Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)

ДР* *

Деперсонализация - это выражающаяся в большей или  меньшей мере утрата индивидом возможности  быть идеально представленным в жизнедеятельности  других людей как идеальная личность.

Дидактогснный невроз - невротическое расстройство, спровоцированное некомпетентными педагогическими действиями учителя.

Дифференциация  образования - характеристика тенденции развития современной системы образования. Она обеспечивает разнообразие форм обучения, позволяющих максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, возможности.

Зрелость  социально-психологическая  - термин, производный от понятия «психологическая зрелость». Для того, чтобы достичь психологическую зрелость, индивид должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и выработать новые источники поддержки в самом себе и окружающей действительности. Гармонизация взаимосвязи внешнего и внутреннего в развитии личности дают в итоге комплекс задач формирования зрелости социально-психологической. Социально-психологическая зрелость наступает тогда, когда индивид мобилизует все свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающего из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки.

Индивид - отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность  - неповторимое своеобразие личности каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта своего развития. Индивидуальность человека формируют на основе наследуемых задатков, в процессе воспитания и одновременно в процессах саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. В образовании учет индивидуальности означает раскрытие возможностей максимального развития каждою ребенка и подростка, создание социокультурной ситуации развития,

исходя из признания  уникальности и неповторимости психологических  возможностей каждого ученика. Индивидуальный подход к образованию требует  сравнивать не одного человека с другим, а одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути. Раскрытие  индивидуальности, создание оптимальных  условий ее становления и развития - главная задача образования.

Инновационный потенциал социального  педагога - это особая, малоизученная характеристика личности педагога, выражающая его готовность совершенствовать свою профессиональную деятельность, это наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность психологических механизмов, особого рода знаний, интеллектуально-практических умений, это своеобразный комплекс профессиональных представлений, рефлексивных и проективно-творческих способностей. Сюда же можно включить желание педагога-инноватора непрерывно развивать свои профессиональные и личностно-творческие устремления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, наконец, воспринимать и созидательно-творчески воплощать уже наработанные в системе дополнительного образования новые воспитательно-образовательные подходы и технологии.

Личность  - сложнейшее психическое образование, являющееся одним из основных предметов направленной работы социального педагога. Развитие личности - задача взаимодействия социального педагога с родителями, учителями и др. Термин «Личность» означает: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иною общества. Для социального педагога личность - это системное качество, характеризующее индивида со стороны содержания и уровня его Включенности в социум, в существующие социальные отношения. Это особого рода целостное (но и всегда противоречивое) социально-психологическое образование.

Метод (педагогический) - способ взаимосвязанной деятельности педагога и Воспитанников, направленный на решение задач воспитания и обучения.

Модель (педагогическая) - мысленно представляемая или материально реализованная система, которая способна заместить сложный в структурном Отношении педагогический объект и дать о нем новую информацию. Бывает I яовестно-описательная, графическая, объемная, динамическая, статическая и ДР-

МОНИТОРИНГ (педагогический) регулярное, по унифицированной схеме ПрОВОДИМОе он пеЖИВаНИС ДИНаМИКИ ПРОИСХОДЯЩИХ изменений в каком-либо ii<*M.ii oi ичееком оЫ.ек ie

Mo urn   mix i pi mmi i i.....  i i' !!!!' . уГн.ектп к мк шипим действиям. Но внешнем

BMW iоцин и   .in in .....i   «-•'.....iimn iinpon.m. ioi или иной мотив, особым

портом и|......pin и ним о......мн'пммп'гммш оПртоиительное пространство

•и« о м\.....пиши  . .....«•   i. ниц.......т, НИИ старшего, его наставлениями и указаниями. Часто завершается взрывом протеста, либо непредсказуемой агрессией, в том числе и против самого себя.

Гражданская грамотность - понятие, преемственно сменившее ранее распространенный термин «идейно-политическое воспитание». Гражданская грамотность - это совокупность навыков, дающих растущей личности возможность участвовать в общественной жизни, критически мыслить, действовать обдуманно в условиях плюрализма, это способность к эмпатии, позволяющей индивиду слышать других и, тем самым, помогать им.

Деперсонализация  - изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего «Я» и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в работу и т.д. В легкой форме деперсонализация наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных психотравмирующих перегрузках, соматических болезнях и др.

Деперсонализация - это выражающаяся в большей или  меньшей мере утрата индивидом возможности  быть идеально представленным в жизнедеятельности  других людей как идеальная личность.

Дидактогенный невроз - невротическое расстройство, спровоцированное некомпетентными педагогическими действиями учителя.

Дифференциация  образования - характеристика тенденции развития современной системы образования. Она обеспечивает разнообразие форм обучения, позволяющих максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы, склонности, возможности.

Зрелость  социально-психологическая  - термин, производный от понятия «психологическая зрелость». Для того, чтобы достичь психологическую зрелость, индивид должен преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и выработать новые источники поддержки в самом себе и окружающей действительности. Гармонизация взаимосвязи внешнего и внутреннего в развитии личности дают в итоге комплекс задач формирования зрелости социально-психологической. Социально-психологическая зрелость наступает тогда, когда индивид мобилизует все свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающего из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих и неадекватности самоподдержки.

Индивид - отдельный представитель человеческой общности.

Индивидуальность  - неповторимое своеобразие личности каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта своего развития. Индивидуальность человека формируют на основе наследуемых задатков, в процессе воспитания и одновременно в процессах саморазвития, самореализации, сознательного самовоспитания. В образовании учет индивидуальности означает раскрытие возможностей максимального развития каждого ребенка и подростка, создание социокультурной ситуации развития,

24

исходя из признания  уникальности и неповторимости психологических  возможностей каждого ученика. Индивидуальный подход к образованию требует  сравнивать не одного человека с другим, а одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути. Раскрытие  индивидуальности, создание оптимальных  условий ее становления и развития - главная задача образования.

Инновационный потенциал социального  педагога - это особая, малоизученная характеристика личности педагога, выражающая его готовность совершенствовать свою профессиональную деятельность, это наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность психологических механизмов, особого рода знаний, интеллектуально-практических умений, это своеобразный комплекс профессиональных представлений, рефлексивных и проективно-творческих способностей. Сюда же можно включить желание педагога-инноватора непрерывно развивать свои профессиональные и личностно-творческие устремления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, наконец, воспринимать и созидательно-творчески воплощать уже наработанные в системе дополнительного образования новые воспитательно-образовательные подходы и технологии.

Личность  - сложнейшее психическое образование, являющееся одним из основных предметов направленной работы социального педагога. Развитие личности - задача взаимодействия социального педагога с родителями, учителями и др. Термин «Личность» означает: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Для социального педагога личность - это системное качество, характеризующее индивида со стороны содержания и уровня его включенности в социум, в существующие социальные отношения. Это особого рода целостное (но и всегда противоречивое) социально-психологическое образование.

Метод (педагогический) - способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленный на решение задач воспитания и обучения.

Модель (педагогическая) - мысленно представляемая или материально реализованная система, которая способна заместить сложный в структурном отношении педагогический объект и дать о нем новую информацию. Бывает словестно-описательная, графическая, объемная, динамическая, статическая и др.

Мониторинг (педагогический) ~ регулярное, по унифицированной схеме проводимое отслеживание динамики происходящих изменений в каком-либо педагогическом объекте.

Мотив - внутреннее побуждение субъекта к активным действиям. Во внешнем плане социальный педагог может стимулировать тот или иной мотив, особым образом преобразуя для этого воспитательно-образовательное пространство, систему сложившихся в обучении отношений. Наблюдательность социально-педагогическая - способность к адекватному отражению (объективной оценке) и прогнозированию тенденций развития основных характеристик межличностных и внутригрупповых отношений. От уровня социально-педагогической наблюдательности зависит не только готовность, но и успешность профессиональной деятельности педагога-воспитателя, учителя, руководителя производства.

Навыки  - автоматизированные действия.

Образовательная среда - часть социального пространства, где приоритетно решается задача передачи и усвоения образовательных ценностей. Образовательная среда - межуровневое явление. Здесь могут быть выделены уровни: от федерального, регионального до основного своего первоэлемента -образовательная среда учебного заведения и класса. Сам индивид (ребенок), являясь субъектом образовательного процесса, тоже создает вокруг себя индивидуальную образовательную среду своего собственного развития.

Педагогические  принципы - основополагающие идеи, которыми руководствуется педагог, решая образовательно-воспитательные задачи. Имеют различную степень осознанности.

Персонификация  - стремление личности персонифицировать себя, потребность заявить о себе в микросоциуме как уникальном личностно-психологическом феномене, своими мыслями и поступками отразиться в сознании и поведении окружающих людей.

Профессионализм социального педагога - особого рода характеристика опыта профессиональной деятельности социального педагога, заключающаяся, в основном, в умении профессионально грамотно ставить и своевременно решать воспитательно-образовательные задачи без ущерба для развития личности ребенка. Одновременно профессионализм означает высокую степень морально-этической ответственности социального педагога за достигнутые результаты обучения и воспитания. ПСП также есть умение на современной научно-методической базе проектировать, осуществлять и объективно оценивать полученные воспитательно-образовательные результаты.

Психосоциальные кризисы - кризисы, вызванные социальными проблемами, с которыми человек сталкивается на разных этапах своей жизни. Кризисы могут решаться как в положительном, так и в отрицательном (деструктивном) для человека плане.

Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними