Экономическая эффективность качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе отражаются следующие вопросы:

основные понятия качества и конкурентоспособности продукции;
краткая характеристика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»;
оценка конкурентоспособности продукции на рассматриваемом предприятии;
пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции
5
1.1 Качество продукции 5
1.2 Управление качеством продукции 9
1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.4 Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции
13
2. Оценка конкурентоспособности ЗАО «ТД «Курганские прицепы» на Российском рынке автоприцепов
19
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Общий анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы»
25
2.3 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» с помощью специальных методик
33
3 Разработка предложений по повышению конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»
43
3.1 Управление качеством продукции, как один из путей повышения конкурентоспособности продукции
43
3.2 Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования системы стимулирования сбыта
45
4. Практическая часть 52
Заключение 58
Список использованных источников 60

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством кур.пр..doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение  3
1 Понятия  и показатели качества и конкурентоспособности  продукции  
5
1.1 Качество  продукции 5
1.2 Управление  качеством продукции  9
1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.4 Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции  
13
2. Оценка  конкурентоспособности ЗАО «ТД  «Курганские прицепы» на Российском рынке автоприцепов  
19
2.1 Организационно  – экономическая характеристика  предприятия 19
2.2 Общий  анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы»  
25
2.3 Оценка  конкурентоспособности ЗАО «Торговый  дом «Курганские прицепы» с  помощью специальных методик  
33
3 Разработка  предложений по повышению конкурентоспособности  ЗАО «Торговый дом «Курганские  прицепы»  
43
3.1 Управление  качеством продукции, как один из путей повышения конкурентоспособности продукции  
43
3.2 Повышение  конкурентоспособности предприятия  на основе совершенствования  системы стимулирования сбыта  
45
4. Практическая  часть 52
Заключение  58
Список  использованных источников 60
 
 
 
 

    Введение 

   Качество  продукции относится к числу  важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка. На повышение качества продукции влияют темпы технического прогресса, внедрение инноваций, роста эффективности производства, экономия всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях, конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

   Изучение  конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения  технического уровня. Постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции, особенно машин и оборудования, весьма актуальной.

   В условиях открытой рыночной экономики изучение конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных частей комплексных маркетинговых исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня изделия. В машиностроении показатели конкурентоспособности подразделяются на технические и экономические.

   В условиях рыночных отношений в любых  организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

   Поэтому, чтобы продукция была конкурентоспособной необходима постоянная, целенаправленная, кропотливая работа товаропроизводителей по повышению качества, систематически осуществляемый контроль качества, другими словами можно сказать, что любое предприятие желающее укрепить свои позиции в жесткой конкуренции и максимизировать свою прибыль должно уделять большое внимание процессу управления качеством

   В данной курсовой работе отражаются следующие  вопросы:

  • основные понятия качества и конкурентоспособности продукции;
  • краткая характеристика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»;
  • оценка конкурентоспособности продукции на рассматриваемом предприятии;
  • пути повышения конкурентоспособности продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции 

   1.1 Качество продукции

   Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

   Качество  — авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания и работа по управлению качеством на фирме — становятся альфой и омегой для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

   Качество  продукции — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила весь мир, будь то европейские, американские или азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основная конкуренция между фирмами.

      Что же такое качество продукции? Как его можно определить? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

   С понятием качества тесно связано  и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

   Качество  продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей.

   Во-первых, это показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно- 
технического назначения основным может служить показатель 
производительности,  показывающий,  какой объем продукции 
может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или 
какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

Во-вторых, показатели надежности — безотказность, сохраняемость, 
ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность  может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность  определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

   В-третьих, обозначим показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

   В-четвертых, выделим показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и потребителя.

   Также не нужно забывать и о эргономических показателях, которые отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного 
газа и водяных паров в продуктах сгорания.

     Вспомним и о эстетических  показателях, они характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида 
изделия.

   Показатели  транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

   Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

   Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации 
или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений 
при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

   И наконец, показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

   Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно представить такой формулой: 

Информация о работе Экономическая эффективность качества продукции на предприятии