Формы работы с неблагополучной семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:21, реферат

Описание

Следует отметить, что при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.
Проблемы неблагополучной семьи невозможно решить силами одного специалиста. Педагог, работающий с семьей, должен хорошо знать все ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Работа состоит из  1 файл

Как строить работу с неблагополучной семьей.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

      Алгоритм  работы социального работника с неблагополучной семьей

      1 этап: изучение семьи и осознание  существующих в ней проблем,  изучение обращений семей за помощью

      2 этап: первичное обследование жилищных  условий неблагополучной семьи

      3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни

      4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь  семье, изучение их действий, вывод

      5 этап: изучение причин неблагополучия  в семье, ее особенностей, ее  целей, ценностных ориентаций

      6 этап: изучение личностных особенностей  членов семьи

      7 этап: составле6ние карты семьи

      8 этап: координационная деятельность  со всеми заинтересованными организациями  (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.)

      9 этап: составление программы работы  с неблагополучной семьей

      10 этап: текущие и контрольные посещения  семьи

      11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

      Выделяются  следующие этапы работы социального работника с неблагополучной семьей, реализуемые непосредственно через ДОУ и представили в виде схемы (см. Приложение).

      При координационно – организационной помощи со стороны  социального работника, на основании  алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях ДОУ, нами была предложена программа «Социально – педагогическая помощи детям из неблагополучных семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».

      Цели  программы: создание условий для  успешной социализации ребенка из неблагополучной  семьи, реализовывалась через систему  задач, таких как: раннее выявление  неблагополучных семей, осуществление информационной  и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных семей.

      В практике ДОУ возрастает число неблагополучных семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.  Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального работника. В зависимости от характера проблем социальный работник оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

      В программе описаны  возможные  виды помощи родителям, возникающих во взаимодействии с детьми:

      - образовательная, которая заключается  в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;

      - психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;

      - организационную, включающую в себя организацию семейного досуга;

      - информационную, которая заключается в обеспечении семьи информацией по вопросам социальной защиты;

      - координационную, направленную на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

      Основные  формы и методы работы, используемые в реализации программы:

      Методы  работы:

      1. диагностические:

      А) наблюдение – общенаучный метод  исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

      Б) опрос – это метод сбора  информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

      В) тестирование – это один из методов  исследования, заключающийся в диагностике  личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных  знаний;

      2. управленческо – воспитательные  методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.

      Формы работы: индивидуальная, групповая  и фронтальная (примерами этих работ  могут быть консультирование, дискуссионный  диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг,  психокоррекция).

      Консультирование  – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

       Работая с семьей, могут быть использованы наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждения, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. при этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.

Формы работы с семьей внутри детского сада

Составитель Кошурникова В.А., ст. воспитатель  МБДОУ 
«Детский сад №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Сегодня все  специалисты признают важность привлечения  родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой  формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с  детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые  занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при  проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический  совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

  1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
  2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
  3. Подведение итогов анкетирования.
  4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
  5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
  6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи  своих воспитанников. Каждое посещение  имеет свою цель.

Цель первого  посещения семьи — выяснить общие  условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические  беседы с родителями

Это наиболее доступная  форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем  переходить непосредственно к главным  темам.

Тематические  консультации

Консультации  близки к беседам, главное их отличие  в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации  могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как  и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых  собраниях родителей знакомят с  содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в  условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых  собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность  — 1, 5 часа.

Информация о работе Формы работы с неблагополучной семьёй