Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)

Сведения  о семье

1. Дата постановки  на учет_

2. Ф. И. О., год  рождения: отец_

мать_

3. Домашний адрес,  телефон:_

4. Место работы, занимаемая должность:

Отец_

Мать_

5. Сведения   - о     детях     (Ф.И.О.,     дата     рождения,     посещаемое учреждение) _

6. Состояние  здоровья членов семьи (состоит  ли на учете, указать кто  именно):

кож вендиспансер__

психиатрический диспансер__

туберкулезный диспансер___

другое______

7. Жилищные условия  семьи____

8. Причина постановки  на учет__

Ф.И.О. специалистов_

Приложение  

Приложение 6

провела обследование жилищно-бытовых условий семьи

в составе..................................................

Квартира (частный  дом) имеет жилую площадь Место  работы членов семьи..........................

В результате обследования установлено, что

Заключение

Справки прилагаются: Подписи членов комиссии:

с

Приложение 8

Состояние здоровья, прочие сведения

Ф.И.О. матери__

Год рождения______

Образование_

Место работы, специальность

Состояние здоровья, прочие сведения_

Дети (сведения заполняются на каждого ребенка)

Ф. И. О.__

Дата рождения___

Место учебы___

Состояние здоровья________

Характеристика  условий в семье:

Бытовые_____

Материальные_

Жилищные___

Санитарные___

Где состоит  на учете___

По чьей инициативе____

К какому фактору  группы риска относится. Социально-демографический  фактор:

- многодетная  семья;

- неполная семья;

- с приемными,  опекаемыми детьми;

- с недееспособными  родителями;

- с низким  социально-экономическим уровнем  жизни (малообеспеченные). Социально-педагогический  фактор:

- родители не  справляются с социальной ситуацией;

- конфликтные  семьи;

- семьи, где  дети самовольно уходят из  дома. Социально-криминогенный фактор:

- семьи, где  имеется угроза жизни детей;  деградация родителей.

Экономический прогноз ______-__________~^^_

Прожиточный МИНИМУМ _

Реальный доход _

Доход на одною

человека___________

Рекомендации:

Необходимо встать на учет в___

НуЖДаЮТСЯ it срочной ЭКОНОМИЧеСКОЙ помощи__

Другое:__

Потребность в  реабилитации:

Решение социального  консилиума от_г. по социальной помощи:

Специалист по социальной работе_____

( подпись)

37

Социальный  паспорт семьи  группы риска

Общие сведения (фамилии  членов семьи, число  членов семьи):_

Ф. И.О. отца_____

Адрес___

Год рождения____

Образование _

Место работы, специальность__

Технология  работы с неблагополучной  семьей

1 этап - Изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2 этап - Выявление неблагополучной (проблемной) семьи.

3 этап - Первичное обследование жилищных условий неблагополучно it (проблемной семьи).

4 этап - Знакомство с членами семьи и ее окружением.

5 этап - Знакомство с теми, кто уже оказывал помощь данной семье, изучение их действий, выводов.

6 этап - Изучение проблем семьи, ее особенностей, ее целей.

7 этап - Изучение личностных особенностей членов семьи.

8 этап - Составление карты семьи.

9 этап - Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних, медико-психолого-педагогическая комиссия и т. д.)

10 этап - Составление программы работы с неблагополучной семьей.

11 этап - Текущие и контрольные посещения семьи.

12 этап - Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Алгоритм  изучения семьи

Важно изучить:

- состав семьи,  структуру (полная, неполная, с одним  ребенком, многодетная разведены  и т. д.);

- жилищно-бытовые  условия;

- материальную  обеспеченность;

- воспитательный   потенциал   семьи  (сильный,   неустойчивый,   слабый, негативный);

- характер взаимоотношений  в семье:

38

а) между взрослыми  членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

б) между другими  членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

в) ПОЗИЦИЮ ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; представлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторш арным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);

г) отношение  ребенка к родителям.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению  к родителям и самому себе:

«Я нужен и  любим, и люблю вас тоже»;

«Я нужен и  любим, а вы существуете ради меня»;

«Я нужен и  не любим, но я от всей души желаю  приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две  позиции являю гея оптимальными для развития ребенка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, т. е. Признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как взрослого. К сожалению, чаще встречается менее благоприятная установка, что создает проблемы в развитии личности.

Можно выделить следующие типы отношений ребенка  к родителям: Дорожит семейными  отношениями; Родители авторитетны; Относится  безразлично; Относится пренебрежительно; Остро переживает драму; Тяготеет к  одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы в семье, которые  оказывают негативное воздействие  на ребенка, могут приводить его  в состояние скрытых и явных  конфликтов (отклонения в поведении  членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал, конфликтные взаимоотношения и т. д.).

Список  литературы

1. Антропология  социальной работы. - М., 1995.

2. Азаров Ю.  Семейная педагогика. - М., 1993.

3. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? как? - М., 1993.

4. Байдард Р., Байдард Д. Ваш беспокойный подросток. - М.: Просвещение, 1988.

5. Безлепкина Л. Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности/ Вестник социальной работы. 1993, № 3.

6. Бим-Бад Б. М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. - М., 1988.

7. Буянов М.  И. Ребенок из неблагополучной  семьи: Кн. Для учителей и родителей.  -М.: Просвещение, 1988.

8. Гребенников  И. В. Школа и семья. - М., 1985.

9. Гребенников  И. В. Педагогический всеобуч  родителей: Примерная программа  народного университета педагогических  знаний. -М.: Знание, 1996.

Ю.Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -М., 1991.

11 .Джайнотт X. Д. Родители и дети. - М.: Прогресс, 1986.

12.Жутикова Н.  В. Психологические уроки обыденной  жизни: Кн. для

учителей и  родителей. - М.: Просвещение, 1990. 13.3аслужнюк В. С, Семиченко В. А. Родители и дети: Кн. для родителей. -

М.: Просвещение, 1996. Н.Иванова М. А. Брак, семья, дети. - М., 1993.

15.Игошев К.  Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. - М.: Юридическая литература, 1989.

16.Лесгафт П.  Ф. Семейное воспитание ребенка  и его значение. - М.: Педагогика, 1991.

17. Макаренко  А. С. Книга для родителей. - Петрозаводск, 1959.

18. Маленкова  Л. И. Педагоги, родители, дети. - М.: ТОО «ИнтелТех», 1994.

19. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1992.

20. Никитин Б.  Н., Никитина Л. А. Мы и наши  дети. - М., 1986.

21. Острогорский  А. Н. Семейные отношения и  их воспитательное значение. -М., 1985.

22. Петряевская Л. Г. Образование родителей и школа: Учебно-методическое пособие. - М., 1999.

23. Разумихина  Г. П. Будь, пожалуйста, счастлив: беседы о семье. - М. 1999.

24. Сухомлинский  В. А. Родительская педагогика. - М., 1978.

25. Фромм А. Азбука для родителей. - Л.: Лениздат, 1991.

26. Шульга Т.  И., Олиференко Л. Я. Взаимодействие  специалистов в работе с неблагополучной  семьей.: Методические рекомендации специалистам.

27. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. -М., 2001.


Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними