Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание

Когда говорят об уровне цивилизации общества, развитии страны или региона одним из наиболее важных признаков, который определяет этот уровень можно считать уровень развития транспорта. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением, как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….4
Понятие о транспортной системе………………………………………………6
Транспортная система: понятие, типология, региональные особенности функционирования…………………………………………………………………6
Методы методики изучения анализа и эффективности функционирования транспортной системы в регионах………………………………………………….9
Анализ транспортной системы в регионах Республики Беларусь…….….....12
Основные показатели, характеризующие транспортную систему регионов Республики Беларусь………………………………………………………………12
Сравнительный анализ транспортной системы регионов………….………14
Проблемы и перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь………...………………….………….………………………18
Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………18
Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь……………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………24

Список использованных источников……………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.19 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в результате самые развитые регионы в Республике Беларусь – Витебская и Могилевская  области, а неразвитым регионом является Гродненская область. 

3 Проблемы и  перспективы развития транспортной  системы регионов Республики  Беларусь

    1. Проблемы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь

Транспорт – важнейшая  составная часть экономики страны, которая обеспечивает ее единство и  целостность. Развитие транспорта определяет безопасность и обороноспособность страны. Именно поэтому транспортная политика во всех развитых странах  рассматривается в качестве составляющей общегосударственной стратегии, и  транспорт находится под постоянным и достаточно жестким контролем  государства.

Чтобы успешно решить транспортные проблемы, возникающие на территории регионов государства необходимы системность  и комплексный подход.

Развитие транспортного  законодательства в Республике Беларусь шло и идет непоследовательно  и в какой-то мере бессистемно. Отсутствует  единая система информационного  обмена между транспортными ведомствами  государства.

К сожалению, до сих пор  в Беларуси не разработана единая транспортная политика и, по сути, продолжается борьба между силами, выступающими за коренное обновление единой транспортной системы, и консервативными кругами, отстаивающими свои ведомственные интересы.

Не используются в полном объеме выгодное географическое положение  регионов Республики Беларусь как транспортного  коридора между государствами Востока  и Запада и ее близость к балтийским морским портам, в которых объективно заложены предпосылки развития международных  и транзитных перевозок.

Транспорт общего пользования  пассивно участвует в товарообменных операциях, отстал в своем развитии от экономики, предъявляющей к нему в условиях рынка новые требования. Выполнение этих требований невозможно без современных ресурсосберегающих и экономически эффективных транспортных технологий.

Транспортный рынок в регионах Беларуси перенасыщен транспортными средствами, осуществляющими перевозки грузов. Из-за сложившейся экономической конъюнктуры провозные способности грузового автопарка в регионах государства используются не более чем на 30%. В общей его структуре свыше 40 % подвижного состава эксплуатируется свыше 10 лет, в том числе более 20 % - свыше 13 лет [19, с. 13].

Изношенность парка троллейбусов и трамваев приводит к перерасходу  электроэнергии, увеличению эксплуатационных расходов на их техническое обслуживание и ремонт, требует наличия резервных  транспортных средств для обеспечения  бесперебойного обслуживания маршрутной сети.

В настоящее время региональные власти направлены на экономию средств, выделяемых на строительство и ремонт дорог. Этот фактор приводит к очень высокой стоимости строительства новых и ремонта существующих дорог, а соответственно и к крайне низким темпам строительства.


Налицо также просчеты в управлении производственной и финансовой деятельностью  транспортных предприятий. У большинства  предприятий отсутствуют оборотные  средства и средства на обновление подвижного состава. Убыточны практически  все внутри республиканские автомобильные  перевозки. Значительная часть транспортных предприятий неплатежеспособна и находится на грани банкротства [20, с. 28].

Неконтролируемая автомобилизация  имеет ряд негативных последствий, среди которых: заторы на дорогах, увеличение выбросов загрязняющих веществ в  окружающую среду, а также снижение общего уровня безопасности дорожного  движения.

Для создания условий для  устойчивого и эффективного функционирования транспортной системы в регионах необходимо в краткосрочной перспективе решить следующие проблемы:

  • упорядочить бюджетно-тарифную политику в области перевозок грузов и пассажиров таким образом, чтобы она учитывала все реальные экономические условия хозяйствования;
  • оптимизировать маршрутную сеть и пересмотреть расписания движения транспортных средств, исходя из реально сложившихся грузо- и пассажиропотоков;
  • постоянно обновлять парк транспортных средств;
  • активнее использовать все доступные и инновационные механизмы снижения затрат на топливо и электроэнергию;
  • провести реструктуризацию ряда транспортных организаций и принять меры по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества (на основе его инвентаризации) или принять решение о его продаже;
  • рационально и объективно определять порядок учета и распределения затрат по видам деятельности (по видам перевозок) с учетом особенностей производственной деятельности и условий хозяйствования;
  • развивать договорные отношения на рынке перевозок и создавать условия для добросовестной конкуренции для перевозчиков всех форм собственности [21, с. 462].

Реализация этих мероприятий позволит не только сохранить транспорт в нашей республики, но и обеспечить его дальнейшее и устойчивое развитие.

3.2 Перспективы развития транспортной системы регионов Республики Беларусь

Государственная стратегия  социально-экономического развития Республики Беларусь основывается на понимании  того, что эффективное функционирование экономики государства жестко зависит  от надежно функционирующей широко разветвленной и как можно  более качественной сети дорог.

В процессе становления белорусского государства и в соответствии со стоящими перед ним задачами необходимо развивать и законодательство о  транспорте. Основными направлениями  развития транспорта, прежде всего, должны стать: обновление подвижного состава с учетом конъюнктуры рынка транспортных услуг и требований, предъявляемых к транспортным средствам для работы в регионах республики; реконструкция и модернизация транспортных коммуникаций; создание наиболее выгодных экономических условий для транзитных перевозок.

На железнодорожном  транспорте предусматривается:

  1. поэтапное обновление и модернизация основных производственных фондов, повышение безопасности движения и качественного обеспечения платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов; внедрение информационно-управляющих систем, модернизация устройств автоматики, телемеханики, связи и энергоснабжения;
  2. рационализация взаимодействия с другими видами транспорта и совершенствование информационного обеспечения и др.

Для решения поставленных задач должны быть построены или  реконструированы 1,7 тыс. км железнодорожных  линий, построены 2,7 тыс. км дополнительных главных путей; электрифицированы 3,4 тыс. км железнодорожных линий; построены  или и модернизированы устройства автоблокировки на 1,4 тыс. км железнодорожных  линий и др. [22, с. 7]

При формировании перечней объектов капитального ремонта автомобильных дорог в первую очередь учитывалось состояние дорог в соответствии с данными диагностики. При формировании перечней объектов реконструкции и строительства учитывались перспективная интенсивность движения, а также срок окупаемости инвестиций, который определен по каждому вновь начинаемому объекту и составляет от 2,8 до 9 лет.

Основными задачами в области  автомобильных перевозок пассажиров на ближайшую перспективу должны стать:

  • устойчивое и эффективное функционирование пассажирского транспорта общего пользования;
  • обеспечение безопасности деятельности в области автомобильного транспорта;
  • экономия и эффективное использование всех видов ресурсов;
  • привлечение инвестиций на развитие и модернизацию автомобильного транспорта;
  • развитие экспорта услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом [23, с. 10].

Для Брестской области  наиболее перспективным является развитие транспортно – логистических  центров.

"Учитывая географическое положение  региона, который железнодорожными  и шоссейными магистралями связывает  Западную Европу с восточнославянским  миром, в области созданы все  предпосылки для развития транспортно-логистических  центров. Одновременно с этим  мы заинтересованы и в расширении придорожного сервиса: строительство автозаправочных станций, пунктов общественного питания, объектов торговли и других видов сервисных услуг на автодорогах, а также гостиничного бизнеса", - заявили в Брестском облисполкоме [24].

Главной задачей развития транспортной сети в Витебской области  является наиболее полное удовлетворение потребностей в транспортных услугах  при минимальных издержках оказания услуг.

На железнодорожном транспорте в 2011 году были введены дополнительные скоростные пригородные поезда в  направлениях Витебск–Полоцк, Витебск–Орша–Могилев. В 2012 году будут завершены поэтапное  исключение использования пассажирских вагонов в межобластном и внутриобластном  сообщении (с дальностью поездки  до 300 км) Витебск–Минск, Витебск–Друя, Витебск–Лынтупы, Минск–Полоцк и переход  на использование скоростных составов региональных поездов с сидячими местами. Предусматривается внедрение  автоматизированных установок по продаже  билетов с использованием банковских пластиковых карточек в г. Полоцке  и г. Витебске. Продолжится работа по ежегодному обновлению подвижного состава. В этих целях будет осуществляться закупка новых пассажирских вагонов. С целью развития транспортной инфраструктуры в области предусматривается  создание 3 логистических центров: в  районе аэропорта «Витебск», г. Орше, на пункте пропуска «Григоровщина» в Верхнедвинском районе [25].

В последние годы железнодорожный  транспорт Гомельской области получил  заметное развитие, о чем свидетельствуют  совершенствование его материально-технической  базы, реконструкция и благоустройство  станционных сооружений, растущие объемы грузовых и пассажирских перевозок. Постоянно целенаправленно проводится работа по техническому переоснащению, внедрению новых технологий в  работе пассажирского хозяйства  железной дороги. Обеспечивается выполнение поручения Главы Государства  по обновлению подвижного состава автопредприятий  транспорта общего пользования, задания  Государственной программы обеспечения  городов республики наземным электрическим  транспортом на 2009 - 2012 годы [26].

В Гомельской области сложились  все предпосылки и условия  для дальнейшего приоритетного  развития регионального и городского рельсового транспорта с использованием мощного потенциала сетевой и  инженерной инфраструктуры железнодорожного транспорта и создания комплексной  транспортной сети юго-восточного транспортного треугольника Республики Беларусь в контуре городов Гомель – Жлобин – Калинковичи – Гомель [27].

В Гродненской области приоритетным вопросом развития транспорта является поддержание государственных социальных стандартов на должном уровне и недопущение  снижения показателей государственных  социальных стандартов в регионе. Основным вопросом транспортных организаций  является замена амортизированных автобусов  типа Икарус-260, 280 на автобусы меньшей  вместимости типа МАЗ-256, 104С, Радимич, Неман-52012 с целью снижения затрат на эксплуатацию транспорта. Приоритетным направлением развития дорожного хозяйства Гродненской области в предстоящем пятилетии останутся: содержание местных автомобильных дорог в состоянии, обеспечивающем непрерывное и безопасное движение транспорта, дальнейшая модернизация сети местных автомобильных дорог, совершенствование системы организации дорожного движения [28].

Приоритетным  направлением развития транспортной сети Минской области является комплексное  развитие региональных транспортных систем, рациональное распределение перевозок  между видами транспорта.

В 2011–2015 годах  по отрасли планируется:

  • обеспечить ежегодное десятипроцентное обновление парка автобусов, используемых на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, за счет приобретения порядка 500 новых автобусов;
  • обеспечить обновление парка грузовых автотранспортных средств за счет приобретения порядка 300 единиц грузовых автомобилей;
  • провести капитальный ремонт и реконструкцию пассажирских терминалов в населенных пунктах Несвиж, Нарочь, Воложин, Марьина Горка, Плещеницы, Борисов;
  • обеспечить внедрение на пассажирских терминалах Минской области автоматизированной системы продажи электронных билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа при автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении;
  • завершить внедрение системы автоматизированного управления движением автобусов с использованием возможностей спутниковой навигации;
  • принять меры по развитию видов деятельности, сопутствующих осуществлению перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом.

Информация о работе Транспортная система регионов и эффективность ее функционирования