Правовые основы стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ стандартизации в РФ.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить правовые основы стандартизации в РФ, ее задачи и принципы;
2. Изучить основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации, органы и службы стандартизации;
3. Изучить порядок разработки стандартов;

Содержание

Введение 5
1 Правовые основы стандартизации в РФ 7
1.1 Задачи и принципы стандартизации 10
2 Основополагающие стандарты Государственной системы
Стандартизации 12
2.1 Органы и службы по стандартизации 14
3 Порядок разработки стандартов 20
4 Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов 25
4.1 Правовые основы, задачи и организация госнадзора 25
4.2 Права и обязанности государственных инспекторов 26
4.3 Правила проведения госнадзора 30
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

1 Правовые основы стандартизации в РФ - копия.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

     Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

     Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право  разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной  работе и ее результатах Госстандарт  РФ [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Государственный контроль  и надзор за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов

4.1 Правовые основы, задачи  и организация госнадзора

 

     Государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов осуществляются в  России на основании Закона  РФ "О стандартизации" и составляют  часть государственной системы  стандартизации.

     На современном  этапе государственный контроль  приобретает социально-экономическую  ориентацию, поскольку основные  его усилия направлены на проверку  строгого соблюдения всеми хозяйственными  субъектами обязательных норм  и правил, обеспечивающих интересы  и права потребителя, защиту  здоровья и имущества людей  и среды обитания.

     К основным  задачам госнадзора можно отнести:  предупреждение и пресечение  нарушений обязательных требований  государственных стандартов, правил  обязательной сертификации и  Закона "О единстве измерений"  всеми субъектами хозяйственной  деятельности; предоставление информации  органам исполнительной власти  и общественным организациям  по результатам проверок. Проводят  госнадзор должностные лица Госстандарта  и подведомственных ему центров  стандартизации и метрологии, получивших  статус территориальных органов  госнадзора, —   государственные  инспекторы.

     Главный государственный  инспектор России — Председатель  Госстандарта РФ, а главные государственные  инспекторы республик в составе  РФ и других субъектов Федерации  — руководители центров стандартизации  и метрологии, т.е. территориальных  органов госнадзора. Государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов осуществляют также  и другие организации. В частности,  Государственная инспекция по  торговле, качеству товаров и  защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль.  Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

     Проверкам  в процессе госнадзора подвергается  продукция (на всех стадиях  ее жизненного цикла), в том  числе подлежащая обязательной  сертификации и импортируемая;  услуги населению, виды работ,  которые подлежат обязательной  сертификации; техническая документация  на продукцию; деятельность испытательных  центров, лабораторий и органов  по сертификации.

     Субъекты хозяйственной  деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным  инспекторам во всех их действиях,  составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные  производственные помещения, привлечение  к работе специалистов и имеющихся  на предприятии технических средств,  отбор проб и образцов1 и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

 

4.2 Права и обязанности  государственных инспекторов 

 

     Права и  обязанности государственных инспекторов определены Законом "О стандартизации". Им предоставлены достаточно широкие права, как представителям государственных органов управления, в силу чего они находятся под защитой государства.

     Государственный инспектор имеет право свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке.

     По результатам  проверок государственный инспектор  имеет право облагать нарушителей  обязательных требований стандартов  штрафами. Строгое наказание применяется  и к невыполняющим запрет на  реализацию — штраф в размере  стоимости реализованной продукции.  Запрет на реализацию продукции  или услуг при их несоответствии  обязательным требованиям российских  нормативных документов распространяется  и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли  сертификацию в соответствии  с российским законодательством.

     Государственный  инспектор имеет право направить  необходимые материалы в арбитражный  суд, органы прокуратуры или  суд, если выданные им предписания  или постановления не выполняются  предприятием — объектом госнадзора. Государственным инспекторам предоставлены  широкие права, но если они  не выполняют возложенные на  них обязанности, относятся к  ним ненадлежащим образом или  замечены в разглашении государственных  (коммерческих) секретов, то несут  ответственность в установленном  законом порядке. Госинспектор  всегда должен помнить, что  он защищает интересы как государства, так и потребителя.

     В 1995 г. были  внесены изменения в Российский  Кодекс об административных правонарушениях,  в соответствии с которыми  должностные лица подвергаются  штрафу, если в процессе проверки  устанавливается нарушение организацией  обязательных требований государственных  стандартов, относящихся как к  продукту, так и к обеспечению  единства измерений, а также  правил обязательной сертификации. Соблюдение обязательных требований к продукции определено Законом "О стандартизации" и не зависит от того, в каком нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или ТУ).

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, по итогам проверок 1995 г. (их было проведено около 40 тыс.) из более 10 тыс. предприятий половина работала с нарушением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации. Анализ нарушений по отраслям промышленности показывает, что в машиностроении, радиоэлектронной и легкой промышленности предприятий-нарушителей оказалось  соответственно 59, 58, 57%.

     Госнадзором  названы основные причины, которые  приводят к невыполнению обязательных  требований стандартов: отклонение  от норм технологии производства, слабая измерительная и испытательная  база, неудовлетворительная организация  контроля. Эти причины во многом  зависят от состояния метрологических  служб на предприятиях. Метрологический надзор полностью подтверждает это: более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятий были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов. Такие красноречивые данные говорят, по-видимому, о том, что только жесткость госнадзора и увеличение полномочий госинспекторов не смогут заставить предприятия выполнять их предписания и нормы стандартов.

     На сегодняшний  день специалисты Госстандарта  РФ, а также многих производственных  предприятий считают, что концепция  новой редакции основополагающих  стандартов уже начинает отставать  от жизни и требуется ее  очередная корректировка. Как  отмечалось выше, она уже началась  введением в перечень действующих  в РФ нормативных документов  нового для нашей практики  — технического регламента.

     Основной объем  работы по госнадзору приходится  на территориальные органы, госинспекторы  которых главной целью своей  деятельности считают добиваться от изготовителей продукции (услуг) осознания и повышения ответственности за качество и безопасность производимой их предприятиями продукции. Механизмом, позволяющим осуществлять эту задачу, служит разделение процедуры проверок на две стадии: при обнаружении несоответствий госинспектор выдает предписание о приостановке (или запрете) реализации продукции до устранения причин нарушений, а затем проводит окончательную проверку. Таким образом, доведение продукта до требований стандарта во многом зависит от предприятия-изготовителя, но, конечно, если оно имеет соответствующие условия, а обнаруженные недочеты не связаны с состоянием и возможностями действующего технологического процесса или испытательной (измерительной) базы.

     По результатам  госнадзора за 1995 г. отмечалось, что  субъекты хозяйственной деятельности, как правило, выполняют предписания,  благодаря чему значительно уменьшается  ущерб, наносимый потребителю  некачественными товарами. За указанный  год предотвращен ущерб от  приобретения покупателями небезопасных  товаров на сумму более 480 млрд. руб. Около 70% предприятий устранили  нарушения требований стандартов, выявленные госнадзором.

     Специалисты Госстандарта России отмечают, что эффективность госнадзора в значительной степени снижена в силу следующих причин: современная концепция государственного контроля и надзора не учитывает международный опыт и опирается на опыт бывшего Советского Союза; не созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать много лучшего названные в Законе "О стандартизации" источники финансирования.

     Рассмотренные  выше положения о госнадзоре  регламентируются Законом "О  стандартизации". Но некоторые  права предоставлены Госстандарту  России Законом РФ "О защите  прав потребителей" (ст. 42 и 43). Объемы полномочий по применению  мер пресечения к нарушителям  требований нормативных документов  практически совпадают в обоих  законах. Существенное отличие состоит в том, что нормы Закона "О защите прав потребителей" относятся к нарушениям требований безопасности товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, а закон "О стандартизации" распространяется как на потребительские товары, так и на продукцию производственного назначения.

 

4.3 Правила проведения  госнадзора

 

     Основная форма  государственного контроля и  надзора — выборочная проверка. В процессе проверки проводятся  испытания, измерительный контроль, технический осмотр, идентификация,  другие мероприятия, обеспечивающие  достоверность и объективность  результатов. Госстандарт России  устанавливает приоритетные направления  госнадзора, которые прежде всего учитываются при его планировании. В дополнение к ним проверки могут быть назначены в связи с целевыми заданиями Госстандарта, для информирования Госреестра России о продукции, которая прошла сертификацию, или об аккредитации испытательных лабораторий и др.

     Госнадзор  за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов  и за сертифицированной продукцией  осуществляет государственный инспектор или комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель Госстандарта.

     Планирование  проверки включает обязательный  подготовительный период, в течение  которого анализируются результаты  предыдущих проверок, в том числе  и проводимых другими контролирующими  органами. Это сопряжено с рассмотрением  подробной информации о намечаемом  к проверке субъекте хозяйственной  деятельности, в частности, результатов  внутреннего контроля за соблюдением требований стандартов.

     Контролю подвергается  образец (или проба), отбираемый  в соответствии с установленной  в стандарте на данную продукцию  методикой. Идентификация и технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов (проб) осуществляют сотрудники проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под наблюдением государственного инспектора. Результаты испытания образцов распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах).

     Если контроль  касается продукции, которая подлежит  обязательной сертификации, госинспектор  проверяет наличие и подлинность  выданного ранее сертификата  соответствия, правильность применения  знака соответствия до начала  испытаний образца.

     Проверка соблюдения  правил обязательной сертификации  касается аккредитованных испытательных  центров (лабораторий). Проверяющая  комиссия устанавливает: наличие  лицензии на право осуществления  сертификационных испытаний и  аттестата аккредитации испытательного  центра (лаборатории); соответствие  видов испытуемой продукции профилю  лаборатории, состояние нормативной  базы и испытательного оборудования, соблюдение программы и методик  испытаний. Если проверяется работа  органа по сертификации, то комиссия прежде всего убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Кроме того, контролируется правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее регистрации, а также обоснованность отказов в выдаче сертификатов, если это имело место.

     По результатам  испытаний оформляется протокол  испытаний, а проведенные проверки  заканчиваются составлением акта. Акт проверки — весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результаты, а также изложить в письменной форме свое особое мнение.

Информация о работе Правовые основы стандартизации в РФ