Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5

1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5

1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8

1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11

2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15

2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15

2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19

3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.docx

— 84.65 Кб (Скачать документ)

     Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие  с точки зрения надежности эксплуатации - безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

     Показатели  технологичности - показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в  процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют  насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными  составными частями, а также уровень  унификации по сравнению с другими  изделиями. Все изделия могут  быть подразделены на стандартные, унифицированные  и оригинальные. Чем выше коэффициент  стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

     Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

     Показатели  транспортабельности отражают степень  возможности транспортировки изделия  различным транспортом без нарушения  его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий  эксплуатации, ремонта, простоя.

     Указанные показатели в совокупности создают  базу для сравнения с другой аналогичной  продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

     Для оценки некоторых свойств продукции (например, эстетических) технические  средства неприемлемы, поэтому измерения  производятся органолептическими методами (с помощью органов чувств по бальной  системе). Иногда свойства продукции  оцениваются путём социологических  опросов потребителей или экспертами.

     Перечисленная выше номенклатура показателей качества является основой для количественной оценки качества конкретного вида продукции. Причём уровень качества изделия  может оцениваться в зависимости  от поставленной цели дифференцированно  по единичным, комплексным или интегральным показателям, производственной или  потребительской группе. Таким образом, уровень качества – это относительная  характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

     Данный  показатель определяется по формуле:

     

     где, Qi.о, Qi.б – соответственно значение i – го показателя качества оцениваемого и базового изделия, баллы;

     i = 1,2,3, …, n – число показателей  качества изделия.

     Наряду  с уровнем качества определяется технический уровень продукции  – относительная характеристика, полученная путём сопоставления  некоторой совокупности показателей  качества изделий рассматриваемого типа с соответствующей совокупностью  базовых показателей. Технический  уровень продукции обычно оценивается  при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий  по номенклатуре показателей. В состав номенклатуры включаются только технические  показатели производственной и потребительской  групп. 

     1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством 

     Система управления качеством продукции  разрабатывается с учётом следующих  принципов: ориентация на потребителя, продуктовый подход, охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип  «петли качества»), сочетание обеспечения  управления и улучшения качества, предупреждение проблем и др.

     Комплексное управление качеством – это эффективная  система, объединяющая деятельность различных  подразделений, ответственных за разработку показателей качества, их достижение, поддержание достигнутого уровня качества, обеспечение производства и эксплуатации продукции на самом экономном уровне при полном удовлетворении требований потребителя. Комплексное управление качеством требует участия всех подразделений предприятия, включая производственное, отделы проектирования, снабжения, сбыта, технического контроля качества, стандартизации и др.

     Система комплексного управления качеством  имеет две взаимосвязанные цели: выработку привычки к улучшениям и стремление к совершенству.

     Главная цель – это стремление к совершенству. Что бы достичь её, необходимо воспитать  у работников привычку постоянно  улучшать продукцию. Привычка к улучшению  направлена на достижение совершенства. Эта цель, характерна для японской системы управления качеством, одновременно близка и противоположна тому, что  практикуется большинством западных компаний.

     Общее здесь заключается в том, что  уровень качества на данный период времени измеряется степенью его  соответствия проектным характеристикам. Однако, в западной практике, краткосрочная  целевая установка в отношении  качества исходит из допущения определённого  процента бракованных изделий. Целями борьбы за качество в Японии являются преодоление сложившегося уровня выпуска  брака и стремление к полному  соответствию продукции технической  документации.

     Выделяют  следующие основные принципы системы  комплексного управления качеством: контроль производственного процесса – регулирование  производственного процесса путём  измерения показателей качества изделий на всех этапах производства. На Западе контроль ведётся на отдельных  этапах производственного процесса. Руководство по контролю качества имеет  указания, как выбрать этап, подлежащий контролю. При этом основное внимание уделяется приёмочному контролю партий готовой продукции; наглядность измерения показателей качества – дальнейшее развитие общепринятого западного принципа «измеримость показателей качества». На японских заводах везде размещены наглядные стенды. У японцев задачи обеспечения качества стоят на первом месте, а выполнение плана – на втором. Каждый рабочий может остановить производственную линию для исправления замеченных дефектов. На предприятиях же западных фирм, где на первом месте стоит план производства, производственный процесс не останавливается и не замедляется для ликвидации дефектов; самостоятельное исправление ошибок – рабочий или бригада, допустившие брак, сами переделывают бракованные детали; 1000%-ная проверка продукции – контролю подлежит каждое изделие, а не выборка из партии. Этот принцип применяется к контролю готовой продукции, а иногда и к комплектующим узлам и деталям. Если проверять каждое комплектующее изделие нецелесообразно (слишком дорого), используется принцип n = 2, то есть проверяется два изделия: первое и последнее. Долгосрочная цель состоит в том, что бы усовершенствовать процесс так, что бы можно было осуществлять 100%-ную проверку качества всех изделий. Главное, что отличает японский подход от принятой на Западе практики, - это контроль качества готовой продукции. Стандартная западная методика заключается в оценке всей партии изделий по результатам контроля статистической выборки.

     К принципам, способствующим дальнейшему  повышению качества, относятся: организация  процесса улучшения качества – ответственность  за обеспечение качества продукции  полностью ложится на производственные подразделения, а задача управленческого  персонала – обеспечение большей  эффективности процесса совершенствования  качества; последовательное и целеустремлённое решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в этой области; последовательная и  настойчивая работа по налаживанию  системы изучения рекламаций потребителей; стремление к всеобщему участию  – от национального законодательства до углубленной оценки ошибок, допускаемых изготовителями продукции; понимание того, что даже отлично работающая система управления качеством со временем будет терять эффективность; систематическое обучение мастеров, бригадиров и других работников передовым методам организации работ по повышению качества; мобилизация физического и интеллектуального потенциала работников на конкретных участках производства; систематическая пропаганда повышения качества продукции; ежедневная проверка технического оборудования, оснастки, инструмента; изучение и применение на практике принципов Э. Дэминга, как программы действий для руководителей предприятия и их подразделений, которые хотели бы вести дела, основываясь на научных разработках и следуя здравому смыслу. 
 

 

2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции

2.1.Конкурентоспособность 

     В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его  конкурентоспособностью.

     Товары должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует  общественным потребностям по сравнению  с другими. Поэтому степень удовлетворенности  покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей  и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом  этапе жизненного цикла изделия  до момента утилизации. В это время  и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

     Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме  того, один и тот же продукт может  быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних и  внешних по отношению к товару факторов.

     Оценка  конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции  с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности  продукции выражается отношением полезного  эффекта к цене потребления, а  за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество. В экономической теории конкурентоспособности понятие уровня конкурентоспособности К связывается с отношением показателей конкурентоспособности нашей продукции и конкурента. Если это отношение К > 1, то наша продукция считается конкурентоспособной.

     Относительные значения показателей характеристик  качества и цены потребления получаются из сравнения характеристик и  цены потребления с таковыми у  продукции, принятой за базу. За базовую  продукцию принимают устанавливаемую  в маркетинге, идеальную потребительскую  модель продукции, т.е. ту продукцию, которую  желают приобрести потребители. Если цена потребления исключается из анализа, то оценки конкурентоспособности называются неценовыми. Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

     В расчеты конкурентоспособности  может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии  взят принцип получения комплексных  характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности  и осторожности в такого рода оценках. Из книги рекордов Гиннесса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого ими автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительская модель. По результатам анализа опроса был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен.

   В общем случае под конкуренцией понимается:

  • элемент рыночного механизма
  • форма взаимодействия рыночных субъектов, или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа
  • механизм регулирования пропорций общественного производства

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"