Формы работы с неблагополучной семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание

Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Работа состоит из  1 файл

Как строить работу с неблагополучной семьей.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Как строить работу с  неблагополучной  семьей?

Принцип индивидуального  подхода к проблеме неблагополучной  семьи предполагает следующий примерный  алгоритм действий:

Подготовка – предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье, составление плана беседы;

Установление контакта специалистов с членами семьи;

Выявление сущности семейных проблем, причин их возникновения и внутренних ресурсов неблагополучной семьи;

Определение плана выхода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб, стимулирование родителей к самопомощи;

Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не может решить самостоятельно.

Патронаж семьи (в случаях тяжелого неблагополучия может продолжаться до нескольких лет).

Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые  адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.

Проблемы неблагополучной  семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с  семьей, должен хорошо знать все  ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

 

      Основные  направления социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей

      Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.

      Помощь  в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

      Помощь  в воспитании проводится социальным работником, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

      Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую  поддержку и коррекцию.

      Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

      Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

      Посреднический  компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.

      Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей,  благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

      Помощь  в координации направлена на активизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

      Помощь  в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

      Социальный работник при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

      Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

      Консультант – консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

      Защитник  – защищает права ребенка в  случае,  когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

      Деятельность  работника с семьей протекает  по трем направлениям:

    1. образовательному,
    2. психологическому,
    3. посредническому.

      Рассмотрим  названные направления работы.

       1. Образовательное направление. Включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи:

      2. Психологическое направление. Включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка с позиции работника направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье. Оказание поддержки в союзе с психологом становится наиболее эффективным.

      3. Посредническое направление. Данное направление содержит следующие компоненты: помощь в организации, координации и информировании. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга.

2.3.  Проблемы и перспективы социальной  работы в дошкольном образовательном  учреждении с детьми из неблагополучных  семей

      В настоящее время необходимо определить наиболее эффективные формы социальной работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми из неблагополучных семей. Одна из форм работы социального работника с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно – реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с  семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

      Патронаж  дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.  Проведение патронажа требует соблюдения ряда  этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

      Патронаж  может проводиться со следующими целями:

    1. диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
    2. контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
    3. адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

      Регулярные  патронажи необходимы в отношении  неблагополучных и прежде всего  асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

      Наряду  с патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального работника, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

      Социальный работник, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования:  эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.

      Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.

      Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

      Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

        Еще одна форма работы социального работника с семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

      Основные  принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

      Сущность  социально – педагогического  мониторинга семьи состоит в  комплексном использовании всех источников данных о процессах и  событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

      Важную  роль в осуществлении социально  – педагогического мониторинга играет умение социального работника систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них.

      Поскольку семья – это сложная система, социальный работник принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.

      Родительская  подсистема (мать - отец). Социальный работник концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.

      Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.

      Подсистема «братья - сестры». Социальный работник концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.

      Отношения между детьми в семье – незаменимый  опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).

      Подсистема  «родители - дети». Социальный работник стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.1       

      Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ  удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Информация о работе Формы работы с неблагополучной семьёй