Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа
В условиях конкуренции, концентрации банковского капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Введение   3 
1. Сущность  и содержание банковской проверки     4 
2. Нормативное  регулирование банковского аудита   6 
2.1 Положение  об аудиторской деятельности  в банковской системе РФ   11 
2.2 Порядок  лицензирования банковского аудита   12 
2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов)   16 
2.4 Меры  воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам), аннулирование лицензий   18 
2.5 Этика  аудитора    20 
Заключение   25 
Литература
     Содержание 
| Введение | 3 | |
| 1. Сущность 
  и содержание банковской | 4 | |
| 2. Нормативное 
  регулирование банковского | 6 | |
| 2.1 Положение об аудиторской деятельности в банковской системе РФ | 11 | |
| 2.2 Порядок лицензирования банковского аудита | 12 | |
| 2.3 Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов) | 16 | |
| 2.4 Меры 
  воздействия к аудиторским | 18 | |
| 2.5 Этика аудитора | 20 | |
| Заключение | 25 | |
| Литература | 27 | 
 
     Введение 
В условиях конкуренции, концентрации банковского капитала, создания свободных экономических зон, развития банковской системы при благоприятных макроэкономических условиях, эффективном проведении структурных реформ, обеспечении устойчивости рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам особое значение приобретает учет, надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Важно установить, обеспечивается ли соблюдение законодательства и других нормативно-правовых актов; минимизация банковских рисков, соблюдение экономических нормативов, надлежащее управление активами и пассивами и какие меры воздействия применяются к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям.
Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Коммерческие 
интересы банка требуют достоверной 
информации о состоянии дел – 
для поддержания его устойчивой 
работы, соблюдения стабильной работы 
банка, степени делового доверия 
к нему со стороны учредителей, акционеров, 
клиентов и сотрудников. 
 
 
 
 
 
 
 
     1. 
Сущность и содержание банковской проверки  
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Основная цель аудиторской деятельности – установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:
Аудиторские проверки банков чаще всего осуществляют специальные аудиторские фирмы. В течение аудиторской проверки, кроме своей основной задачи – составления аудиторского заключения, аудиторы осуществляют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и другим вопросам), которая приносит им значительную часть дохода. Нередки случаи, когда банк или кредитная организация сотрудничает с несколькими аудиторами или аудиторскими фирмами. Фирма, которая является наиболее известной и авторитетной, “заверяет” всю официальную отчетность банка и составляет аудиторское заключение. Другие же фирмы оказывают консультационную помощь и приглашаются для решения конкретных специализированных задач (чаще всего – это оптимизация налогообложения, анализ издержек и доходности банка, проверка отдельных внутренних подразделений банка).
В России процесс формирования сети аудиторских фирм начался в 1987 году. В 1992 году на съезде аудиторов присутствовали представители 180 российских аудиторских фирм. Конечно, рынок аудиторских услуг находится лишь в стадии зарождения. Однако существовали обстоятельства, которые значительно сдерживали его развитие: аудиторство не было закреплено законодательно, аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий и коммерческих банков. В силу этого спрос на аудиторские услуги был незначителен.
В 1993 году был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” от 22 декабря 1993 г. № 2263 утверждены правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля.
В соответствии с Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” кредитные организации обязаны проходить ежегодную аудиторскую проверку (в частности получать аудиторское заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой, обязаны все коммерческие банки).
Из-за специфики деятельности банков и других кредитных организаций Приказом Центрального Банка России от 18 марта 1996 года № 02-71 было утверждено “Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации”, которое разъясняет особенности проведения и устанавливает стандарт для проведения банковского аудита.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, а инициативная - по решению экономического субъекта.
Важнейшим 
условием развития цивилизованного 
рынка аудиторских услуг 
    2. 
Нормативное регулирование банковского 
аудита 
Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:
1.Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденными данным Указом «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации». Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого финансового контроля и действуют до принятия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность;
Перечисленные документы являются общими для всех существующих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и общего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду аудита действует отдельное правовое регулирование.
Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нормативная база, включающая основные документы:
В соответствии с вышеназванными документами организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными направлениями деятельности этой комиссии являются разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение практики их применения и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений.
    Непосредственное 
регулирование аудиторской 
На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности: были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии.
Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации и обеспечивающих определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов обосновать свои действия.
Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабатывались с учетом требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, Центральным банком РФ - один стандарт по банковскому аудиту, названный выше.
Одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ стандарты аудиторской деятельности представлены:
    Правилами 
(стандартами) аудиторской деятельности, 
одобренными 15 июля 1998 г. (протокол №4): 
«Внутрифирменный контроль 
качества аудита», «Применимость допущения 
непрерывности деятельности», «Проверка 
соблюдения нормативных актов при проведении 
аудита», «Разъяснения, предоставляемые 
руководством проверяемого экономического 
субъекта», «Первичный аудит начальных 
и сравнительных показателей бухгалтерской 
отчетности»;