Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание

Последние годы отмечены беспрецедентным ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический прогресс в таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, был определен прорывом именно в качестве, позволившим им резко увеличить свой экспорт. Без расширения экспорта товаров и услуг не может быть решена и такая важная проблема, как конвертируемость рубля, что является препятствием для широкого участия России в международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, основные категории и показатели качества……………………...5

1.1.Понятие качества товаров и услуг…………………………………….5

1.2. Показатели качества продукции……………………………………...8

1.3. Основные цели и принципы систем управления качеством……....11

2. Конкурентоспособность. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции……………………………………………15

2.1. Конкурентоспособность……………………………………………..15

2.2. Соотношение понятий качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………………………………...19

3. Классификация средств и методов управления качеством………………...21
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.docx

— 84.65 Кб (Скачать документ)

      Целью современного менеджмента качества является не только повышение удовлетворенности  потребителя (прежде всего за счет качественной продукции), но и достижение этого  наиболее экономными способами. В зависимости  от особенностей организации могут  применяться различные методы повышения  ее эффективности [5]: «Всеобщее производительное обслуживание оборудования» (TPM), «Упорядочение» (5S), система экономики качества, реинжениринг процессов и др.

     К статистическим методам управления качеством (рис. 3) принято относить не только методы, связанные с обработкой и анализом больших массивов количественных данных, но и отдельные инструменты  работы с нечисловой информацией. Например, в группе «Семь основных инструментов контроля качества» гистограмма, стратификация (расслаивание), диаграмма Парето, диаграмма  рассеивания (разброса) и контрольные  карты предназначены для анализа  количественной информации. Причинно-следственная диаграмма систематизирует логические данные, с помощью контрольного листка в числовом виде обобщается информация любого рода. Иногда вместо стратификации  в данную группу методов включают блок-схему — графическое представление последовательности выполнения этапов процесса.

     «Семь новых инструментов управления качеством» преимущественно работают с логическими  и ассоциативными связями, систематизацией  факторов и направлений решения  проблем. Это диаграммы сродства и связей, диаграммы древовидная, матричная, стрелочная и диаграмма  процесса осуществления программы (PDPC). Анализ матричных данных (матрица  приоритетов) — математический анализ большого количества числовых данных в виде матриц для выявления приоритетных данных - единственный из семи методов дает количественный результат.

 
Рис. 3. Два подхода  к классификации  статистических методов  управления качеством

     В международных и национальных стандартах также регламентированы подходы  к применению ряда статистических методов: выборочного контроля, карт статистического  управления процессом, анализа характера  и последствий отказов и др.

     В методическом плане представляется полезным анализ возможности применения методов управления качеством различными субъектами менеджмента качества, а также на различных этапах жизненного цикла продукции. Классификация по субъектам предполагает определение групп методов, относящихся к различным уровням управления в организации.

     Поскольку управление качеством может носить всеохватывающий характер с вовлечением  в деятельность по улучшению не только самой организации, но и ее потребителей, партнеров, контрольных (надзорных) организаций  и других заинтересованных лиц, методы управления качеством целесообразно  классифицировать на собственные методы организации и методы, применяемые  внешними субъектами (табл. 1).

     Таблица 1. Классификация методов управления качеством по субъектам менеджмента

1. Собственные  методы организации  2. Методы, применяемые  внешними субъектами 
1.1. Методы, применяемые высшим руководством  организации 

1.2. Методы, применяемые  менеджерами среднего звена 

1.3. Методы, применяемые  рядовыми сотрудниками (основным  и вспомогательным персоналом)

2.1. Методы, используемые  потребителями (частные лица и  потребительские объединения, организации) 

2.2. Методы, используемые  партнерами 

2.3. Методы, используемые  конкурентами 

2.4. Методы, используемые  контрольными и надзорными организациями 

2.5. Методы, применяемые  консалтинговыми организациями 

     К методам, применяемым высшим руководством организации, можно отнести теоретические  основы; концепции и системы; комплексные  методы — реинжиниринг, самооценку, бенчмаркинг; отдельные методы, ориентированные  на управление социальными системами (предприятием, подразделениями) и информацией. Менеджерами среднего звена могут  применяться практически все  методы. Для рядовых сотрудников  предназначены отдельные методы работы с оборудованием и информацией, кружки качества, TPM, KAIZEN, 5S.

     Внешние субъекты — потребители, как правило, используют методы воздействия на предприятие  или его отдельные подразделения. Единичный потребитель может применять экспертные методы оценки качества приобретаемой продукции либо получаемой услуги.

     К методам, используемым партнерами, можно  отнести бенчмаркинг, самооценку, отдельные  методы, концепции и системы, теоретические  основы. Конкуренты применяют методы управления качеством в целях  получения информации о рынке  соответствующей продукции или  услуг, об уровне их качества, для определения  направлений улучшения (бенчмаркинг), повышения конкурентоспособности, а также для проведения совместной с конкурентами политики по продвижению  на рынок изготавливаемых ими  товаров (услуг).

     Контрольными  и надзорными организациями, как  правило, используются отдельные методы. Применяемые консалтинговыми организациями  методы охватывают весь спектр, поскольку  они обладают наиболее полной информацией  и наиболее подготовленным персоналом в области менеджмента качества. Именно эти организации обычно применяют  на практике новые, передовые методы, проводят обучение на предприятиях, дают рекомендации, разрабатывают механизмы  и документацию по внедрению современных  подходов к управлению качеством.

     Теория  менеджмента качества продолжает активно развиваться в рамках международной стандартизации. Множество методов управления качеством постепенно обогащается опытом удачных практических реализаций. В числе основных тенденций развития современного менеджмента [1, 2] «рачительное» производство, реинжениринг процессов, развитие информационных технологий, система экономики качества, теория обучающихся организаций и «управление знаниями», гуманизация производства, создание гибкой организационной структуры на основе проектного подхода и увеличение значимости горизонтальных связей и др. Это направления, в которых будут развиваться средства и методы управления качеством в ближайшем будущем.

 

     Список  литературы 

     1. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер В.Л.  Что век грядущий нам готовит? (Менеджмент XXI века — краткий  обзор основных тенденций)// Методы  менеджмента качества). 1999. № 1.

     2. Адлер Ю.П., Аронов И.З., Шпер И.З.  Что век текущий приготовил? Менеджмент XXI века — продолжение краткого  обзора основных тенденций// Методы  менеджмента качества. 2004. № 1.

     3. Барри Дж. Дейл. Методы менеджмента  качества, выдержавшие испытание  временем// Европейское качество. 2009. Том 8, №2.

     4. Ефимов В.В. Средства и методы  управления качеством. М.: КНОРУС, 2007.

     5. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков  В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы  и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.

     6. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. СПб.: Наука, 2008.

     7. Риттер Д.С. Применение методов  всеобщего управления качеством  в образовании — ключ к академическим  успехам// Избранные труды 40-го  конгресса Европейской организации  по качеству. Берлин, сентябрь 1996 г.: Сборник переводов с англ. М.: ГП  — Ред. журнала «Стандарты и качество», 2007.

     8. С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: уч. пос. - М.: РИА «Стандарты и качество». 2005.

     9. Азарова В.Н. Управление качеством: Том 2. Принципы и методы всеобщего руководства качеством. - М.: МГИЭМ, 2009.

10. Томохова И.Н, Рыжова Н.А. Научное издание ФГОУ ВПО РГУТиС, журнал «Сервис plus», №4 за 2008 год

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"