Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5

1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5

1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8

1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11

2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15

2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15

2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19

3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.docx

— 84.65 Кб (Скачать документ)

     Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

     И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению  конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

     Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных  составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение  качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности  и уровня обслуживания.

     Указанные составляющие конкурентоспособности  являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться  как сложный самостоятельный  объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного  персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность  обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов  определяется такими базовыми производственными  факторами, как технический уровень  производства, уровень организации  производства и управления.

     По существу, основа современной «философии успеха» заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

     Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения  качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение  цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто  никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.

     Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удастся повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного  преимущества данного товара. Таким  образом, обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск  и реализация инноваций. 

2.2.Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции 

     В соответствии с определением Международной  организации по стандартизации (ИСО), качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Степень полезности – насколько хорошо товар может удовлетворить потребности.

  • Первый уровень — «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор).
  • Второй уровень — «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
  • Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара.
  • Четвертый уровень - «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Товары, обладающие в дополнение к другим удовлетворяющим потребностям, которые у потребителей носили неявный, мало сознаваемый ими характер.

      Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, только теми характеристиками, которые интересуют потребителя, а остальные во внимание не берутся.

      Конкурентоспособность товара — решающий фактор его коммерческого  успеха на развитом конкурентном рынке. Это понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

      Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара». Главная составляющая конкурентоспособности товара, но не единственная это внешние факторы: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются ей системой маркетинга — от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества.

      В условиях достаточности товаров  и услуг на рынке, превышения в  целом их предложения над спросом  покупатель в полной мере реализует  свое право выбора, естественно предпочитая  тот товар, который с его точки  зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.

     3. Классификация средств и методов управления качеством

 

     Растущий  объем, а также разнообразие методов  и средств управления качеством  создает определенные трудности  при их изучении и выборе для практического  применения. Необходима систематизация всего множества инструментов, относящихся  к сфере менеджмента качества.

     Рассмотрим  наиболее известные группы и классификации  методов менеджмента качества. Теория управления качеством возникла и  долгое время развивалась на основе контроля. Поэтому наиболее известными методами управления качеством являются разработанные в Японии «Семь  основных («простых») инструментов контроля качества», позволяющие обрабатывать результаты контрольных операций. Эта  «великолепная семерка» входит в  перечень инструментов Всеобщего управления качеством (TQM) наряду с «Семью новыми инструментами управления качеством» и примыкающим к ним «Развертыванием  функции качества (QFD)». Некоторые  авторы [7, 9] расширяют этот список, включая  в него «Анализ видов и последствий  потенциальных отказов (FMEA)», бенчмаркинг, различные инструменты организации  мыслительного процесса и др.

     К инструментам TQM, как правило, относят  применяемые в сфере менеджмента  качества методы обработки и анализа  числовых и логических данных, выработки  управляющих решений. Понятие «методы  управления качеством» значительно  шире. Их объектами наряду с информацией  являются персонал, подразделения, предприятия (т.е. социальные системы), оборудование, другие элементы производственного  процесса и организации.

     В.В. Ефимов разделяет методы управления качеством на экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические и научно-технические. В последней группе объединены методы работы с оборудованием, информацией (включая статистические), комплексные  и исследовательские методы. В.В. Окрепилов выделяет три группы методов  работы по качеству: методы обеспечения качества, методы стимулирования качества и методы контроля результатов работы по качеству, а также предлагает классификацию приемов и средств всеобщего управления качества по четырем сферам (объектам) управления: «Качество», «Процесс», «Персонал», «Ресурсы». В этой модели на одном уровне находятся отдельные методы, системы и теории.

     Зарубежные  авторы также включают в число  методов менеджмента качества системы  и методологии, которые в практическом плане представляют собой комплексы  методов и приемов, объединенных общей концепцией. Нельзя исключать  из рассмотрения теоретические основы, влияющие на выбор и форму применения тех или иных методов или предлагающие универсальные приемы.

     Для наиболее полного представления  методов и средств управления качеством применяемые в методической и учебной литературе подходы  к систематизации могут быть объединены и дополнены (рис. 1, 2). К средствам  управления качеством отнесены орудия, предметы, совокупность приспособлений для осуществления менеджмента  качества: оргтехника, банки нормативной  документации, средства связи и метрологии и т.д., а также управленческие отношения — отношения субординации и координации.

 
Рис. 1. Классификация  средств и методов управления качеством

 
Рис. 2. Классификация  методов управления качеством

     Методы  управления качеством — способы  и приемы, с помощью которых  субъекты (органы) управления воздействуют на организацию и элементы производственного  процесса для достижения поставленных целей в области качества. Наряду с отдельными методами выделены представляющие их комбинации комплексные методы [4, 8], а также теоретические основы, концепции и системы. В отличие  от комплексных методов, концепции  и системы предполагают не только применение определенного набора методов, но и реформирование подхода к  управлению организацией.

     Отдельные методы полезно классифицировать по объекту воздействия: информация, социальные системы, оборудование. Последние связаны  с особенностями конкретного  производственного процесса, включают методы измерений, настройки и др. Управление социальными системами, как правило, подразделяется на экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

     Экономические методы управления подразумевают создание экономических условий, побуждающих  работников и коллективы предприятий, отделов систематически повышать и  обеспечивать необходимый уровень  качества. Развитие рыночных отношений требует более широкого использования экономических методов управления качеством. К таким методам могут быть отнесены:

  • финансирование деятельности в области управления качеством;
  • хозяйственный расчет в подразделениях системы управления качеством;
  • экономическое стимулирование производства;
  • ценообразование на продукцию и услуги с учетом их уровня качества;
  • применение системы оплаты труда и материального поощрения;
  • использование экономических мер воздействия на поставщиков;
  • бизнес-планирование создания новых и модернизированных видов продукции и услуг.

     Организационно-распорядительные методы осуществляются посредством  обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководства и  других предписаний, направленных на повышение  и обеспечение необходимого уровня качества:

  • регламентирование (функциональное, должностное, структурное);
  • стандартизация;
  • нормирование;
  • инструктирование (объяснения, разъяснения);
  • распорядительное воздействие (на основе приказов, распоряжений, указаний, постановлений и др.).

     Социально-психологические  методы влияют на социально-психологические  процессы, протекающие в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. В области менеджмента качества к ним могут быть отнесены:

  • моральное стимулирование высокого качества результатов труда;
  • приемы улучшения в коллективе психологического климата (ликвидация конфликтов, подбор и обеспечение психологической совместимости сотрудников);
  • учет психологических особенностей членов трудовых коллективов;
  • формирование мотивов трудовой деятельности персонала, направленных на достижение требуемого качества;
  • сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества;
  • способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"