Транспортная система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:22, реферат

Описание

Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 61.42 Кб (Скачать документ)

Транспортная  система России — совокупность транспортных средствинфраструктуры и управленияфункционирующих на территории Российской Федерации.

Транспортная  система России характеризуется развитой транспортной сетью, включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.

Огромные  пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта —железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы. Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода. Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов. Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.

Современное состояние транспортной системы характеризуется  низким техническим  уровнем производственной базы большинства  предприятий и  износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также  отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем. Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам). Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год). Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.

Транспортное  пространство представляет собой совокупность самостоятельных  организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.

Основным  государственным  источником финансирования дорожного хозяйства  России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.

Структура системы

Транспортная  система России имеет  сложную структуру, она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления. К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота). По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении.

В азиатской части  железнодорожная  сеть имеет широтное простирание и  небольшую плотность. Важнейшая магистраль — Транссибирская — начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году.

В 1913 году была построены ветвь Омск — Тюмень — Екатеринбург.

Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы — Астана — Павлодар — Барнаул — Артышта, которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через НовокузнецкАбаканТайшетБратск); линия Семипалатинск — Барнаул — Новосибирск;Байкало-Амурская магистраль.

В 1970—1980-х  годах для освоения нефтяных и газовых  ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень — Сургут — Уренгой Ямбург.

В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог. В 2000—2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог.

Расширяется объём грузов, перевозимых  через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии.

Морской транспорт

Этому виду транспорта принадлежит  главная роль в  межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах  трёх океанов и  протяжённостью морской  границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск,Туапсе; на Азовском море — Таганрог; на Балтийском — Санкт-ПетербургКалининградБалтийскВыборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом Архангельск; на Японском — ВаниноВладивостокНаходкаПорт Восточный.

Речной  транспорт

Внутренние  речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего  водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Основным  в России является Волго-Камский речной бассейн, на который  приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-БалтийскомуБеломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, аМосква — «портом пяти морей».

К другим важным рекам  европейской России относятся Северная Двина с притоками, СухонаОнегаСвирьНева.

В Сибири основные реки — ЕнисейЛенаОбь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги — КрасноярскБратскУсть-Кут.

Важнейшей речной магистралью  Дальнего Востока  является АмурСудоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Трубопроводный  транспорт

Развитие  трубопроводного  транспорта в России началось в конце 50-х  гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми  грузами являются сырая нефть,природный и попутный газТранспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Информация о работе Транспортная система России