Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)

Выявление неблагополучных  семей и профилактическая работа С НИМИ.

Методическое  пособие для инспекторов  по охране прав ими, ЮТОДИСТОВ по охране прав детей, социальных педагогов, социальных работников

Составитель: Гончарова Т. В.,        специалиста Главного

управления  образования Курганской области

Рецензенты: Куган Б. Д., начальник Главного

управления образования  Курганской области, кандидат педагогических наук

Дюрягина Л. Н., главный специалист

Главного управления образования Курганской области 

Содержание

Введение 4

Поддержка семьи  как естественной среды жизнеобеспечения детей 5

Выявление семей  группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким  семьям 6 Помощь семьям, находящимся  в кризисе, сохранение и возвращение  ребенка в семью. Профилактика повторных  кризисов 7 Обучение родителей «групп риска»                                                   7 Преодоление отчуждения родителей  от школы                                    9

Характеристика  «хронически проблемной» семьи 10

Семьи «группы  риска» 11 Взаимодействие органов, организаций, специалистов на    разных

уровнях 12 Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании

помощи детям  и подросткам 13

Шаги по работе с неблагополучной семьей 19

Сотрудничество  с неблагополучными семьями 20

Основные подходы  включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами

семей 22

Приложение 23

Технология работы с неблагополучной семьей 38

Алгоритм изучения семьи 38

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Педагогическое  мастерство В семье -ЭТО не ТОЛЬКО внешняя форма

взаимодействия  с ребёнком. Это прежде всего психологизация всех семейных и внутрисемейных

отношении   п между супругами, и

со  старшим поколением, и с друзьями.

В. С. Заслужнюк

Русский философ  Иван Ильин писал, что семья это частичка Родины; существует такое понятие, как Дом. Это стены, ЭТО место, где собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, родные люди. Однако в доме может быть неуютно, хотя в нем чисто и аккуратно. Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом, как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все в рассыпную по своим делам. Есть дом -затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от близких.

Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается  основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Анализ социального  влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% - улица.

В Курганской области  по сравнению с 1994 годом количество семей группы социального риска  увеличилось на 7,6 %, семей с детьми-инвалидами -на 29,2 %, семей с детьми под опекой - на 34,7 %.

Наблюдается значительное снижение уровня жизни семей с  детьми. По сравнению с 1994 годом число малоимущих семей с детьми в области увеличилось на 95,6 %, причем, семей одиноких матерей - на 227,3 %, неполных семей - на 65,2 %, семей с детьми-инвалидами - на 68,7 %, семей с детьми под опекой - на 85 %, многодетных семей - на 18,4 %.

В области из года в год растет число семей, ведущих асоциальный образ жизни. В 1999 году выявлено 4397 социально-неблагополучных  семей. В социально-неблагополучных  семьях проживает 10551 ребенок, 185 детей из семей, ведущих асоциальный образ жизни (см. приложение 1).

К наиболее острым проблемам современной семьи  относятся:

- изменение типа  взаимоотношений в семьях: от  традиционного авторитарного или  дето центристского - к либеральному или партнерскому, но чаще всего - к формальному;

- трудности строительства  семейной жизни, острое прохождение  кризисных этапов развития семьи  на фоне поводов для стрессов  и кризисов;

4

- тревога родителей  за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее, адаптацию в  современном в обществе;

- проблемы взаимоотношений  детей, ревность между детьми;

- конфликты внутри  семьи, скандалы, разводы.

Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей

Цели  и задачи:

-   создание условий для сохранения семейной среды;

- создание семейной  среды для детей, родители которых  лишены родительских прав;

- обеспечение  социально-экономической, правовой  и психолого-педагогической поддержки  семей, в том числе принимающих  детей на воспитание;

- содействие  обеспечению условий для безопасного  материнства в области;

- разработка  системы мер, направленных на  оказание помощи проблемным семьям;

- осуществление  системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению  нормальной семьи в процесс  преобразования окружающей действительности;

- создание и  реализация программы по оказанию  помощи семье в воспитании  детей;

- разработка  и внедрение специальной программы  по улучшению здоровья семьи.

Основными       направлениями       социальной       работы       с неблагополучными семьями должны стать:

г    -   поддержка родителей в воспитании детей;

- помощь   в   определении   их   физических,   психологических   и социальных  нужд;

- социальное  и  терапевтическое  содействие  семьям   в  трудном положении;

- информирование,   юридическая   помощь   и   советы   с   целью *       предотвращения      всех      форм      эксплуатации      (насилия,

правонарушений), как физических, так и психологических;

- социально-педагогическая  деятельность, направленная на воспитание        у молодежи родительских чувств и обязанностей. 

Выявление семей группы повышенною риска н оказание социально-педагогической помощи таким семьям

Выявление семьи, нуждающейся в помощи И реабилитации, должно проходить как можно раньше. За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести огромный ОПЫ1 асоциального поведения, искалечить свою душу, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного определения, который противоречит нормам общества.

Выявлению и  прогнозированию жестокого обращения с детьми и детской заброшенности способствует включение профессионалов во всевозможные консультации, «горячие линии», «телефоны доверия», посещения школ, детских домов и клиник, оздоровительных центров и др.

Анализируя каждый случай, необходимо обратить внимание на наиболее типичные стрессовые модели:

- отношения между  родителями и старшими членами  семьи: неравный брак, конфликты  между членами семьи, приемные  родители, сожители или разведенный  (одинокий) родитель;

- отношения с  ребенком: большие и малые интервалы  между рождением детей, их количество, величина семьи, родительская  привязанность к детям, родительские  ожидания от детей;

- структурный  стресс: недостаток жилищной площади,  безработица, социальная изоляция, угроза родительской власти ценностям  и самооценке;

- стресс, вызванный  ребенком или другими опекаемыми (иждивенцами), нежеланный ребенок,  трудновоспитуемый ребенок, неуправляемый,  часто болеющий, имеющий физические  уродства или задержки в развитии ребёнок.

  В поле  зрения социальных работников  должны быть также включены:

- социальное  место родителей: возраст, образование,  пол, социально-экономический и социально-этнический статусы;

- отсутствие  у родителей умений по управлению  и разрешению конфликтов и налаживанию дисциплины:

- степень неприятия  (отвергающего поведения) обоих  родителей своего ребенка;

- опыт социализации: наличие в опыте родителей  агрессивности, жестокого отношения к себе, собственной заброшенности;

- психопатический  статус родителей: личностные  черты, слабый самоконтроль, психические  расстройства, наркомания и алкоголизм.

Социальный работник должен встречаться с семьей. Он принимает решение о необходимости  выводить ребенка из семьи. Возможны три решения:

- создать временный  «буфер», сохранить ребенка в  семье, оттянуть принятие решения  о лишении родителей родительских  прав;

- временно вывести  ребенка из семьи, перевести  его на время в замещающую  семью, приют, профилактический  стационар и пр.;

- поставить вопрос  о лишении родительских прав  и окончательно вывести ребенка  из семьи.

Помощь  семьям, находящимся  в кризисе, сохранение и возвращение  ребенка в семью. Профилактика повторных

кризисов

Разрабатывая  стратегию социального вмешательства  в кризисную ситуацию, необходимо иметь в виду следующее:

- в формировании  аномального родительского поведения  участвуют не один, а целый  комплекс социальных, психологических  и патологических факторов. В  каждом конкретном случае их  вклад в формирование кризиса  различен;

- поводы и  причины отказов от новорожденных  не всегда совпадают, так как  истинные, глубинные причины поступка  часто лежат в неосознанных  личностных конфликтах, не разрешенных  в детском и подростковом возрасте;

- каковы бы  ни были причины, отрыв ребенка  от семьи является тяжелой  дополнительной травмой как для ребенка, так и для родителей.

Обучение  родителей «групп риска»

Процесс образования  родителей, социализация детей которых  проходит в особых условиях, имеет  свою специфику.

Цель  образования родителей  - добросердечные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей.

Средства  образования - знания, умения, навыки, охватывающие широкий спектр человеческих наук и сферу обыденной жизни.

Ведущая ценность образования  родителей - гарантированное развитие ребенка. Отказ от понятий «правильный ребенок», «хорошо воспитанный ребенок» вызван низкой их эффективностью.

Спецификой  образования родителей  является их ориентация и опосредованное влияние на благополучие и жизнь детей.

Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья  особенно v нуждается в специальной помощи и поддержке, в том числе и образовательной. Это, в первую очередь, помощь в осознании особенностей и проблем, достоинств и ограничений своей семьи, получение навыков оптимального взаимодействия родителей и детей, родителей и тех людей, с которыми они вступают в контакты.   При этом важно, чтобы родители «группы риска» в дальнейшем плавно вошли в единое родительское сообщество (класса, школы, микрорайона).

Не все родители осознают проблемы в своих отношениях с детьми. Поэтому необходима профилактическая образовательная деятельность, направленная на развитие родительской рефлексии, критическою мышления, навыков интерпретации жизненных событий. Подобная работа может осуществляться в тех или иных формах на базе различных учреждений: от медицинских, образовательных, средств массовой коммуникации до системы повышения квалификации специалистов, сферы дополнительного образования, просвещения.

Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними