Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5

1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5

1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8

1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11

2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15

2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15

2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19

3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.docx

— 84.65 Кб (Скачать документ)
Международный Славянский институт

Калининградский филиал 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

       По  дисциплине: Управление качеством.

       Тема: Вариант №17 
 
 
 
 

Выполнил: студент 4 курса

Группа: 08 УЭ

Волкова.А.В.

Специальность:

менеджмент  организации.

Научный руководитель:

К.п.н. Дерендяева Т.М. 
 
 

г. Калининград

2011 год

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, основные  категории и показатели качества……………………...5

     1.1.Понятие  качества товаров и услуг…………………………………….5

     1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8

     1.3. Основные цели и принципы систем  управления качеством……....11

2. Конкурентоспособность.  Соотношение понятий качества  и конкурентоспособности продукции……………………………………………15

     2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15

     2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19

3. Классификация  средств и методов управления  качеством………………...21

Список  литературы…………………………………………………………….29

 

     Введение. 

     Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой  опыт показывает, что научно-технический  прогресс в таких странах, как  Япония, Южная Корея и Китай, был  определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить  свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что  является препятствием для широкого участия России в международной  торговле.

     В момент своего распада СССР по объему экспорта занимал седьмое место  в мире после ФРГ, США, Японии, Франции, Великобритании и Италии. Но структура  экспорта не соответствовала мировым  экономическим и научно-техническим  требованиям.

     Примерно 50% экспорта приходилось на долю топливно-энергетических ресурсов, а доля машин, оборудования, транспортных средств в советском  экспорте составляла около 11%. Лишь немногим более 20% советского экспорта шло в  развитые государства. В экспорте развитых стран преобладают промышленные изделия. Для Японии этот показатель равен 97%, для США - 65%, а Россия по этому показателю находится на уровне развивающихся стран.

     Увеличение  экспорта отечественных товаров  в условиях постоянно растущих требований внешнего рынка невозможно без повышения  их качества. Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции  выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень  сервиса, под которым понимается не только возможность ремонта, но и  быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты. Именно то обстоятельство, что современный  мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся  стран всячески способствовать наращиванию  национального экспорта.

     Конечно, хотелось бы развивать в первую очередь  экспорт не сырья, а высокотехнической  продукции с большой долей  добавленной стоимости. К сожалению, Россия такой продукции производит чрезвычайно мало. Об этом свидетельствует рейтинг «всемирной конкурентоспособности», представленный на всемирном экономическом форуме на основе исследований Международного института развития управления.

 

     1. Сущность, основные категории и показатели качества

     1.1.Понятие качества товаров и услуг 

     Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  технического прогресса, внедрения  инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями  развертывается главным образом  на поле качества выпускаемой продукции.

     Понятие «качество продукции», как экономическая  категория и объект экономической  науки тесно связано с категорией потребительской стоимости, проявляющейся  лишь в процессе использования товара. Потребительская стоимость характеризуется, с одной стороны, как материальный предмет, а с другой стороны –  как вещь, которая способная удовлетворять  определённые человеческие потребности.

     Объективные потребительские свойства продукции  становятся полезными только в том  случае, если возникает потребность  в их использовании. Так, многие природные  богатства, без которых в настоящее  время немыслимо развитие экономики  любой страны, ранее не являлись потребительными стоимостями, хотя их качественные свойства с тех пор  не изменились (различные руды, нефть, газ, каучуки и другое). В отличие  от предмета природы продукт становится действительно продуктом только в процессе потребления.

     В современных условиях в большинстве  случаев одна и та же потребительная стоимость предназначена для  большого количества потребителей, которые  предъявляют к ней различные  требования. В результате одни и  те же параметры изделия могут  оцениваться по-разному. Все виды продуктов, удовлетворяющие одну и  ту же потребность, могут рассматриваться  как совокупная потребительская  стоимость.

     Таким образом, экономическое содержание категории качества обуславливается  оценкой общественной полезности продукта. Мерой этой полезности является общественно  необходимое качество. Оно предопределяет достижение такого уровня потребительских  свойств продукции, который бы обеспечил  удовлетворение потребностей общества при наиболее рациональном использовании  имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

     Карл  Маркс писал: «Продукт, потребительские  свойства которого выше потребительских  свойств других продуктов одинакового  назначен6ия, признаётся продуктом  более высокого качества». Здесь  существенны не сами характеристики продукта, а его потребительские  свойства, в крайней мере и в  какой-то степени они способны удовлетворять  конкретную потребность общества. Потребителя  не интересует природа предмета потребления  как таковая. Для него важно, что  бы данная потребительная стоимость  обладала необходимыми ему свойствами. Качество воплощает степень, меру, в  какой продукция объективно удовлетворяет  данную потребность. Здесь речь идёт о качестве как о количественной характеристике общественной потребительной стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем его качество определяют не только потребительские  свойства. Они могут оставаться неизменными, в то время как степень удовлетворения потребности данным продуктом в  результате появления новых общественных потребностей будет изменяться. (Например, производство телевизоров чёрно-белого изображения, ЭВМ типа «Минск - 32»  и другое) Очевидно, что на всех этапах развития общественного производства необходимо такое качество, которое  соответствует потребностям общества исходя из его возможностей в конкретных условиях.

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество - совокупность свойств продукции, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления  независимо от того, какие специфические  потребности ей предназначалось  удовлетворять.

     Действительно, совокупность свойств продукции  может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя  эта продукция может быть неприемлемой.

     Под свойством продукции понимается её объективная особенность, проявляющаяся  при производстве, эксплуатации или  потреблении.

     Различают производственные и потребительские  свойства продукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное  качество.

     Потребительские свойства продукции характеризуют  лишь ту совокупность показателей, которая  относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это  реальное качество продукции.

     Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое  переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в  удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность  не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

     Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные  или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических  условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

     Но  любой документ или эталон узаконивает  определенный набор свойств и  характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре. 

     1.2. Показатели качества продукции 

     Количественная  характеристика свойств и показателей (экономических, технических и других) называется показателем качества продукции. По количеству характеризуемых свойств  все показатели качества делятся  на единичные, комплексные, определяющие и интегральные. Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемая мощность и другое). Комплексные  показатели качества характеризуют  совокупность нескольких свойств продукции (например, надёжность, воспроизведение  телевизором типовой испытательной  таблицы и другое). Определяющие показатели качества – оценочные, по ним судят о качестве. Интегральные показатели качества выражаются через  соответствующую сумму экономических  или технических показателей (например, общий полезный эффект от эксплуатации продукции, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия).

     Измерение числовых значений показателей качества производится с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным  или расчётным путём и выражается в натуральном (баллы, другие единицы) либо стоимостном выражении.

     Потребности обычно выражаются в свойствах, в  их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.

     Такими  свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

     В зависимости от потребности используется тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в  целях экономии финансовых средств  на проведение ремонтов - ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание  изделия в работоспособном состоянии - долговечность.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"