Организационно - правовые основы стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в том, чтобы осознать проблемы стандартизации, ее цели, задачи, принципы и методы, разобраться в системе организации работ по стандартизации в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Основные задачи, стоявшие перед автором, это сформировать представление о стандартизации, выявить основные категории стандартов и нормативных документов, сферы их деятельности и ответственность, которую необходимо понести при их нарушение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Принципы, методы и функции стандартизации 8
2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ 14
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ 14
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ 17
2.3. Категории стандартов и их характеристика 21
2.4. Организация работ по стандартизации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

ОРГАН.ПРАВОВ ОСНОВЫ 2012 ГОД.docx

— 59.81 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    3

1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ                         5           

1.1 Основные понятия                                                                                    5 

1.2 Принципы, методы и функции стандартизации                                      8 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РФ                                                                                                                 14 

2.1. Правовые  основы стандартизации в РФ                                               14 

2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации  в РФ                                   17 

2.3. Категории  стандартов и их характеристика                                         21 

2.4. Организация  работ по стандартизации                                                 27 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             33

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                              35                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Начало века и тысячелетия ознаменовано колоссальными переменами в экономической  и социальной сферах нашей страны. Россия вступает в новый этап своего развития, перенимая лучшие традиции западных культур ведения производства, распределения и сбыта. 

Большинство предпринимателей сегодня отчетливо  понимают, что на место ценовой  конкуренции приходит совершенно иная форма соревнования – это качество готовой продукции и не просто высокое, а стабильно высокое  качество. 
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.  По мере развития промышленного производства продукция становилась все более сложной, то есть число ее характеристик, а, следовательно, и требований к качеству постоянно растет. Именно поэтому необходимы стандарты, на которые можно было бы ориентироваться для обеспечения стабильности качества продукции предприятия.  
Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами. Именно этот вопрос рассмотрен в данном реферате. 

Цель  исследования состоит в том, чтобы  осознать проблемы стандартизации, ее цели, задачи, принципы и методы, разобраться  в системе организации работ  по стандартизации в РФ, ее нормативно-правовых основах.  
Основные задачи, стоявшие перед автором, это сформировать представление о стандартизации, выявить основные категории стандартов и нормативных документов, сферы их деятельности и ответственность, которую необходимо понести при их нарушение. 

Нельзя  обойти вниманием и тот факт, что  на смену Закону «О стандартизации»  пришел Федеральный закон « О  техническом регулировании». Все  вопросы в данном реферате рассмотрены  с учетом этой особенности.  
Отметим, что стремительное развитие российской экономики с каждым днем приближает момент вступления нашей страны в ВТО. Для многих отечественных производителей этот процесс сопряжен с решением целого ряда проблем, связанных с системой стандартизации и контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ

1.1 Основные  понятия 

Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. Определение сущности любого явления  – сложный процесс. Ученые, работающие в области теории стандартизации, приводят ряд формулировок понятия  «стандартизация». По определению Международной  организации по стандартизации (International Standard Organization – ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности»1

Таким образом, стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области  на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при  соблюдении условий эксплуатации и  требований безопасности2. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности. Из определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности3

Существуют  две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.  
Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет).  
Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия4

Введем  еще одно понятие. Стандарт – нормативно-технический  документ по стандартизации, устанавливающий  комплекс норм, правил, требований к  объекту стандартизации и утверждённый компетентным органо5. Стандарт, разработанный на основе науки, техники, передового опыта, должен предусматривать оптимальные для общества решения. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт – это самое целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определённой цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности её производства, а также повышения уровня её взаимозаменяемости.  
Стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию, а не торможению производства и сферы услуг. 

Стандартизация  как область практической деятельности также тесно связана с сертификацией. И стандартизация, и сертификация призваны решать одну общую задачу – обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг. 

Природа стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, характерных для современного производства и реализации товаров и услуг. С неоправданным разнообразием мы каждодневно сталкиваемся на производстве и в быту, стоит только присмотреться. Специалисты и предприниматели сталкиваются с большим числом неувязок, различием российских, европейских и мировых требований к качеству продукции, к упаковке и маркировке ее, методам контроля, оформлению деловой документации и многим другим моментам, сопровождающим международную торговлю, контакты с зарубежными деловыми партнерами. 

Системный подход к анализу места и роли стандартизации в общественном производстве и управлении, в обеспечении международных  экономических и культурных связей приводит к осознанию двух органически  присущих ей свойств (признаков, сторон): 

1) способность  к упорядочению и к системообразованию, обеспечивающим сокращение и предупреждение неоправданного разнообразия. Находят свое выражение в разработке и установлении норм, правил, требований, характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень качества, безопасность и приемлемую цену продукции, процессов, услуг. Как правило, результаты работы по стандартизации оформляются в виде нормативных документов, оговаривающих указанные нормы, правила, требования, а в некоторых областях деятельности (например, в метрологии) в качестве образцов, эталонов; 

2) совместимость (сопряжение) предметов, явлений, процессов, находящихся в прямой или опосредованной связи. Речь идет о соответствии размеров изделий, тары и транспортных средств, о терминах, обеспечивающих взаимопонимание, о совместимости документов и вычислительной техники. Система не может функционировать без стыковки, сопряжения ее элементов  
 
1.2. Принципы, методы и функции стандартизации 

Представление о сущности стандартизации дополним кратким описанием функций, принципов  и методов, в которых стандартизация себя проявляет.  
Назовем четыре основные функции: экономическую, информационную, социальную, коммуникативную. 

Экономическая функция выражает себя через вклад  стандартизации в научно-технический  прогресс, поскольку она оказывает  активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и  средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики. Все это создает предпосылки для специализации, следовательно, для широкого внедрения автоматизации производственных процессов, снижения себестоимости изделий, увеличение прибыли.  
Главная информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов (стандартов, технических условий), классификаторов и каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции, являющихся носителями ценной технической и экономической информаций для потребителя. Ссылка, например, на стандарт при сертификации продукции или услуги является удобной и экономичной формой информации о качестве товара, услуги. 

Социальная  функция стандартизации проявляет  себя через включение в нормативные  документы (стандарты) и достижение в производстве таких показателей  качества продукции и услуг, которые  содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим  нормам, требованиям безопасности в  использовании и возможности  экологичной утилизации отходов. 

Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем  обмена информацией. Этому служат стандартизованные  термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой  конструкторской и технологической  документации. Эта функция содействует  преодолению барьеров в торговле, обеспечивает сотрудничество в научной  деятельности, в экономике и управлении6.

Основополагающими принципами стандартизации являются: 

1) комплектность  стандартизации; 

2) опережающее  развитие стандартизации; 

3) классификация7

Принцип комплектности стандартизации заключается  в систематизации и оптимальной  увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации. 

Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение  к определенным видам деятельности или их результатам и доступные  широкому кругу пользователей. 

Основным  показателем при сопоставлении  уровня комплектности стандартизации является коэффициент комплектности  стандартизации, который тесно связан с уровнем качества продукции  и вычисляется по формуле:  
Ккомп. станд. = пфакт : побщ 8

где пфакт – количество фактически разработанной нормативной

документации; 

побщ – общее количество нормативной документации, необходимое для

выпуска продукции требуемого качества. 

Общее количество нормативной документации, необходимое для выпуска продукции  требуемого качества, определяется для  каждого вида продукции научно-исследовательскими институтами и проходит апробацию в международной практике9

Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с  учетом изменения во время показателей  качества объектов стандартизации.  
Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. 

Информация о работе Организационно - правовые основы стандартизации в РФ