Учетная политика организации. Проблемы выбора и оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:19, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы – на основе изучения проблем выбора и оптимизации учетной политики разработать проект учетной политики ФГУ ИК-12 УФСИН России Удмуртской Республики.
Для достижения данной цели дипломной работы в процессе ее выполнения необходимо решить ряд задач:
-исследование теоретических аспектов учетной политики организации;
-дать организационно-экономическую и правовую характеристику ФГУ ИК-12 УФСИН России Удмуртской Республики;
-изучение состояния и принципов ведения бухгалтерского учета в ФГУ ИК-12 УФСИН России Удмуртской Республики;
-проведение исследований по оптимизации учетной политики ФГУ ИК-12 УФСИН России Удмуртской Республики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 7
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФГУ ИК-12 УФСИН РОССИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 24
2.1. Местоположение, правовой статус и виды деятельности организации 24
2.2. Организационное устройство и основные экономические показатели хозяйствующего субъекта 25
3. СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ФГУ ИК-12 УФСИН РОССИИ ПО УР 32
3.1. Состояние организации бухгалтерской службы 32
3.2. Состояние первичного учета имущества и обязательств организации 37
3.3. Состояние аналитического, синтетического учета и отчетности в организации 46
4. ВЫБОР И ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ФГУ ИК-12 УФСИН РОССИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 69
4.1. Выбор методических аспектов бухгалтерского учета 69
4.2. Выбор технических аспектов бухгалтерского учета 78
4.3. Выбор организационных аспектов бухгалтерского учета 82
4.4. Разработка проекта учетной политики 84
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа_2.doc

— 853.00 Кб (Скачать документ)

     Алборов Р.А. указывает [14, с.262], что целесообразно при оформлении учетной политики предусмотреть все методические, а также основные организационно-технические аспекты учетной политики по возможности в одном распорядительном документе. Другие организационно-технические моменты бухгалтерского учета, которые невозможно излагать отдельными пунктами в указанном распорядительном документе руководителя организации, например, схемы и графики документооборотов, структура бухгалтерии и бухгалтерской службы, проекты постановки учета, положения внутрихозяйственного учета, отчетности и контроля и т.п., должны оформляться приложениями к раскрываемой (формируемой) части учетной политики.

     Однако  это не означает вынесение за пределы учетной политики организационного и технического аспектов системы учета. Только рассмотрение системы учета в совокупности и во взаимосвязи ее методической, технической и организационной сторон может обеспечить правильный (оптимальный) выбор и обоснование учетной политики организации.

     Опыт  последних лет (во многих экономических  субъектах, подтвержденный аудиторскими проверками) показывает, что выбранная учетная политика организации должна быть предварительно рассмотрена и одобрена протокольным решением коллектива бухгалтерской службы, учредителей (собственников) и совета директоров, а после этого утверждена руководителем организации.

     Данное  требование диктуется тем, что выбранная учетная политика, как уже отмечалось выше, влияет не только на уровень эффективности реализации метода (способов) бухгалтерского учета, но и на финансовое состояние организации, рациональное использование средств, оперативность и правильность принятия управленческих решений в пользу организации и т.д. [14, с.262]

     Как пишет Середа К.Н. [33, с.23], бухгалтерский учет в бюджетной организации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Инструкцией по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н (далее – Инструкция № 25н).

     Родионова В.М. указывает [29, с.7], что государственная учетная политика реализуется Инструкцией № 25н через:

     -план счетов бюджетного учета;

     -порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

     -порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;

     -корреспонденцию счетов бюджетного учета;

     -иные вопросы организации бюджетного учета.

     Захарьин  С.В. указывает, что в период действия Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 20.12.1999 N 107н в бухгалтерском учете не было потребности в составлении учетной политики для каждой организации, поскольку это делалось централизованно [18, с.25].

     Однако  бюджетные учреждения, которые занимаются разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, и тогда были обязаны составлять учетную политику для целей налогообложения.

     Земляченко  С.В. считает, что на современном этапе реформирования бюджетного процесса необходимость формирования учетной политики связана не только с требованиями налогового законодательства. Данная необходимость продиктована вступлением в силу Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, а позднее и Инструкции по бюджетному учету утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года №25н [23, с.41].

     В результате вести бюджетный учет в бюджетных учреждениях без применения учетной политики стало невозможным.

     Салина  Л. указывает, что необходимость формирования учетной политики связана с тем, что Инструкция №25н предусматривает ведение учета и по операциям кассового обслуживания бюджетов, и по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением. Отражению в учетной политике подлежат только те способы (методы) ведения учета (бухгалтерского или налогового), в отношении которых законодатель предоставляет организации право выбора или самостоятельность их определения [30, с.43].

     Основные  правила составления учетной  политики организации закреплены в ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете".

     1. Учетная политика утверждается  приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию  и состояние бухгалтерского учета. 

     В соответствии с названным Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

     2. Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно из года в год.

     3. Учетная политика может изменяться  в случаях внесения изменений  и дополнений в законодательство РФ или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий своей деятельности.

     К существенным изменениям деятельности можно отнести образование филиала или обособленного подразделения организации. При этом принятая учреждением учетная политика обязательна и для его обособленного подразделения.

     4. В целях обеспечения сопоставимости  данных бухгалтерского учета  изменения в учетную политику должны вноситься с начала финансового года. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

     Если  бюджетное учреждение, наряду со своей  основной деятельностью, осуществляет предпринимательскую и иную, приносящую доход деятельность, то одним из элементов учетной политики должен быть раздельный учет (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

     Порядок раздельного учета расходов, относящихся к обоим видам деятельности (деятельность, финансируемая из бюджета и предпринимательская деятельность), определен положениями пункта 3 статьи 321.1 НК РФ.

     В этом пункте содержится перечень расходов за счет этих двух источников, которые трудно разделить прямым счетом, и поэтому применяется расчетный метод.

     Указанный перечень расходов ограничен:

     «Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)».

     Таким образом, с 1 января 2006 года расширен закрытый перечень расходов, подлежащих распределению при раздельном учете, и в него включены теперь расходы по всем видам ремонта основных средств.

     Принятая  учетная политика должна быть оформлена  в виде приказа. При этом учетная  политика применяется организацией из года в год.

     Изменение учетной политики может произойти, но только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Об изменениях учетной политики на следующий отчетный год необходимо заявить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

     Учетная политика может изменяться в случаях  внесения изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета или существенного изменения условий деятельности учреждения.

     К существенному изменению деятельности бюджетного учреждения можно отнести, например, образование филиала. При  этом принятая учреждением учетная политика обязательна для филиала.

     Токарев И.Н. пишет [34, с.24], что в обязательном порядке в учетной политике бюджетной организации утверждаются:

     1. Рабочий план счетов бюджетного  учета. Наличие в этом плане  большого количества позиций объясняется тем, что в нем предусмотрены счета как для органов, осуществляющих исполнение бюджета, так и для органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

     Кроме того, к синтетическим счетам открыто  много аналитических счетов. В рабочем плане счетов бюджетного учета указывается перечень используемых учреждением счетов.

     Его можно оформить как приложение к учетной политике. В приложении целесообразно указать корреспонденцию счетов (проводки) по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

     2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым Приложением к Инструкции N 25н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

     Согласно  ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" эти формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

     а) наименование документа;

     б) дату составления документа;

     в) наименование организации, от имени  которой составлен документ;

     г) содержание хозяйственной операции;

     д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

     е) наименование должностей лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

     ж) личные подписи указанных лиц.

     Формы документов, разработанные организацией, также целесообразно утверждать в качестве приложения к учетной политике.

     3. Порядок и сроки проведения  инвентаризации, за исключением  случаев, когда проведение инвентаризации  обязательно.

     4. Перечень лиц, имеющих право  подписи на первичных учетных документах. В соответствии со ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" он утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

     5. Правила документооборота. Правила  могут представлять собой график  документооборота, в котором отражается вид операции, указывается лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции; срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации и пр.

     6. Технология обработки учетной  информации. Пунктом 8 Инструкции N 25н предусмотрено, что автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

     В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого учреждением программного комплекса. Разработчики Инструкции № 25н предполагали, что учет в бюджетных учреждениях ведется с помощью специальной бухгалтерской программы.

     7. Порядок контроля за хозяйственными  операциями, обеспечивающий сохранность  материальных ценностей учреждения.

     8. Порядок выдачи денежных средств  под отчет. При этом должен  быть определен:

     - круг материально-ответственных  лиц, имеющих право на получение  денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

     - предельный размер подотчетных  средств;

Информация о работе Учетная политика организации. Проблемы выбора и оптимизации