Визуальная социология как метод изучение семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:42, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении возможностей применения визуальной социологии при изучении семьи и разработке рекомендаций по использованию ее методов в социологическом исследовании семейно-брачных отношений.

Задачи исследования:

Рассмотреть возможности применения визуальной социологии при изучении семьи;
Проанализировать статистические данные, отражающие развитие семьи;
Провести экспертный вопрос социологов по проблемам возможности применения методов визуальной социологии;
Оценить роль фотографии как источника социологической информации;
Наглядно изучить фотоматериалы при исследовании семейных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7
§1. Понятия и концепции семьи в визуальной социологии 7
§2. Роль изучения фотографии в социологическом исследовании семьи 14
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 21
§1. Фотография как дополнения к другим методам социологии 21
§2 Семейные фотографии как источник социологической информации 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВ.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

     Далее представляется интересным рассмотреть  мнение респондентов по поводу, можно  ли считать методы визуальной социологии как дополнения к социологии истинными? Абсолютно все (100%) экспертов согласились с этим мнением. Двое социологов затруднились объяснить причину их согласия, что скорее всего связанно с дефицитом информации о методах визуальной социологии, так как в преподавательской практике фотография используется еще довольно редко и далеко не во всех своих возможных качествах. Ида Ковалева — профессор Харьковского национального университета им. В. Каразина рекомендует приносить на лекции по истории социологии фотографии авторов изучаемых концепций и не только портреты, но и фото из их семейных альбомов, делая более близким, понятным образ самого теоретика. Эта ее методика нашла отражение в разработках лекций, семинаров и экскурсий, посвященных жизненному и творческому пути Максима Ковалевского.17

      Большинства экспертов пояснили свой выбор, что дало возможность расширить картину о новых методах. Двое из респондентов отметили, что методы визуальной социологии являются дополнительными методами в исследовании и в следствие не могут быть лишними.

     Определенная  группа экспертов (13%)  предположили, что методы визуальной социологии являются истинными, потому как помогают исследовать  проявление взаимодействий в семье.18 Это наиболее распространенное мнение, так как фотографирование позволяет тщательно регистрировать весь ход событий семьи, схватывая и фиксируя нюансы, которые могли бы ускользнуть от внимания в процессе проведения беседы с членами семьи. Это дает возможность анализировать, а также контролировать экспериментальную ситуацию с помощью дополнительных экспертов, которые не присутствовали на самом эксперименте.

     А также, важно учитывать, что при  проведении беседы с членами семьи, невозможно гарантировать правдивость  полученной информации, так двое экспертов  пришли к выводу, что при изучении семейных фотоархивов появляется возможность выявить, что скрывает семья. Несколько респондентов (6%) дополнили, что предоставляется возможность выявить истинные отношение в семье, а также конфликтные ситуации, которые не будут обговорены членами изучаемой семьи. Это является той информацией, которою практически невозможно получить другими методами, кроме как методами визуальной социологии, что подтверждает их актуальность.

     Далее отметим предположение одного из экспертов о том, что истинность новых методов заключается возможности выявить девиантное поведение среди членов семьи. Это важное замечание, так как следующая информация носит негативный характер, и члены семьи, возможно, попытались бы скрыть ее.

       По мнению одного из эксперта, визуальная социология, не дополнение, а отрасль социологического знания со своими научными методами, которые способны предоставить информацию о социальных явлениях  сквозь призму визуальных образов и репрезентаций. Эта информация довольно субъективна, но и достоверна (истинная), т.к. методы визуальной социологии – общепризнанны в социологической науке.

       Теперь рассмотрим оценку экспертов важности фотографий при изучении семьи. Большинство респондентов (47%) отметили важным изучение фотографических материалов при исследовании семейных проблем, при это 13% считают очень важным получении информации методом визуальной социологии. Меньшинство экспертов (40%), хотя и значительная их часть, сошлись на мнении о том, что при изучении семьи фотографии не играют важную роль, объясняя это тем, что фотография лишь поверхностная информация при изучении семьи, и данных будет не достаточно.19

       Далее рассмотрим отношение респондентов к возможности получить необходимый объем социологической информации из материалов визуальной социологии, а именно фотографии. По мнению большинства экспертов (90%), возможно получить большой объем социологической информации из фотографии, и лишь 10% с этим не согласились. Рассмотрим варианты, какую именно социологическую информацию, по предположению социологов, можно выявить из фотографии. Для одного из экспертов «фотография - новый субъект изучения, но ссылаясь на небольшой опыт изучения медиатекстов, возможно выделить информацию о внешнем виде людей, обусловливающем соответствующие интерпретации участников взаимодействия; проксемическая информация (использование и восприятие пространства), кинесическая информация (язык тела – жесты, позы, взгляд и т.п.) и др. индикаторы измерения. А в целом эта информация опять о семье как малой группе и все, что с этим связано (взаимоотношения ее членов, их соц. статус и т.д.). Хотя эксперт мало в этом разбирается, но признался в том, что был бы не против узнать побольше, так как фотография – очень интересное занятие, а главное познавательное.

     В ходе дискуссий по определению, какую  именно социологическую информацию можно получить из фотографии, появилась  возможность определить функции  фотографии.

     При анализе семейных фотографий особенно важно более широкий контекст спонтанного фотографирования и функции, которые она выполняет в семейной жизни. «Практика фотографирования есть то, чем она является, только благодаря своим функциям».20 Кристофер Музель (Christofer Musello)21 выделяет четыре такие функции. Первая - это укрепление общины. В центре снимков обычно находятся родственные и свойственные связи, что видно как из подбора фотографируемых - членов ближней и дальней родни, так и повода для фотографирования – крестины, свадьбы, годовщины супружества, а также религиозные праздники семейного характера: Рождество, Пасха. Сохранение и семейный просмотр этих снимков является способом памяти и объективизацией существования сплоченной группы, «укрепляет интеграцию семейной группы, подтверждая ее впечатление о себе самой и своем единстве». На те же функции обращает внимание Сьюзен Зонтаг: «Посредством фотографии семья создает портретную хронику себя самой через комплект снимков, свидетельствующих о ее сплоченности».22

     Вторая  функция - это инициирование и  поддерживание интеракции между членами семьи. Как фотографирование, так и просмотр снимков - это возможность для контактов, разговоров, воспоминаний. Фотографии семьи часто становятся темой диалогов с новыми знакомыми, дружеской самопрезентацией.

     Третья  функция - это презентация самого себя (presentation of self). Происходит она двумя путями: посредством идеализированных портретов (например, по случаю свадьбы, окончания школы, идиллические коллективные снимки (например, по случаю совместных каникул)) или посредством снимков, сделанных из укрытия и неожиданно, юмористических и даже компрометирующих ситуаций (подобно тем, которые запечатлены на видеолентах, показываемых в популярных телевизионных граммах типа «нечто из жизни»).

     Четвертая функция, наиболее близкая истинным, явным  интенциям семейной фотографии, - это документирование семейной жизни. Это отчетливо видно, например, при фотографировании детей начиная с грудного возраста и до зрелости и снимков в альбомах в хронологическом порядке. Документируются переломные моменты в жизни семьи или, как говорят социологи, ритуалы перехода: крестины, свадьбы, похороны. Многие семьи таким же образом документируют историю строительства нового дома или обустройство нового жилища. Документальные интенции присущи и необычайно популярным фотографиям, сделанным на каникулах, в путешествиях, при посещении экзотических мест и т.п. 23Фотография останавливает время, становится «магическим заменителем того, что время уничтожает». 24

     Пьер  Бурдье 25 дополняет этот каталог еще двумя функциями. Пятая - это престижная функция, когда фотограф регистрирует некие достижения (например, достижение вершины в Гималаях, вручение докторского диплома в Гарварде) или демонстрирует богатство (например, снимки резиденции или дорогого автомобиля). Сам факт фотосъемки с подражанием профессионалам или художникам, да еще дорогой аппаратурой, может приносить удовлетворение. Шестая функция - это развлечение, отход от повседневности, похожий на игру или забаву.

     Фотографии, выполненные в домашней манере, имеют  свои типичные темы (и, наоборот, темы табу, которые не встречаются в коллекциях снимков). Выбор тем не произволен, а обусловлен историей и культурой, здесь можно даже различить моду времени. Бурдье приводит любопытные факты: фотографии свадеб появились только между 1905 и 1914 гг. и быстро распространились, фотографии первого причастия начали делать только около 1930 г., что, возможно, связано с тем, насколько чаще раньше фотографировали взрослых, настолько в настоящее время темой семейных фотографий являются дети. Не случайно семейные фотографии делают в определенных особенных ситуациях. Одна из них - праздник: «Праздники - это доминанта фотографической активности, отчасти потому, что праздники являются центральными моментами семейной жизни (особенно Рождество), когда воссоздаются связи с дальними родственниками и интенсифицируются связи с близкими посредством обмена визитами и подарками». Другие типовые случаи - это каникулы или туристические поездки, т.е. необычные ситуации, отличающиеся от повседневной рутины, впечатления, которые хотят закрепить.

     К еще одним важным аспектам фотографии в домашней манере относятся: типовой фон и стилистическая манера, роль фотографирующего (кто из семьи инициирует и делает снимки - отец, мать, дети, родственники?), селекция снимков и их упорядочение (кто выбирает снимки и делает семейные альбомы и как такие коллекции систематизированы: хронологически, тематически?), где выставлены снимки (в кабинете, в бюро, в салоне, в спальне?).26

     Итак, при анализе семейных снимков, недостаточно вникнуть в их содержание, нужно принять во внимание их генезис, обстоятельства и контекст их появления, а также функции, которые они выполняют в семейной жизни. Только такая углубленная контекстовая и ситуационная интерпретация может нам дать важные социологические знания.

     Обобщая мнения экспертов, выявляется следующий  ряд социологической информации, которою возможно получить из фотографических  материалов семьи:

    • формы взаимодействия в семье;
    • проявление культуры, правил, ценностей семьи;
    • проявление неравенства в семье;
    • социальное положение семьи;
    • стиль жизни членов семьи;
    • определение профессии членов семьи;
    • выявление девиантного поведения членов семьи;
    • проявление универсальных форм выражения эмоций;
    • наличие детей, отношение к детям;
    • культурные особенности того времени, в которое жила(живет) семья;
    • закономерность социальной динамики семьи.
 
 

     На  вопрос «Применяли ли Вы метод визуальной социологии в социологическом исследовании, все, кроме одного эксперта ответили «нет». Это может быть связанно с  нехваткой информации о методах  визуальной социологии, о возможности их применения. Данную информацию необходимо представить в качестве информационных материалов, таким образом, социолог в дальнейшем мог бы оценить возможности методов визуальной социологии. Что привело бы к более широкому использованию новых методов. Единственный эксперт, который применил метод визуальной социологии в своем исследовании «Женские гендерные образы в современных российских сериалов», признался в том, что был удовлетворен результатами. 27

     Далее представляется интересным рассмотреть мнение респондентов по поводу вероятности использования методов визуальной социологии в дальнейшем.

     Все эксперты (100%) готовы использовать методы визуальной социологии в дальнейшем.  Это показывает на то, что социологи  готовы использовать методы визуальной социологии, учитывая то, что эксперты имеют небольшое представление о новых методов. Эта информация очень важна для нашего исследования, так как она позволила выяснить, насколько социологи предрасположены к применению методов визуальной социологии.

     Итак, молодые специалисты полностью  осознают необходимость визуального  метода при изучении семьи. Понимание  этого, показывает на возможность применения в дальнейшем фотографических материалов при социологических исследованиях семьи.

     Также, респонденты способны интерпретировать фотографию в социологическую информацию - расширить рамки исследования.

     Полученная  информация подтверждает актуальность методов визуальной социологии в  исследовании семейных проблем и  дает им будущее, как новому дополнительному методу.

§2 Семейные фотографии как источник социологической информации

 

     Возможность получение социологической информации из фотографических материалов семьи  подтверждено результатами проведенного нами исследования, по результатам которого все (100%) экспертов считают важным использование методов визуальной социологии при изучении семейных отношениях.

     На  сегодняшний день, фотографирование членов семьи — один из важнейших  ритуалов современной семейной жизни. С помощью фотографий семья создает своего рода хронику семейного существования. Нередко семейный альбом — не только единственное свидетельство существования той или иной семьи, но и единственное, что объединяет большую семью в некое единое целое. Фотография или, вернее, фотографии создают у их обладателя иллюзию обладания прошлым, включая даже нереальное прошлое.

     Семейный  альбом хранит следы социальных изменений. Скажем, институт детства меняется в изображениях: вначале камеры будут фотографировать детей в громадных коллективностях, где каждый исчезающее мал. Думается, что это — не одна только бедность, но и антропологическая концептуальность. В изображениях детей доминирует верхний ракурс, камера медленно будет учиться опускаться на уровень роста ребенка. Со временем, все заметнее, фотографический «образ жизни» в альбомах становится все моложе и моложе. Семейные альбомы исключительно выразительно демонстрируют изменения, которые происходят в течение считанных десятилетий в отношении «образа смерти» в бытовых фотографиях российской повседневности, подтверждая идеи Ф. Ариеса о неизбежности перехода от крестьянской традиции прирученной смерти к практикам ее одичания и медикализации.28

Информация о работе Визуальная социология как метод изучение семьи