Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

В целях  дальнейшего развития перевозок  пассажиров и грузов железнодорожным  транспортом в 2011–2015 годах Минским  отделением государственного объединения  «Белорусская железная дорога» планируется:

  1. обновить подвижной состав, путевую ремонтную технику и подъемно-транспортное оборудование;
  2. осуществить восстановительный ремонт участков пути, ремонт и реконструкцию искусственных сооружений;
  3. провести замену устройств автоматики и телемеханики на современные микропроцессорные системы для обеспечения безопасности движения поездов;
  4. обновить устройства связи с использованием волоконно-оптических линий и цифровых телефонных станций;
  5. обеспечить повышение скоростей движения пассажирских поездов, следующих транзитом в международном и региональном сообщениях;
  6. использовать в дневном пассажирском сообщении с областными центрами современный моторовагонный подвижной состав повышенной комфортности;
  7. модернизировать грузовые терминалы железнодорожного транспорта с созданием на их базе транспортно-логистических центров [29].

Развитие транспорта в  Могилевской области будет осуществляться в соответствии с Программой развития пассажирских перевозок автомобильным  транспортом в 2011–2015 годах. К основным приоритетным направлениям его деятельности относятся:

  • повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения;
  • обновление парка автобусов не менее 10 процентов ежегодно;
  • совершенствование структуры автомобильных транспортных средств за счет приобретения автобусов малой и большой вместимости;
  • расширение маршрутной сети по обслуживанию сельских населенных пунктов в соответствии с государственными социальными стандартами.

Развитие дорожного хозяйства  в области будет осуществляться в соответствии с Программой «Дороги  Беларуси» на 2006–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2006 г. № 468 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 59, 5/22161)[30].

В республике наметились устойчивые тенденции расширения полномочий и  усиления ответственности местных  Советов исполнительных и распорядительных органов за обеспечение комплексного экономического и социального развития территорий. Перераспределение ответственности  на местный уровень предполагает, что именно администрации на местах будут определять, какой вид транспорта экономически целесообразен в каждом конкретном случае, и субсидировать  пассажирские перевозки.

В каждом регионе Республики Беларусь существует ряд проблем, с  которым необходимо бороться: это  и неполное использование возможностей транспортной сети регионов, и изношенность парка как железнодорожного, так  и автомобильного транспорта, нехватка средств на запланированные мероприятия и различные другие.

Государство пытается решить эти проблемы с помощью принятия законов о транспорте для страны в целом и для каждого отдельного региона. Не только для государственных  органов, но и для местных, достижение высокого уровня развития транспорта является приоритетным направлением. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены  теоретические вопросы, связанные  с региональной транспортной системой и эффективностью ее функционирования, была изучена транспортная система  в регионах Республики Беларусь, были проанализированы проблемы и перспективы регионального развития транспорта в Республике Беларусь.

Уровень развития транспортной системы в регионах государства  — один из важнейших признаков их технологического прогресса и цивилизованности.

Транспортный комплекс занимает исключительно важное место в  жизнеобеспечении многоотраслевой  экономики и реализации социальной политики государства. Устойчивое и  эффективное его функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки  всей экономики страны, обеспечения  национальной безопасности, улучшения  условий и повышения уровня жизни  населения.

Основные виды транспорта взаимодействуют между собой, образуя  транспортную систему. Те виды транспорта, которые используются в регионах, и образуют основу их транспортных систем.

Для устойчивого социально-экономического развития на региональном уровне необходима разработка и реализация программ развития территорий, а также развития транспортной системы в регионах.

Для анализа работы и эффективности  функционирования транспорта в регионах, а также в государстве, используют систему показателей. С помощью  этих показателей можно оценить  развитость и обеспеченность регионов транспортом.

В регионах Республики Беларусь за последние 15 лет показателя по железнодорожному транспорту остались практически без изменений, в то время как показатели по автомобильному транспорту увеличились более чем в 1,5 раза.

Воздушные перевозки осуществляются только через аэропорт Минск – 2, а аэропорты в Гомеле и Гродно нуждаются в модернизации. Речной транспорт является невостребованным. Поэтому невозможно сравнить показатели регионов по данным видам транспорта.

Для выяснения проблем  и перспектив транспортной системы  в Республике Беларусь, необходимо провести сравнительный анализ регионов страны, выяснить, какой регион развит лучше, а какой хуже.

Сравнив показателя, оказалось, что каждый регион развивается с  учетом своих возможностей и потенциала, хотя зачастую регионы не используют его в необходимом объеме.

Каждый регион имеет некоторые  проблемы в развитии транспортной системы. Это и старение транспорта, его  изношенность, нехватка средств для  ремонта и строительства дорог  и т.п.

Но вместе с тем, регионы Республики Беларусь обладают перспективами в  транспортном развитии. Не только для  государственных органов, но и для  местных, достижение высокого уровня развития транспорта является приоритетным направлением.


Транспортные системы  регионов Республики Беларусь являются неотъемлемой частью транспортной системы страны и выполняют большой объем работы по перевозке грузов и пассажиров. Они участвуют в процессе местного воспроизводства, обеспечивая доставку сырья и готовой продукции внутри региона и за его пределы, с участием элементов региональной транспортной системы обслуживаются транзитные международные и межрегиональные грузовые и пассажирские потоки.

В современных условиях транспортные системы регионов должны обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, способствовать экономическому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики. Вместе с тем, современное состояние транспортных систем многих регионов страны не позволяет в полной мере национальной экономике использовать имеющиеся возможности, снижает эффективность предпринимательской деятельности, препятствует реализации социальных и культурных потребностей граждан.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Академия транспорта: большая энциклопедия транспорта: в 8 томах/ В.П. Калявина и [др.]. – М.: Вост. банк. комм. инф., 2000. – 656с.
  2. Солюс, Г.П. Инфраструктура / Г.П. Солюс // Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article056221.html. Дата доступа: 15.03.2012.
  3. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: учеб. пособие / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – Москва, 2003. — 584 с.
  4. Ларин, О.Н. Транспортная система Челябинской области: учеб. пособие / О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – 124 с.

5 Тихомиров, Ю.А. Анализ  транспортной инфраструктуры / Ю.А.  Тихомиров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geosite.com.ru/pageid-512-1.html.− Дата доступа: 16.03.2012.

6 Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Регион. – Дата доступа: 16.03.2012.

  1. Экономика региона: учеб. пособие / В.И. Борисевич и [др.]; под ред. В.И. Борисевича. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 432с.

8 Словарь экономических терминов [Электронный ресурс] / ред. Е.Б.  Стародубцева. − М.: ИНФРА-М, 2007. –  Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary. – Дата доступа: 16.03.2012.

  1. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Пассажирооборот. – Дата доступа: 16.03.2012.
  2. Седюкевич, В.Н., Чижонок, В.Д. Методические указания по дисциплине "Общий курс транспорта и страхование" / В.Н. Седюкевич, В.Д. Чижонок. – Минск: БНТУ, 2010. – 47с.
  3. Энциклопедия железной дороги [Электронный ресурс] / ред. Л.Ш. Райзберг. – Режим доступа: http://www.jd-enciklopedia.ru/18-ekonomika/18-4-7-transportnaya-obespechennost. – Дата доступа: 19.03.2012.
  4. Транспортная логистика [Электронный ресурс] / Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus/translogistic_306. – Дата доступа: 20.03.2012.
  5. Регионы Республики Беларусь: статистический сборник / В.И. Зиновский и [др.]; под общ. ред. В.И. Зиновского. –Минск, 2011 – 810 с.
  6. Транспорт и связь в Республики Беларусь: статистический сборник / Е.И. Кухаревич и [др.]; под общ. ред. Е.И. Кухаревича. –Минск, 2011 – 136 с.
  7. Семина, И.А. Подходы к изучению транспортной инфраструктуры региона / И.А. Семина. −М., ИГРАН, 2005. – 359 с.
  8. Развитие транспорта в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Интернет-портал Президента Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.president.gov.by/press38973.html. – Дата доступа: 22.03.2012.
  9. Кудряшов, Н.П. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы / Н.П. Кудряшов // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. − № 2. — С. 93.
  10. Транспортные коридоры в инновационном развитии экономики регионов: материалы международной научно-практической конференции 16 апреля 2009 года. − Издание Совета Федерации, 2009. – 184 с.
  11. Транспорт Республики Беларусь: состояние и перспективы развития: материалы республ. конфер., Минск, 29-30 июня 2011. – 65 с.
  12. Быцко, О.В. Разработка и внедрение комплексных транспортных проектов / О.В. Быцко // материалы республ. конфер., Минск 29-30 июня 2011. – С. 26-29.
  13. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов / Л.Б. Миротина и [др.]. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 512 с.
  14. Сосновский, В.Г. Роль и значение системы транспорта на современном этапе социально-экономического развития Республики Беларусь / В.Г. Сосновский // материалы республ. конфер., Минск 29-30 июня 2011. – С. 5-10.
  15. Сачивко, А.Н. Стратегия развития общественного транспорта Республики Беларусь на период 2011–2015 гг. и задачи ее реализации / А.Н. Сачивко // материалы республ. конфер., Минск 29-30 июня 2011. – С. 10-13.
  16. Брестская область заинтересована в развитии транспорта, сервиса и туризма [Электронный ресурс] / Информационное агентство "Интерфакс-Запад". – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/88731. – Дата доступа: 28.03.2012.
  17. Об утверждении Программы социально-экономического развития Витебской области на 2011–2015 годы: Решение Витебского областного Совета депутатов 6 октября 2011 г. № 122 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011.

26 Социально-экономическое  развитие Гомельского региона  [Электронный ресурс] / Центр поддержки предпринимательства. – Режим доступа: http://www.cpp.metolit.by/information/development/178.html. – Дата доступа: 28.03.2012.

  1. Левкович, В.А. Скоростной рельсовый транспорт в Гомельской области: предложения по развитию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ais.by/story/1314. – Дата доступа: 28.03.2012
  2. Об утверждении Программы социально-экономического развития Гродненской области на 2011–2015 годы: Решение Гродненского областного Совета депутатов 5 сентября 2011 г. № 125 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011.
  3. Об утверждении Программы социально-экономического развития Минской области на 2011–2015 годы: Решение Минского обл. Совета депутатов 10 июня 2011 г. № 90 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011.
  4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Могилевской области на 2011–2015 годы: Решение Могилевского областного Совета депутатов 25 ноября 2011 г. № 16 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011.

 


Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования