Формы и методы учебной работы в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:05, реферат

Описание

Актуальность работы. Важнейшими проблемами дидактики являются проблемы форм и методов обучения, которые остаются актуальными как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студента, а следовательно и результат обучения в высшей школе в целом.
Цель: познакомить слушателей с основными формами и методами обучения в высшей школе и требования к их организации в контексте современных тенденций развития высшей школы.
Исходя из вышепоставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть формы учебной работы в высшей школе;
2. анализ наиболее важных методов учебной работы в высшей школе.
Рассмотрению и краткому описанию отдельных форм и методов учебной работы и посвящена данная работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Формы учебной работы в высшей школе……………………………4
2. Методы учебной работы в высшей школе………………………….16
Заключение …………………………………………………………………….20
Список литературы ……………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

формы и методы учебной работы в высшей школе.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………3

      1. Формы учебной работы в высшей  школе……………………………4

      2. Методы учебной работы в высшей  школе………………………….16

Заключение  …………………………………………………………………….20

Список  литературы ……………………………………………………………21 

 

Введение 

      Актуальность работы. Важнейшими проблемами дидактики являются проблемы форм и методов обучения, которые остаются актуальными как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от их решения находится сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студента, а следовательно и результат обучения в высшей школе  в целом.

      Цель: познакомить слушателей с основными формами и методами обучения в высшей школе и требования к их организации в контексте современных тенденций развития высшей школы.

      Исходя  из вышепоставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

      1. рассмотреть формы учебной работы  в высшей школе;

      2. анализ наиболее важных методов  учебной работы в высшей школе.

      Рассмотрению  и краткому описанию отдельных форм и методов учебной работы и посвящена данная работа. 

 

       1. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ  РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ  ШКОЛЕ 

     Организационные формы обучения в  вузе.

     В процессе организации обучения в  высшей школе можно выделить следующие  формы.

     Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения заключаются в максимальном объеме "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля, в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала.

     Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима.

     Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами.

     Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля.

     К этому перечню можно добавить "дистанционное обучение" (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет), а также документальное обучение (по переписке).

     К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

     • лекции,

     • семинары, просеминары, спецсеминары,

     • коллоквиумы,

     • лабораторные работы,

     • практикумы и спецпрактикумы,

     • самостоятельную работу,

     • научно-исследовательскую работу студентов,

     • производственную,

     • педагогическую;

     •  дипломную практики и др.

     Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым  сложным видом работы и поэтому  поручается наиболее квалифицированным  и опытным преподавателям (как  правило, профессорам и доцентам). 
 
 

    Роль  и место лекции в вузе

      Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют «горячей точкой». Слово «лекция» происходит от латинского «lection» — чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». И поэтому он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».

      Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом». Лекции этого ученого-гуманитария оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

      С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний во всем мире усилилась потребность дополнения лекций практическими занятиями, стимулирующими самостоятельность и активность студентов. Назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения.

      В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. В их контраргументах есть доля истины, во всяком случае над ними стоит подумать. Каковы их доводы?

  1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше.
  2. Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям.
  3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
  4. Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора.

      Однако  опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

      Преимущества лекции:

  • творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
  • лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;
  • лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

      Каким же требованиям должна удовлетворять  лекция?

      Требования  к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качест-I ва лекции.

 

       Практические занятия  в ВШ 

      Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

      Практические  занятия играют важную роль в выработке  у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

      Цель  практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

      План  ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

      Методика  ПЗ может быть различной, она зависит  от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

      Доцент, профессор должен сам вести ПЗ, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

      Структура ПЗ в основном одинакова:

  • вступление преподавателя;
  • ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
  • практическая часть как плановая;
  • заключительное слово преподавателя.

      Разнообразие  занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

      Цель  занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

      ПЗ  не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов. 

      Семинарские занятия 

      Семинарские занятия как форма обучения имеют  давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. — в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

      В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

Информация о работе Формы и методы учебной работы в высшей школе