Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цели и задачи:
- создание условий для сохранения семейной среды;
- создание семейной среды для детей, родители которых лишены родительских прав;
- обеспечение социально-экономической, правовой и психолого-педагогической поддержки семей, в том числе принимающих детей на воспитание;
- содействие обеспечению условий для безопасного материнства в области;
- разработка системы мер, направленных на оказание помощи проблемным семьям;
- осуществление системы мер (правовых, идеологических, организационных), способствующих включению нормальной семьи в процесс преобразования окружающей действительности;
- создание и реализация программы по оказанию помощи семье в воспитании детей;
- разработка и внедрение специальной программы по улучшению здоровья семьи.

Содержание

Введение 4
Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей 5
Выявление семей группы повышенного риска и оказание социально-педагогической помощи таким семьям 6
Помощь семьям, находящимся в кризисе, сохранение и возвращение ребенка в семью. Профилактика повторных кризисов 7
Обучение родителей «групп риска» 7
Преодоление отчуждения родителей от школы 9
Характеристика «хронически проблемной» семьи 10
Семьи «группы риска» 11
Взаимодействие органов, организаций, специалистов на разных уровнях 12
Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам 13
Шаги по работе с неблагополучной семьей 19
Сотрудничество с неблагополучными семьями 20
Основные подходы включения специалиста в работу с семьей 21 Содержание социально-педагогической работы с различными типами семей 22
Приложение 23
Технология работы с неблагополучной семьей 38
Алгоритм изучения семьи 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа С НИМИ.docx

— 113.25 Кб (Скачать документ)

Растущая  личность - многопланово используемый в гуманистической психологии и педагогике термин. Это основополагающий показатель успешности решения социальным педагогом многочисленных проблем развития личности - ее потенциальной устремленности к своему росту, непрерывному развертыванию жизненного опыта. 

Рефлексия - процесс самоосознания социальным педагогом логики своих состояний, мыслей и действий в ходе воспитания детей. 

Системное реагирование - один из основополагающих принципов теории и методики эффективной организации профессиональной деятельности социального педагога. Означает необходимость осуществления системного противодействия возникшей у индивида (или конкретной социальной группы) проблемы.

Социализация  - предельно сложный противоречивый процесс вхождения индивида в социум. Это, с одной стороны, усвоение индивидом определенной системы ценностей (норм, образцов поведения, знаний, представлений), а с другой стороны, - выработка индивидуально неповторимого отношения к ценностям, лежащим в основе личностного роста и развития.

Социальная  ситуация развития личности. Вхождение личности в систему сложившихся в социуме отношений осложнено необходимостью выстраивания иерархии мотивов вокруг доминирующего мотива, определяющего стратегический план развития личности. Любая жизненная ситуация становится инструментом развития мотивации либо ее ограничения в развитии. Создание социальной ситуации развития личности, предупреждение эффекта "обратного развития" (Л. С. Выготский) - ключевая оценка качества работы социального педагога.

Стереотип социальный - упрощенное, зачастую одностороннее, искаженное знание о людях, принадлежащих той или иной социально-демографической группе. Стереотипные понятия, оценки, категории, закрепленные в общественном сознании, возникают, как правило, на основе ограниченного, одностороннего опыта. Особенно распространенными являются этнические стереотипы. В их основе лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представлениях какой-либо национальной группы. Исходя из них, люди могут строить предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к данной этнической общности. Социальный стереотип включает в себя единство двух начал: знания и отношения. Из них преобладающим являются отношения.

Технология  - алгоритмизированная последовательность педагогических действий, гарантирующих, при соблюдении заранее оговоренных принципов и условий, получение необходимого педагогического результата.

Тренинг социально-психологический  - прикладной раздел социальной психологии, представляющий собой групповые методы формирования умений и навыков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

Уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той или иной степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязания личности может быть адекватным, т.е. соответствовать реальным возможностям  индивида,  в частности ребенка.  Может быть неадекватным (завышенным, заниженным). Завышенный УПЛ может стать источником аффекта неадекватности. В педагогическом плане показаны общие методы воспитания, диагностика и работа с семьей, именно здесь зачастую кроется источник неадекватного уровня притязаний личности, особенно ребенка. Часто имеем дело с деструктивным влиянием родителей, завышающих социальные ожидания от ребенка, которые он принимает. Часто успехи на конкурсах влекут за собой эффект неадекватности притязаний. В просторечье это - звездная болезнь.

Установка социальная - ценностное отношение личности как субъекта активности к тому или иному социальному объекту; выражается в фиксированной (на сознательном и бессознательном уровне) готовности определенным образом реагировать на него.

Учебная программа для социального педагога - документ, отражающий, прежде всего, целевые установки, содержательную основу учебного курса по соответствующему предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий, форм и методов обучения, способов контроля достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности

Учебно-воспитательный процесс - процесс обучения и воспитания в их диалектическом единстве.

Целевая задача - задача, непосредственным образом «работающая» на достижение поставленной цели. Специфика целевых задач обнаруживает себя при их сопоставлении с задачами косвенного типа, опосредованно решающими данную цель.

Ценностные ориентации растущей личности - предпосылка и результат воспитания ребенка; изучение и приведение изначально существующих у ребенка разрозненных ценностей в упорядоченную гуманистически ориентированную систему - один из элементов качественно организованной работы социального педагога.

Эмпатия - в переводе с греческого означает сопереживание. Особо важная способность, выражающаяся в умении постичь эмоциональное состояние другого человека, в особенности ребенка, проникнуть в мир его чувств и, принимая их во внимание, организовать оптимальным образом процесс социализации ребенка.

28

Приложение 

Противодействие Случайные Эпизодическое Тесное
  контакты взаимодействие сотрудничество

2. Стиль семейного воспитания

Авторитарный

Демократический

Либеральный

3, Микроклимат семьи

Асоциальная Аморальная Пед. Конфликтная Гармоничные
    несостоятельная   семьи

4. Структура семьи

В А В + Х В+С      |А+С А + В + С А + В

А - мать, В - отец, С - бабушка (дедушка), X - отчим (мачеха)

5. Условия воспитания

Неудовлетворительные Удовлетворительные Хорошие
6. Недостатки семейного воспитания
Невы Гипе Эмоц Неве Идеа Пере Лиги Безна Низк Незн Отсу Небл
ПОЛИ рпрот ио рие в лизац оцен педаг дзорн ая ание тстви агопо
ение екция нальн его ия ка огиче ость, псих псих е лучие
реко   ое си ребен восп ские псих олого ологи един само
менд   отвер лы ка итате меры ическ - чески ых й
аций   жени     льны возде ая педаг X требо семь
педаг   е     X йстви депр огиче особе вани и (ми
огов   ребен     возм я ивац екая нност й крокл
    ка     ожно стей   ия

ребен ка

культ ура ей

ребен ка

родит елей имат, здоро вьс)

 

риложение 3

Памятка-алгоритм по проведению консультативной  работы специалиста

по  работе с семьей

Этапы консультирования Основные  задачи Рекомендации  специалисту по работе с семьей
1 этап. Первичная контактно-ознакомительна я беседа 1.  Установление    эмоционально-содержательного   контакта   с родителями.

2. Разъяснение  родителям задач и форм консультирования.

3. Формирование    у    родителей реалистической   установки   на сотрудничество.

4. Оказание родителям  личностио-психологической поддержки.

Предупреждать               возможность формирования у родителей  установки на получение готового рецепта, легкости в разрешении различных  трудностей.
2 этап. Системно-целевая беседа -интервью 1. Отработка   истории   развития ребенка.

2. Получение    информации    о состоянии  здоровья ребенка.

3. Сбор информации  о социальной

обстановке жизни  ребенка.

4. Обсуждение  особенностей поведения, общения  ребенка внутри - и внесемейного взаимодействия.

1. Рассматривать  данную информацию как    этап    консультирования    и обучения     родителей,      навыкам системно-целевого              анализа возникающих проблем.

2. Не   забыть   выразить   родителям уважение  и признательность в связи  с непростой  аналитической   работой, которую они смогли  осуществить.

3 этап.

Совместный

анализ

выявленной

проблемы

1.  Анализ  чувств и переживаний ребенка,  мотивов его поступков, намерений,  желаний, целей во взаимосвязи  с широким контекстом социально-педагогической  и психологической информации, собранной  на предыдущем этапе. Итог работы - рекомендации по анализу поступка,      возникшей      проблемной ситуации.
4 этап.

Итогово-

проекционная

заключительная

беседа.

1. Подведение                  итогов обследования.

2. Определение  сущности и причин возникновения  проблемы и её обострения.

3. Совместная  разработка системы эффективных  мер и действия.

Обсуждение  перспектив  развития личности     ребёнка     вследствие предпринятой программы действий.

1. Необходимо  помочь близким ребенка снять чувство тревоги, сориентировать их на практические действия.

2. Желательно  вести беседу одновременно с  обоими родителями.

3. Оговорить  необходимость посещения социальным  педагогом семьи дома.

4. Школьников  необходимо рассматривать как  активных участников консультативного  процесса.

5. Спроектировать  их участие в планируемом разрешении  имеющихся проблем.


30

Приложение 

31

АНКЕТА

(заполняется  при посещении семьи социальным  работником)

Дата визита______

Имя ребенка ______

Члены семьи, присутствующие во время визита_

Отсутствующие члены семьи__

Причины отсутствия членов семьи__

Описание дома, квартиры, обстановки квартиры_

Отношение к  семье соседей (беседа с соседями)_

Проблемы семьи  с точки зрения самой семьи  и причины прихода социального

педагога___________

Как долго развивались  проблемы?___

Что    предпринимала   семья    или   ее   члены,    чтобы    справиться   с

проблемами?____

Помогали ли семье? Да_

Нет___

В какой степени?   _

Какие службы и  организации необходимо привлечь для  оказания помощи

семье?___

Определение роли каждого члена  семьи

Кто принимает  решения в семье?_

Кто все рассказывает?__

Кто оказывает  давление и на кого?_________

Кто снимает  напряжение в семье?_______

Кто устанавливает  правила?_______

Кто призывает  к порядку?______

Отношение членов семьи друг к другу (кто к кому относится положительно

или отрицательно)____

Дальние   родственники   или   друзья,   с   которыми   семья   общается

Какое  влияние  на  семью  или  отдельных  её  членов  они  оказывают

(положительное, отрицательное и на кого)?________

Существует ли в семье финансовая проблема?_________

Сильные стороны  семьи____

Слабые стороны  семьи____

Нерешенные вопросы  социальным педагогом__

Рекомендации  для посещения____

Предлагаемые  новые формы сопровождения семьи  и оказание ей помощи

Вопросы, выносимые на обсуждение с коллегами по данной семье:

Информация о работе Выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с ними