Экономическая эффективность качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 15:09, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе отражаются следующие вопросы:

основные понятия качества и конкурентоспособности продукции;
краткая характеристика ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»;
оценка конкурентоспособности продукции на рассматриваемом предприятии;
пути повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение 3
1 Понятия и показатели качества и конкурентоспособности продукции
5
1.1 Качество продукции 5
1.2 Управление качеством продукции 9
1.3 Сущность конкурентоспособности предприятия 11
1.4 Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции
13
2. Оценка конкурентоспособности ЗАО «ТД «Курганские прицепы» на Российском рынке автоприцепов
19
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Общий анализ конкурентоспособности продукции ЗАО «ТД «Курганские прицепы»
25
2.3 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» с помощью специальных методик
33
3 Разработка предложений по повышению конкурентоспособности ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»
43
3.1 Управление качеством продукции, как один из путей повышения конкурентоспособности продукции
43
3.2 Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования системы стимулирования сбыта
45
4. Практическая часть 52
Заключение 58
Список использованных источников 60

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством кур.пр..doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

                                           IтпΣ qiai                                                                                                 (2)

где   qi - единичный параметрический показатель по i -му параметру;

         ai - вес i - го параметра;

         n - число параметров, подлежащих рассмотрению.

     1) 0,15 +0,11 + 0,1 + 0,1 + 0,15 + 0,09 + 0,64 + 0,06 + 0,04 + 0,04 + 0,03 = 1,51;

     2) 0,30 + 0,11 + 0,1 + 0,1 + 0,06 + 0,06 + 0,66 + 0,09 + 0,04 + 0,04 + 0,03 = 1,59;

     3) 0,30 + 0,19 + 0,1 + 0,1 + 0,075 + 0,075 + 0,07 + 0,08 + 0,05 + 0,04 + 0,04 = 1,75.

     Показатель  качества Ктп данного изделия  по отношению к другому изделию  другой фирмы равен: 

                                           Ктп = Iтп1 / Iтп2                                                        (3)

где Iтп1 / Iтп2 - соответствующие групповые технические показатели 1-го (оцениваемого изделия) и  2-го (другого изделия).

  1. 1,51 / 1,59 = 0,94;
  2. 1,51 / 1,75 = 0,86;
  3. 1,59 / 1,75 = 0,90

     Групповой параметрический показатель по экономическим  параметрам сводится к простому сложению составляющих элементов цены потребления на исследуемом отрезке времени. Индекс экономических параметров  Iэп рассчитывается по  следующей формуле: 

                                     Iэп = Цп1 / Цп2                                                                                                (4)

      где Цп1, Цп2- соответственно цена потребления 1-го (оцениваемого изделия) и 2-го (конкурирующего изделия).

      1. 4770 / 5130 = 0,92;
      2. 4770 / 4345 = 1,09;
      3. 5130 / 4345 = 1,18. 

     На  следующем этапе рассчитывается интегральный показатель уровня качества: 

                                      П = Ктп / Iэп                                                              (5)

  1. 0,94 / 0,92 = 1,02;
  2. 0,86 / 1,09 = 0,78;
  3. 0,90 / 1,18 = 0,76.

     Таким образом, на основании рассчитанного  показателя можно сделать вывод о качестве данного товара по сравнению с другим изделием, таковым является изделие 3.

     После оценки качества продукции  на основе имеющихся данных производится расчет  экономического эффекта от повышения  качества продукции. В качестве базового изделия  берется изделие  с параметрами, у которого себестоимость единицы работы изделия (исходные данные для расчета эффекта от повышения качества продукции) равна затратам на эксплуатацию (исходные данные для оценки качества продукции). Параметры нового изделия должны  соответствовать  параметрам идеального изделия.

     Исходные  данные для расчета эффекта от повышения качества продукции:

     1) Себестоимость единицы работы  изделия, тыс. р. ( И1 = 3816, И2 = 3799);

     2) Срок службы изделия, лет (tб = 6,0,tн = 6,5);

     3) Цена изделия, тыс. р. (К1 = 954, К2 = 949);

     4) Нормативный коэффициент эффективности  капитальных вложений потребителем (Ен = 0,15).

     Определение экономического эффекта от повышения  качества продукции может производиться  в сфере потребления и в  сфере производства. В данном курсовом проекте  экономический эффект находится в сфере потребления. Величина годового экономического эффекта (Эпотр) в сфере потребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле: 

     Эпотр = (И1+ЕнК’1)γ - (И2 + ЕнК’2) = (3816 + 0,15 х 954) х 1,411 –                                

                        (3799 + 0,15 х 949) = 1644,94(ед)                                         (6)

где И, И2 – себестоимость единицы работы (эксплуатационные издержек,           

выполняемой изделием, принятым за базу для сравнения вариантов, и изделием с повышенными показателями качества, руб.;

     К1’, К2’ -  капитальные вложения (цена) потребителя, использующего  изделие, принятое за базу сравнения,  и изделие с повышенными показателями качества, руб.

     Ен – нормативный коэффициент  экономической эффективности капитальных  вложений;

     γ - коэффициент учитывающий соотношение показателей качества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле: 

                     γ = ω х α х β х δ = 1,459 х 0,857 х 1,083 х 1,042 = 1,411              (7)

где     ω  - коэффициент эквивалентности по техническим показателям (параметрам) базового изделия и изделия с улучшенными показателями, если сопоставляются изделия только с повышенными параметрами качества  (новое) и изделия, принятые за базу для сравнения, определяется по формуле: 

                                       ω = Σ аi К’ = Σ 1 х 1,469  = 1,459                                    (8)

где аi – коэффициент весомости i –го показателя (параметра) качества (в сумме коэффициенты  равны единице);

      К’ – значение каждого i-го показателя качества изделия более высокого качества по отношению к изделию, принятому за базу, определяется по формуле:

               

                                К’ = В / В   или К= В/ Вiн   =   1 / 0,685 = 1,459               (9)

где   В , В   -  значение каждого показателя  ( технического параметра) качества сравниваемых нового и базового изделия.  

      αn – коэффициент, учитывающий дополнительные потребительские свойства изделия, определяемые экспертным путем а баллах, рассчитывается по формуле: 

                              α  n =   Σ  Бн  /  Σ Бб =  Σ 2+1+1 / 2 + 2 +2 = 0,66                 (10)

где Бб, Бн – оценка в баллах потребительских свойств изделий базового и с улучшенными показателями (параметрами)  качества.

       β - коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплуатации, определяется по формуле: 

                                      β = Тн / Тб = 1,083                                    (11)

где   Тб, Тн – наработка на отказ базового и нового изделия (с более высокими показателями качества), ч.

      δ  - коэффициент, учитывающий срок службы изделия, определяется по формуле: 

      δ =  (1/ tб + Ен) /  (1/ tн + Ен) =  (1/ 6 + 0,15) /  (1/ 6,5 + 0,15) = 1,042         (12)

где   tб ,tн    - соответственно срок службы базового и нового изделия, год.

        
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Показатель  конкурентноспособности продукции  важен при проектировании требуемых  свойств изделия, сравнение потенциальных возможностей производства продукции, установление цены, а также при решении других проблем.

   Показатели  качества продукции важны для  определения всей совокупности свойств  и характеристик изделия. Будучи продуктом труда, качество товара  неразрывно связано как со стоимостью, так и  с потребительской стоимостью. Потребителя интересует не природа продукта, а то, что продукт становится товаром, обладает потребительской стоимостью. Чем большее количество покупателей подтверждает соответствие данного товара условиям рынка, тем выше будет конкурентноспособность продукции.

   Изучение  конкурентоспособности товара представляет собой одну из важнейших составных  частей рыночных исследований, создающих  основу для выработки стратегии  и тактики деятельности  на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качеств изделия (в данной курсовой работе речь идет о прицеп «Крепыш» - 8213, производимый ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы»).

   В данной работе видно, что рассматриваемое  предприятие ЗАО «Торговый дом «Курганские прицепы» стремится к увеличению объемов производства и реализации продукции. Об этом говорит тенденция увеличения товарной продукции. Положительно можно оценить хозяйственную деятельность организации с точки зрения роста эффективности использования ресурсов и оборачиваемости.

   Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения  с другим изделием и поэтому является относительным показателем. Отсюда следует сделать вывод, что пол  конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента (для автоприцепа «Крепыш» - 8213 – это многофункциональность) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого изделия по отношению к товару-конкуренту.

   В курсовой работе дан анализ конкурентоспособности  товара, который производится на ЗАО  «Торговый дом «Курганские прицепы». Этот анализ показывает, что автоприцеп «Крепыш» - 8213 абсолютно конкурентоспособен по техническим характеристикам и менее конкурентоспособен по экономическим параметрам.

   Для повышения конкурентоспособности  продукции ЗАО «ТД «КП» необходимо:

   - во – первых совершенствовать управление качеством продукции;

    - во – вторых совершенствовать  систему стимулирования сбыта.

    В первом случае предприятию необходимо обратить внимание на стимулирование не только покупателей и посредников, но и на сотрудников фирмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованных источников:  

   
  1. Богарова  Т. Как повысит конкурентоспособность  организации? //Управление персоналом. – 2003. - №4.- С 38-39.
  2. Волков И. О. Экономика предприятия (фирмы). 3-е издание, переработанное и дополненное. ИНФРА – М. 2002. – 601.
  3. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 305 с.
  4. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии – М., 2001. – 365 с.
  5. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. –М.: Внешторгиздат, 2003 – 523 с.
  6. Ноздрева Р.б. Гречкова В.Ю. Маркетинг: Учебник. – М.: Юристь, 2000. - 292 С.
  7. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, инвестиции, маркетинг. – М.: Финансы и статистика, – 2007. –536 с.
  8. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекции. – М.: ИНФРА – М., 2001 – 208 с.
  9. Федько Н.Г. Стимулирование сбыта. – М.: Маркетинговые коммуникации, 2002. – 129 С.
  10. Бейкер М.Д. Теория маркетинга. – М.: Эксмо, 2007 – 464 С.
  11. Хилер Р.М., Ианг Э.К. Экономические основы маркетинга. – Киров: АСА, 2002. – 598 С.
  12. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник. – М.: Юрист, 1998.  – 584 с.
  13. Кантор Е.Л.  Экономика предприятия. – СПБ.: Питер, 2002. – 352 с.

Информация о работе Экономическая эффективность качества продукции на предприятии