Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра национальной экономики и государственного управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине: Региональная экономика и управление

на тему: Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ФМ, 4-й курс, ДКМ                                                                      Е.Н. Михайловская

 

 

Руководитель 

ассистент                                                                                   И.Г. Терехов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 27 с., 11 рис., 9 табл., 30 источников, 3 прил.

 

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА, ТИПОЛОГИЯ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Объект исследования – система регионов.

Предмет исследования – транспортная система регионов в общем и в Республике Беларусь.

Цель работы: рассмотреть и проанализировать транспортную систему регионов и эффективность ее функционирования, выяснить причины и перспективы развития транспорта в регионах государства.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, обобщение изученной информации, сравнительный метод, метод умозаключения.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……….4

  1. Понятие о транспортной системе………………………………………………6
    1. Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
    2. Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
  2. Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
    1. Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
    2. Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
  3. Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
    1. Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
    2. Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………26

Приложение А Основные типы транспортной системы…………..……………28

Приложение Б Основные показатели транспортной системы в регионах Республики Беларусь……………….……………………….…29

Приложение В Показатели транспортной обеспеченности……………………38

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень  развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью  животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.

Транспортная инфраструктура в рамках любого региона должна гарантировать  необходимые условия для функционирования и развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное  использование экономического и  производственного потенциала. Каждый регион должен иметь такую транспортную инфраструктуру, которая полностью  удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах.

Острейшая необходимость  развития транспортной системы регионов в настоящее время обусловлена  рядом причин:

  1. проводящимися экономическими реформами, связанными с перераспределением форм собственности;
  2. нерациональным распределением объемов перевозок между отдельными видами транспорта,
  3. их слабым взаимодействием и рядом других факторов.

Объектом исследования курсовой работы является система регионов.

Предметом курсовой работы выступает транспортная система  регионов в общем и в Республике Беларусь.

Цель исследования состоит  в том, чтобы рассмотреть и  проанализировать транспортную систему  регионов и эффективность ее функционирования, выяснить причины и перспективы развития транспорта в регионах государства.

Задачи исследования в  курсовой работе предопределены целью  исследования и заключаются в  том, чтобы:

  • изучить понятие транспортной системы;
  • рассмотреть методику анализа и эффективности транспорта в регионах;
  • выделить основные показатели транспортной системы в регионах Республики Беларусь;
  • сравнить регионы страны по транспортным показателям;
  • выделить проблемы транспортной системы в регионах Республики Беларусь;
  • проанализировать перспективы развития транспорта в регионах государства.

В процессе выполнения работы использовались такие методы исследования, как изучение и анализ научной литературы, обобщение  изученной информации, сравнительный  метод, метод умозаключения.


В основу курсовой работы положены опубликованная экономическая практика в официальных изданиях, а также  специальная литература по вопросу  транспортной системы и эффективности ее функционирования в регионах, нормативно-правовые акты. В работе также использованы учебные пособия по региональной экономике и управлению, материалы печатных СМИ, данные по региональной статистике.

Для решения поставленных задач были использованы пособия  отечественных и российских авторов, таких как Г.П. Солюс, В.В. Кистанов, О.Н. Ларин, В.И. Борисевич и другие.

Курсовая работа выполнена  на 27 страницах компьютерного текста, включает титульный лист, содержание, введение, 3 раздела, заключение, список использованных источников и 3 приложения.

 

  1. Понятие о транспортной системе
    1. Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования

Транспортная система  неотделима от современной цивилизации. С помощью транспортной системы  обеспечивается широкомасштабный обмен  сырьем, материалами, товарами, являющимися  технологической основой экономики.

Транспорт – отрасль материального  производства, которая осуществляет комплекс транспортно – технологических  процессов при перемещении пассажиров и грузов.

Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Часто под термином транспорт определяют всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост. Он может  повышать производительность труда  при этом, сокращая время доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно влияет на окружающую среду, но в большей степени такое  воздействие носит негативный характер. В результате исследований выявилось, что на долю транспорта в общем  валовом выбросе в атмосферу  всех продуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобильный  транспорт. Можно сказать, что снижение загрязнения атмосферного воздуха  транспортом во многом станет решением экологической проблемы на автомобильном транспорте [1, с. 436].

Темпы развития транспорта должны соответствовать  экономическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего  продукта в большинстве стран  мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта. Таким образом, транспортная отрасль по мере развития экономики  страны должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный (речной). Взаимодействуя между  собой, они образуют транспортную систему. Основу транспортных систем регионов составляют те виды транспорта, которые  используются на их территории. Данная типология не является универсальной, так как не каждый вид транспорта включается в состав транспортной системы  региона.

В связи с этим, существует типология  транспортной системы как участника  социально-экономической деятельности. Структурно транспорт представляет собой систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования  и транспорта необщего пользования.


Транспорт общего пользования –  это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством  обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки  ни были предъявлены: государственным  предприятием или учреждением, общественной организацией, акционерным обществом, фирмой или частным лицом.

Транспорт необщего пользования выполняет  перевозки продукции внутри сферы  производства, т.е. для конкретного  предприятия, организации или фирмы. Поэтому транспорт необщего пользования подразделяется на:

  • внутрипроизводственный (технологический) транспорт;
  • промышленный транспорт.

Внутрипроизводственный транспорт  обслуживает только внутренние нужды  предприятий и используется в  самом процессе производства. Он не является единым целым, как в масштабе страны, так и в масштабе региона в технологическом и организационном отношении. Другими словами, внутрипроизводственный транспорт не является составной частью транспортной системы страны или региона.

Промышленный транспорт используется для обслуживания внешних связей промышленных предприятий, а также  для перевозок в сфере обращения. Данный подвид – комплекс сооружений и технических средств транспортной системы необщего пользования, обеспечивающий транспортирование грузов (исключая перемещения в пределах технологических агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, производство погрузочно-разгрузочных работ предприятий и организаций независимо от отраслевого назначения, а также непосредственную связь с другими предприятиями (организациями) и транспортом общего пользования [2].

В некоторых случаях транспорт, кроме общего и необщего пользования, подразделяют на магистральный немагистральный. Существуют 2 точки зрения. Во-первых, магистральный считают синонимом  транспорта общего пользования, а немагистральный  – необщего (например, промышленный транспорт – это транспорт  немагистральный). С другой стороны, термин «магистральный транспорт» применяется  для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города и  промышленные центры страны или крупного региона.

Иногда используется такое понятие  как «личный транспорт», которое  характеризует принадлежность отдельных  транспортных средств к определенной группе лиц, в частности, физическим лицам на праве собственности. Личный транспорт может входить в  состав транспортной системы общего пользования, если он эксплуатируется, например, в качестве легкового такси, и в состав транспортной системы  необщего пользования при его  использовании индивидуальным владельцем в собственных целях, либо при  его сдаче в аренду юридическим  лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозок своих сотрудников [3, с. 348].

Некоторые авторы выделяют транспортные системы городов, которые являются комплексом разных видов транспорта в городах. Транспортную систему городов образуют грузовой и пассажирский транспорт. Задачей городского транспорта является обслуживание транспортных потребностей всех категорий пользователей в границах города. Городской транспорт, как и личный, относят к транспортной системе общего и необщего пользования.

Внутриузловая транспортная система  осуществляет перемещение грузов между  промышленным и магистральным транспортом  либо между разными видами магистрального транспорта в транспортных узлах [4, с. 10].

Систематизировав выше сказанное, основные типы транспортной системы  можно представить на рисунке  в Приложении А.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования  группируется следующим образом:

  1. универсальный транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный транспорт;
  2. внутренний транспорт (осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний транспорт (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);
  3. круглогодичный транспорт (железнодорожный, автомобильный и т.д.) и сезонный транспорт (например, внутренний водный).

Транспорт — важная составная часть  экономики, поскольку является материальным носителем между регионами, отраслями, предприятиями. Без транспорта невозможна специализация регионов, их развитие [5].

Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования