Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)

ребенка.

занимающи хся

бродяжниче ством, попрошайничеством, или

нахождение  брошенных детей

защите прав детей.

4. Телефон розыска  детей.

5. Телефон больницы  для помещения ребенка на обследование (дописать все необходимые службы  в районе, городе и т. д.).

Телефонный звонок найденных детях  в отдел охраны и

защиты прав детства.

Шаги  по работе с неблагополучной  семьей

Первый  шаг специалиста направлен на осознание существующих проблем в сехмье. Важно понять, почему семья не хочет никаких перемен в жизни. Обычно родителей в семьях «группы риска» обвиняют в том, что они не могут дать своим детям любовь, уход, воспитание. Специалист должен видеть не только то, что не делают родители, но и то, к чему они прикладывают свои усилия. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю бездонной пропасти: одно движение - и она падает. В работе с такой семьей необходима осторожность, ведь любой неправильный шаг, поступок может закрыть перед нами дверь.

Второй  шаг специалиста направлен на оказание помощи семье в её окружении. Семьи «группы риска» имеют очень ограниченный круг общения: некоторые родственники, друзья, сохранившие с ними отношения, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и поддержку. Специалист должен рассматривать все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении и с его помощью воздействовать на ребенка, а через него на членов семьи и родителей.

Третий  шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, их попытки проявлять неискренние реакции, изменять смысл того, что с ними случилось. Подавление и отрицание травмы становится основным мотивом для сохранения семьи. Отсутствие теплых привязанностей, которые помогли бы членам семьи справиться с травмами, погружает их в состояние ярости, агрессии, недовольства и т. д. Воспитанные в атмосфере противоречий, незрелых чувств и неуверенности, выходцы из таких семей не способны горевать о своих утратах, они лишь пытаются нести ответственность за свою семью.

Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхами повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение подобного. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, героя, заброшенного ребенка, талисмана, «козла отпущения». Однако исполнители этих ролей из числа членов семьи меняются мгновенно. В таких семьях находятся заброшенные дети: беспризорные, голодные, прячущиеся во время прихода специалиста, своим видом отражающие нужду, пустоту и отчаяние. Это приводит к унижению. Из таких детей вырастают родители, забывающие заботиться о своих детях, поскольку сами пережили пренебрежение и голод. Для специалиста важно не исполнять роль «работника» в семьях «группы риска», так как члены таких семей перекладывают заботу друг о друге, о детях на специалистов из вне, занимая пассивную позицию, что приводит к иждивенчеству, покорности судьбе, стремлению обвинять во всех бедах общество.

Специалистам, работающим с семьей «группы риска», необходимо сосредоточить свои усилия на четких, конкретных целях. Например, что нужно  сделать, чтобы ребенок из приюта вернулся домой? Проговариваются события, которые заставляют членов семьи  держаться вместе, разрабатываются  конкретные меры для того, чтобы  были совершены хорошие поступки, продемонстрировано положительное  поведение, выполнены дела, позволяющие  принять решение в пользу возврата ребенка в семью.

Помощь семьям «группы риска» должна быть эффективной  и только такой, которая необходима для данной категории семей. Все  больше внимания необходимо уделять  взрослым в семьях «группы риска», которые окружают детей, и через  работу с детьми в учреждениях  или в семье специально воздействовать на них.

При оказании помощи и поддержки неблагополучным  семьям задача заключается в том, что специалистам, работающим с семьей, не надо брать на себя роль воспитателя  вместо родителей, а наоборот, все  внимание направлять на развитие навыков, которые есть у родителей, активизировать их возможности в воспитании детей.

Сотрудничество  с неблагополучными семьями

Процесс сотрудничества с семьей включает в себя:

- изучение обращений  за помощью;

- обследование  дома, где живет семья, условий  ее проживания;

- выяснение общих  проблем семьи и ее особенностей; выяснение ожиданий семьи, ее  целей;

- наблюдение  формы   ответных  реакций   (молчат,  рассказывают, ссорятся, ведут  себя агрессивно, не доверяют  и т. д.);

- знакомство  с теми, кто уже помогал данной  семье и помогает в настоящее  время;

- изучение прошлого  семьи;

изучение особенностей личности членов семьи. Самым главным  в работе специалиста является посещение  семьи. Приходя в дом, социальный педагог попадает во владения семьи, в ее «крепость», поэтому важно  иметь разрешение для прихода  в семью. Такой подход позволяет  семье чувствовать себя под контролем, что облегчает задачу специалистов.

Сотрудничество  на дому позволяет членам семьи прямо  или косвенно поделиться с профессионалом некоторыми подходами к воспитанию ребенка, отношением к ребенку, не выдавая  при этом семейных секретов.

Начальный этап работы с проблемной, неблагополучной  семьей включает:

- собеседование  с членами семьи;

- предложения  к сотрудничеству с членами  семьи;

- в конце визита  необходимо поделиться своими  ощущениями, оценить трудности, выразить  надежду на то, что все может  перемениться;

- заполнение  специалистом необходимых анкет,  карты семьи (см. приложение 4, 5, 6, 7)

Первый визит  дает возможность специалисту определить отношения между ее членами и  им самим, а также насколько семья  активна или пассивна в решении  своих проблем. Затем специалист определяет, кто в семье главный, вне зависимости от того, присутствует он на встрече или нет. Это особенно важно, так как главную роль могут  играть те члены семьи, которые несут  опасность (например, сожитель матери, больной человек, брат, вернувшийся  из мест заключения и т. д.) В зависимости  от того, кто главенствует в семье, будет зависеть дальнейшая работа.

Основные  подходы включения  специалиста в  работу с семьёй

Основные подходы  включения специалиста в работу с семьёй

- координация  работы специалиста со всеми  заинтересованными службами и  организациями (школа, Центры  занятости населения, медицинские  учреждения и т. д.) Все заинтересованные  ведомства должны встречаться  хотя бы 1 раз в квартал по  проблемам неблагополучной семьи  для проверки прилагаемых всеми  усилий и для дальнейшей координации  работы;

- контакт с  семьей является основой для  ее изменения;

- проявление  уважения к членам семьи, отмечая  положительные моменты. Необходимо  выявлять существующие у семьи  положительные и отрицательные  связи и взаимоотношения с  друзьями, родственниками и положительные  связи укреплять;

- избегать сильного  противостояния семьи действиям  профессионала. Давление на семью  не всегда идет на пользу. Очень  важно подчеркивать право семьи  на выбор, помогая сделать его.  Сдерживание скоропалительных решений  и умение оценить все «за»  и «против» - очень результативная  методика работы с семьей;

- при включении  семьи в работу необходимо  выявлять и показывать, как противостояние  семьи защищает ее от основных  страхов и какова роль взаимодействия  социального педагога с семьей. Для этого надо выяснить, что сильнее всего оказывает влияние на семью и помочь найти  им  облегчение,  чтобы     члены  семьи  спокойно  моглипосмотреть на то, что происходит, понять, что они рискуют потерять, если все будет продолжаться так же, как и раньше.

Содержание  социально-педагогической работы с различными

типами  семей

1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети

- выявление в  микрорайоне детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей;

- участие в  обследовании условий жизни и  воспитания детей;

- контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

- поддержка семьи  опекунов;

- работа с  учителями по установлению индивидуального  подхода к опекаемым детям;

- защита интересов  опекаемых;

- законодательное  просвещение.

Многодетные семьи

- содействие  родителям в повышении качества  выполнения ими воспитательных  функций;

- организация  благотворительной помощи;

- рекомендации  по организации семейного досуга;

- профориентационная работа;

- законодательное  просвещение.

Неполные  семьи

.   оказание  необходимой помощи в получении  пособий;

- психолого-педагогическое  консультирование;

- профилактика  асоциально-аморального поведения;

- организационно-практическое  содействие родителям в выполнении  их воспитательных функций (ГПД,  благотворительная помощь и др.);

- законодательное  просвещение.

Проблемные  семьи

- изучение динамики  развития проблемы семьи;

- общая психолого-педагогическая  помощь проблемной семье;

- законодательное  просвещение;

- разносторонняя  помощь и поддержка детей в  случае обострения проблемы;

- участие в  рейдах по обследованию жилищно-бытовых  условий семьи;

- экстренное  привлечение органов охраны порядка  и прав граждан в случае  асоциально-аморального поведения  родителей

22

Приложение

Социально-педагогический тезаурус

Аберрация - искажения в социальных наблюдениях, которые проявляются вследствие действия факторов. Эффект аберрации связан с опытом человека, в частности, с объемом и качеством профессионального опыта самого социального педагога. Этот эффект часто подстерегает не только начинающегося, но и достаточно опытного специалиста - профессионала в социальной педагогике или социальной работе. Прежде всего, по причине постепенной утраты навыка объективной критической оценки своего профессионального «Я». В результате - ошибки в диагностике и, как следствие, - неточный выбор стратегии разрешения конкретной проблемы.

Агрессивность - действия человека, направленные на причинение вреда каким-либо людям либо материальным объектам. Брутальная агрессивность -высшая степень немотивированной агрессии, отличающейся особой жестокостью, необузданностью производимых действий. Аутоагрессия -агрессия, обращенная на самого себя.

Аддиктивное поведение - зависимое поведение. Один из принципиально возможных способов доминирующего типа жизненного самоосуществления личности. Проявляется на поведенческом уровне как выраженная зависимость от какого-либо фактора, будь то никотин, алкоголь, наркотики, сексуальные отношения, компьютер, чтение книг, наконец, вида трудовой или досуговой деятельности.

Асоциальное поведение - поведение, имеющее антиобщественную направленность, несогласуемое с нормами общественной морали и права.

Андрагог - человек, ведущий процесс образования взрослых.

Аффект  - кратковременная и сильно выраженная эмоциональная реакция, которая сопровождается нарушениями как в произвольно-двигательной сфере, гак и в сфере вегетативных реакций.

Воспитательная  система - педагогически упорядоченная совокупность элементов единого в своей сути воспитательного процесса. Как правило, шслючает в себя ряд доступных педагогическому регулированию компонентов педагогической системы: содержание воспитательно-образовательной деятельности, ее цели, задачи, условия, принципы, средства, формы, методы и результаты.

I ннерсоциализация - особый эффект социализации, следствие неправильного воспитания ребенка, недопустимого подавления его инициативы и воли. Проявляется гиперсоциализация в ситуативно неоправданной пассивности ребенка, желании слепо следовать за авторитетом старшего, его наставлениями и указаниями. Часто завершается взрывом протеста, либо непредсказуемой агрессией, в том числе и против самого себя.

Граэкданская грамотность - понятие, преемственно сменившее ранее распространенный термин «идейно-политическое воспитание». Гражданская грамотность - это совокупность навыков, дающих растущей личности возможность участвовать в общественной жизни, критически мыслить, действовать обдуманно в условиях плюрализма, это способность к эмпатии, позволяющей индивиду слышать других и, тем самым, помогать им.

Деперсонализация  - изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего «Я» и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в работу и т.д. В легкой форме деперсонализация наблюдается у психически здоровых людей при эмоциональных психотравмирующих перегрузках, соматических болезнях и

Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними