Правовые основы стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ стандартизации в РФ.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить правовые основы стандартизации в РФ, ее задачи и принципы;
2. Изучить основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации, органы и службы стандартизации;
3. Изучить порядок разработки стандартов;

Содержание

Введение 5
1 Правовые основы стандартизации в РФ 7
1.1 Задачи и принципы стандартизации 10
2 Основополагающие стандарты Государственной системы
Стандартизации 12
2.1 Органы и службы по стандартизации 14
3 Порядок разработки стандартов 20
4 Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов 25
4.1 Правовые основы, задачи и организация госнадзора 25
4.2 Права и обязанности государственных инспекторов 26
4.3 Правила проведения госнадзора 30
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

1 Правовые основы стандартизации в РФ - копия.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

     Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ). Эти комитеты — основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

     Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило, годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ).

     Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

     Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

     Основные функции ТК:

     - определение концепций развития стандартизации в своей области;

     - подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

     - составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

     - оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

     - привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

     По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

     Закон "О стандартизации" допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

     ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании "Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации", принятого странами — членами СНГ в 1992 г.

     Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и Госстроя РФ. Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, организации могут проявлять инициативу по участию их специалистов в работе технического комитета, направив предложение в один из указанных выше государственных органов.   Госстандарт РФ и Госстрой РФ привлекают к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций — разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий — основных потребителей продукции (услуги), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей. Последнему придается особое значение, поскольку через представителей этих обществ осуществляется обратная связь с потребителем, что дает возможность получать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации — обеспечить соответствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Общества потребителей имеют право участвовать в работе технических комитетов по определению требований к качеству объекта стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

     Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

     Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации [3].

 

 

 

 

 

3 Порядок разработки  стандартов

     Работа Технического  комитета начинается со сбора  заявок на разработку стандарта.  Заявителями могут быть государственные  органы и организации, общественные  объединения, научно-технические  общества, предприятия, фирмы, предприниматели,  которые направляют заявки в  ТК согласно закрепленным за  ними объектам стандартизации.

     В заявке обязательно  должна быть обоснована необходимость  разработки нормативного документа,  не исключено также приложение  к ней уже разработанного заявителем  проекта стандарта.

     На основании заявок  Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует  годовой план государственной  стандартизации России.

     Дальнейшая работа  проводится на основе договоров  на разработку стандарта между  заявителем и соответствующим  ТК и включает следующие этапы:  составление технического задания  (организацией-разработчиком или  ТК), разработку проекта стандарта,  представление окончательного варианта  проекта в Госстандарт РФ (Госстрой  РФ) для принятия, обновление стандарта,  пересмотр и отмену стандарта.

     Рассмотрим содержание  этапов разработки государственного  стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

     Разработке проекта  стандарта предшествует организационная  работа, которую должен проделать  ТК. Это связано с четким размещением  заданий в подкомитеты и рабочие  группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии  ТК стремится более определенно  обозначить организации, от которых  целесообразно получить отзыв  на проект стандарта. Для этого  краткая информация о разрабатываемых  нормативных документах публикуется  в специализированном издании  Госстандарта РФ (или Госстроя  РФ), чтобы заинтересованные стороны  могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две  стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта  законодательству России, международным  правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при  условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии —  определение патентной чистоты  объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

     Проект в первой  редакции, составленный подкомитетом  и рабочей группой, члены ТК  должны рассмотреть либо на  специальном заседании, либо путем  переписки, чтобы удостовериться  в его соответствии условиям  договора на разработку стандарта,  требованиям российского законодательства  и положениям государственной  системы стандартизации. После этого  проект рассылается на отзыв  заказчикам стандарта и выявленным  ранее заинтересованным организациям.

     Вторая стадия разработки  заключается в анализе полученных  отзывов, составлении окончательной  редакции проекта нормативного  документа и подготовке его  к принятию. Окончательная редакция  должна быть рассмотрена членами  ТК, органами государственного контроля  и надзора за соблюдением обязательных  требований стандарта, научно-исследовательскими  институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.

     Принятие стандарта  осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой  РФ). Процедура принятия включает  обязательный анализ содержания  проекта на соответствие законодательству  России, метрологическим правилам  и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Ρ 1.5-91 "ГСС.  Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию  стандартов". Стандарт принимается  консенсусом, после чего устанавливается  дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как  правило, не определяется.

     Далее принятый стандарт  подлежит регистрации, информация  о нем публикуется в ежемесячном  Информационном указателе, издается  и распространяется.

     Все перечисленные  выше функции выполняет Госстандарт  РФ (Госстрой РФ) в установленном  им порядке.

     Стандарт не должен  быть тормозом для развития  экономики в соответствии с  достижениями научно-технического  прогресса. Но поскольку срок  действия его не устанавливается,  необходима постоянная работа  всех членов ТК и заинтересованных  сторон, направленная на своевременное  обновление нормативного документа.  Согласно ГСС РФ обновление  стандарта проводится с целью  поддержания его соответствия  потребностям населения, экономики  и обороноспособности страны. Результатом  анализа действующего стандарта  может быть внесение изменений  в его содержание либо пересмотр,  либо отмена нормативного документа.

     С целью получения  информации для актуализации  стандартов технические комитеты  ведут постоянную работу по  поддержанию обратной связи с  предприятиями и организациями,  принимающими стандарты, а также  анализируют предложения, поступающие  от членов ТК по внесению  изменения в действующие нормативные  документы. При необходимости  обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

     Пересмотр государственного  стандарта по существу является  разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает  в том случае, если вносимые  изменения связаны со значительной  корректировкой основных показателей  качества продукции и затрагивают  ее совместимость и взаимозаменяемость.

     Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

     Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

     Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Информация о работе Правовые основы стандартизации в РФ