторон не избирает третейского судью  в течение 15 дней после получения  просьбы об этом от другой стороны  или два избранных третейских судьи в течение 15 дней после их избрания не избирают третьего третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда;

2) если спор  подлежит разрешению третейским  судьей единолично и после  обращения одной стороны к другой с предложением об избрании третейского судьи стороны в течение 15 дней не избирают третейского судью, то рассмотрение спора в третейском суде прекращается, и данный спор может быть передан на разрешение компетентного суда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации призван обеспечить единообразие судебной практики и развитие права. Ему следует вмешиваться в процесс, лишь, когда идет речь о защите национальных или публичных интересов.

Одним из важнейших  направлений деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ является организационное обеспечение деятельности арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы:

  1. Конституция РФ М., изд-во «Омега-Л», 2008
  2. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г., 12 июля 2006 г., 29 ноября 2007 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 9 ноября 2009 г., 29 марта, 30 апреля 2010 г.)  Интернет-ссылка http://www.msk.arbitr.ru/law/139/
  3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.) Интернет-ссылка: http://www.arbitr.ru/law/106
  4. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

Интернет-ссылка: http://constitution.garant.ru/act/government/12106440/

  1. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" Интернет-ссылка: http://base.garant.ru/12127543/
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. № 7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов» (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ №12 от 04.03.2010) Интернет-ссылка: http://www.legis.ru/misc/doc/5796/

 

Учебная литература:

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. - 784 с.
  2. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 2004. – 438с.
  3. Лукичев Ю.Д., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы. СПб, изд-во Михайлова В.А., 1999. – 390 с.
  4. Суменков Г.Н. Диссертация: Социально-политические проблемы реформирования судебной системы современной России – М., Московский государственный открытый педагогический университет, 2000 – 158 с.

 

 

 

 

 

1 Суменков Г.Н. Социально-политические проблемы реформирования судебной системы современной России – М., Московский государственный открытый педагогический университет, 2000 –С.8

2 Лукичев Ю.Д., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы. СПб, изд-во Михайлова В.А., 1999. –С.33

Информация о работе Компетенция и назначение Высшего Арбитражного Суда РФ