Формы работы с неблагополучной семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание

Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Работа состоит из  1 файл

Как строить работу с неблагополучной семьей.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

По окончании  собрания родители задают вопросы, которые  их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый  стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции  в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для  мам "Поговорим о маме".

  1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
  2. Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для  пап "Самый дорогой  мой человек".

  1. Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
  2. Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
  3. Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".
  4. Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика  конференций для  родителей

  1. Эстетическое воспитание дошкольников.
  2. Растим будущих мам и пап.
  3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях  обсуждаются общие организационные  вопросы совместной работы всего  дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и  проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно  с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение  родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в  детском саду осуществляется также  при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год  в назначенные числа. В эти  дни родители могут без предварительной  договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого  дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию  в экскурсиях и прогулках с  детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может  устанавливаться по усмотрению руководства  детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства  родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные  средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд (уголок для родителей).

Наряду  с традиционными  формами существуют современные работы с семьей.

Необходимо создавать  и использовать возможности для  непосредственного общения.

Существуют разнообразные  виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научиться хорошо слушать. Ниже приведены некоторые мероприятия, которые успешно используются в программе «Шаг за шагом».

Первые  визиты в детский  сад.

Перед тем как  ребенок начнет посещать детский  сад, родители должны прийти на занятия  и познакомить с педагогами, другими  детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как  ребенок записан в детский  сад, вводные собрания для родителей  помогают им встретиться с воспитателями  и другими родителями, узнать и  ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может  быть составлено так, чтобы время, когда  детей приводят в детский сад  и забирают домой, использовалось для  общения с семьями.

Телефонные  звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или  раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция –  это формальные собрания, предназначенные  для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям  делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием  мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет  телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию  детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно  выпускать раз или два в  месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные  записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные  записки.

Воспитатели могут  посылать с ребенком короткие записки  домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные  блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между  детским садом и семьей, чтобы  делиться информацией о том, что  происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который  информирует родителей о собраниях  на день и др.

Ящик  для предложений.

Это коробка, в  которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая  может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют  приемы создания ролей  для родителей.

Родители могут  играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены  некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для  наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей  и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать  участие в спектаклях, помогать в  организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член  родительского совета.

Родительский  совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для  того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Как развивать работу, направленную на родителей?

Сотрудничество  родителей друг с  другом.

Это помощь более  опытных родителей начинающим. Групповая  деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация  для родителей  и их обучение.

Детский сад  предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные  встречи родителей  и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных  ресурсов.

Общение родителей  по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад  может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Что могут делать родители в детском саду:

- читать детям  рассказы, сказки, истории;

- приносить различные  игрушки для общих игр;

- собирать природные  материалы для деятельности детей:  камешки, семена, раковины и т.  п.;

- участвовать  в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для создания в  семье благоприятных условий  воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом  определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления  дифференцированного подхода к  работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических  условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

В качестве выявления  уровня педагогической культуры и степени  участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие  социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

Информация о работе Формы работы с неблагополучной семьёй