Правовые основы охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных актов и иных нормативных актов РФ и субъектов РФ.
Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан.

Содержание

Понятие труда, основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда ……………3
Основные направления государственной политики в области охраны труда………5
Нормативные правовые акты по охране труда…………………………….7
Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………8

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛТЬная по бжд.docx

— 26.56 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

Санкт - Петербургский Государственный  Университет сервиса и экономики

Сосновоборский филиал

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине

Безопасность жизнедеятельности

На тему

Правовые основы охраны труда

 

 

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                      

         

 Выполнил(а): 

Студент(ка)  2 курса

спец. 081100.62

Соловьева О.В.

Проверил:

_________________________


 

 

Сосновый Бор

2013

 

Содержание:

  1. Понятие труда, основные положения законодательства Российской Федерации об охране труда …………………………………………………………………………….3 

 

  1. Основные направления государственной политики в области охраны труда……………………………………………………………………………5

 

  1. Нормативные правовые акты по охране труда…………………………….7

 

  1. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Понятие труда, основные положения  законодательства Российской Федерации  об охране труда  

Законодательство  Российской Федерации об охране труда  основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового  кодекса Российской Федерации, федеральных  актов и иных нормативных актов  РФ и субъектов РФ.  
Право на охрану труда и здоровья закреплено в Конституции Российской Федерации в качестве одного из основных прав граждан. Отсюда вытекает и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое отдельно закреплено в ст.37 Конституции. Основным законодательным актом, посвященным охране труда, является принятый в декабре 2001 года Трудовой кодекс Российской Федерации.  
В Трудовом кодексе поясняется, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.  
Действие отдельных положений Трудового кодекса, касающихся охраны труда, распространяется на:  
• работодателей;  
• на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;  
• иных лиц, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.  
Согласно ст. 227 Трудового кодекса к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: 

• работники и другие лица, проходящие профессиональное обучение или переобучение в соответствии с ученическим  договором;  
• студенты и учащиеся образовательных учреждений всех типов, проходящие производственную практику; 
• лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;  
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;  
• лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;  
• члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.  
На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.  
Лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (например, договорам подряда), не вправе рассчитывать на различные льготы и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Может, в частности, сложиться такая ситуация, что из двух человек, работающих в одном и том же месте и выполняющих одинаковую работу, один (заключивший трудовой договор) будет пользоваться льготами, а другой (работающий по договору подряда) – нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные направления  государственной политики

в области охраны труда

Изложение основных направлений государственной  политики в области охраны труда  содержится в ст. 210 Трудового кодекса.  
Главное из них – обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.  
Жизнь и здоровье людей важнее прибыли!  
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:  
• обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;  
• принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;  
• государственное управление охраной труда;  
• государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; • государственная экспертиза условий труда;  
• установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;  
• содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;  
• профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;  
• расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  
• защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  
• установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 
• координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;  
• распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;  
• подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;  
• организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;  
• обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;  
• международное сотрудничество в области охраны труда;  
• проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;  
• установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.  
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Нормативные правовые  акты по охране труда

Перечень  видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные  требования охраны труда: 
1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М). 
2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О). 
3. Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ).  
4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ).  
5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП).  
6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН).  
Перечисленные нормативные правовые акты утверждаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными надзорами в соответствии с их компетенцией. Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.  
Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в организациях на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда. (Подробнее об этом говорится в учебном элементе "Обучение и инструктирование по охране труда").  
Министерству труда и социального развития РФ поручено обеспечить формирование банка данных утвержденных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и функционирование единой информационной системы для использования органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами. 

 

 

 

 

 

 

 

4. Ответственность за  нарушение требований охраны  труда

Ответственность за несоблюдение требований охраны труда  предусмотрена Трудовым кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом. 
В ст. 419 Трудового кодекса РФ указано, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.  
Дисциплинарная ответственность проявляется в применении дисциплинарных санкций вплоть до увольнения. 
В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ ”Об административных правонарушениях”, нарушение должностным лицом законодательства об охране труда влечет наложение штрафа от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда.  
В некоторых случаях за нарушения правил охраны труда предусмотрена уголовная ответственность.  
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Статья 143. Нарушение правил охраны труда 
1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.  
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Уголовная ответственность установлена также за нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности. 

 


Информация о работе Правовые основы охраны труда