Визуальная социология как метод изучение семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:42, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении возможностей применения визуальной социологии при изучении семьи и разработке рекомендаций по использованию ее методов в социологическом исследовании семейно-брачных отношений.

Задачи исследования:

Рассмотреть возможности применения визуальной социологии при изучении семьи;
Проанализировать статистические данные, отражающие развитие семьи;
Провести экспертный вопрос социологов по проблемам возможности применения методов визуальной социологии;
Оценить роль фотографии как источника социологической информации;
Наглядно изучить фотоматериалы при исследовании семейных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7
§1. Понятия и концепции семьи в визуальной социологии 7
§2. Роль изучения фотографии в социологическом исследовании семьи 14
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 21
§1. Фотография как дополнения к другим методам социологии 21
§2 Семейные фотографии как источник социологической информации 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВ.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

                  РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ

                                                          УНИВЕРСИТЕТ

         ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ 
 
 

      Кафедра истории, теории и методологии социологии 

      дипломный исследовательский  проект 

      студента 4  курса дневного отделения

      Коровкиной  Ольги Викторовны 

Тема: «Визуальная социология как метод изучение семьи» 
 
 

      Научный руководитель:

      К.и.н., доцент Иванова Ж.Е.

      Рецензент:

      К.с.н., доцент Сазонова А.Л. 
 
 

      Допустить к защите:

                  Заведующий кафедрой___________________

              (Д.с.н., проф. Юдина Т.Н.)

                                                              

                                                           Москва

                                                             2009

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       В последнее время, в свете тенденций сближения не только отдельных дисциплин, но и социальных наук и искусства (за счет оккупации наукой «ничейной территории» между наукой и искусством), поворота к биографиям, обращения к нетрадиционным (впрочем, уже успевшими стать традиционными) предметам изучения, мы наблюдаем увеличение количества социологических исследований, посвященных изучению различного рода документов, в том числе и визуальных. Эти исследования осуществляются с применением новых, как правило, мягких, ненавязчивых методов, что позволяет рассмотреть изучаемые объекты под другим углом зрения. Не ускользнула от социологических притязаний и фотография.

     Актуальность: Появление в современном обществе интереса к визуальному методу далеко не случайно. Этому способствовали как изменения собственно в социологической науки, так и явления более общего социального плана. Растущая неудовлетворенность исследователей поверхностью массовых социологических опросов - спровоцировала обращение к иным методам изучения поведения и сознания, которые принципиально открыты: индуктивно, на основе исследовательской практики приходят к осмысленным выводам и критериям. В центре внимания одного из таких методов – визуальное исследование.

     В центре визуального исследования –  изучение течение всей жизни человека, ее динамике, ее «встроенности» в социум.

     Таким образом, визуальный метод в социальных науках особенно пригоден для того, чтобы исследовать такой социальный институт, как семья.

     В настоящее время, при изучении семьи  визуальный метод необходим, как  новый метод, позволяющий рассмотреть  проблему шире.

     Одним методом, например, как применение метода анкетирования, изучение семьи, невозможно. Уже рекомендовано проводить исследование, которые позволяют изучать единовременно мнения всех членов семьи, а не собирать их в индивидуальном порядке. При разностороннем изучении семейных проблем особые возможности предоставляет исследователю метод визуальной социологии.

     Предметом исследований визуальной культуры семьи являются различные зрительные образы, изображенных в иконографических документах: живопись, графика, скульптура, фотография, реклама, телевидение, кино, видео, компьютерные игры, Интернет и др. Автор изучит только один из этих видов – фотографию. Это значит, что он будет искать в фотографии отражения различных сторон семейной семьи.

     Предметом будет не только то, что сфотографировано (фотографический образ или разновидность визуального изображения), но и то, что поддается фотографированию (те внешне воспринимаемые аспекты семейной жизни, а стало быть, визуальные проявления семьи, которые может зафиксировать объектив фотоаппарата). Подобным образом понимают визуальный универсум современные теоретики культуры Штуркен М. и Картрайт Л., которые отмечают, что «Визуальность касается того, как мы видим повседневные объекты и людей, а не только те вещи, которые считаем визуальными образами». 1

     Визуальная  социология - дисциплина очень молодая, далеко неустоявшаяся, «воспринимаемая как изолированная, самодостаточная и несколько эксцентричная специализация». Но она помогает раскрыть шире такой социальный институт, как семья.

     Противоречие: Семья, как социологический институт, в настоящее время находится в трансформации. Определить эту трансформацию в нюансах помогает визуальный метод. «Простые (традиционные) методы в пределах границ, используемых всеми исследователями сообща, основных понятиях, теоретических предпочтениях, или методических шагах» (Фукс, 1984, с.9), не могут охватить столь широко проблему семьи. Тема избранная автором «Визуальная социология как метод изучения семьи» является актуальной.

     Объектом  исследования является визуальная социология.

     Предметом исследования является визуальная социология как метод изучения семьи.

     Цель  исследования состоит в выявлении возможностей применения визуальной социологии при изучении семьи и разработке рекомендаций по использованию ее методов в социологическом исследовании семейно-брачных отношений.

     Задачи  исследования:

    • Рассмотреть возможности применения визуальной социологии при изучении семьи;
    • Проанализировать статистические данные, отражающие развитие семьи;
    • Провести экспертный вопрос социологов по проблемам возможности применения методов визуальной социологии;
    • Оценить роль фотографии как источника социологической информации;
    • Наглядно изучить фотоматериалы при исследовании семейных отношений.

     Гипотеза: В современном социологическом исследовании проблем трансформации семьи требуется применение помимо традиционных социологических методов, специфических методов визуальной социологии, позволяющих полнее раскрыть особенности изменяющегося семейного феномена.

     Эмпирическую  основу данной работы составили результаты проведенного автором социологического исследования выпускников социологического факультета Российского Государственного Социального Университета. В выборку вошли 25 будущих выпускников, студента 4 курса и 5 выпускников 2008 года, дипломированных специалистов, работающих в аналитических центрах. Автор классифицирует их мнения как мнения экспертов. А также автор провел вторично исследование по материалам научно-исследовательской работы коллектива кафедры философии и социологии культуры УдГУ на тему: «Семейный альбом как источник получение социологической информации».

     Научная новизна: Визуальная социология – это дисциплина с будущим. Несомненно, что насыщение семейной жизни визуальным содержанием будет расти в познесовременную эпоху. Глобализирующийся общественный мир становится все более зрелищным и разноцветным, а экспансия новых средств массовой информации необыкновенно обогащает образы повседневной жизни семьи. Фундаментальные, глубокие и скрытые свойства общественной структуры или закономерности функционирования общества будут все отчетливей проявляться в социальных явлениях. Поэтому все большее значение для социологического познания будет иметь наблюдение, и многие тайны общества можно будет открыть, просто внимательно глядя вокруг. Обиходная визуальная компетенция будет все более важной для участников общественной жизни, как и визуальное воображение для исследующих общество социологов.

        
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

     Современный мир наполнен визуальными образами. Это подчеркивают многие исследователи визуальной социологии. Малколм Барнард утверждает: «То, что визуально, стало важным опытом в жизни людей. Мы все более подвержены влиянию визуальных материалов и зависимы от них». То же самое отмечает Николас Мирзоев: «Можно говорить о важном 
значении визуальных ощущений в повседневной жизни».2  Другими словами, наш мир становится все более зрелищным. Это выражается двояко: окружение нашей жизни переполнено образами (визуальными представлениями) разнообразнейшего рода, а наблюдаемые аспекты (визуальные проявления) окружающего нас мира более выразительны, разнообразны и богаты, чем когда-либо. Иначе говоря, повышается образность нашего окружения.

  §1. Понятия и концепции семьи в визуальной социологии

 

     Визуальная  социология - (англ. Visual sociology) — направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.).

     Хотя  теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий. 3

     Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 1970-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве — фотография начала восприниматься как полноценный медиум с чётким культурным статусом. На первых этапах социологи обращали внимание на представление на фотографиях различных исторических событий, а также на взаимоотношения фотографии и власти и отражение в визуальных репрезентациях различных идеологий и стратегий контроля.

     В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как (пост)структурализм и семиотика. В первую очередь, это работы Барта Р. и Фуко М., Ван-Дейка Т., Бурдье П. и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Деррида Ж., Лакан Ж., Шапиро М., Силверман К., Бодрийяр Ж., и другие ведущие современные теоретики.

     Резкий  всплеск исследований визуального  наблюдается в начале 90-х гг, как  в антропологической, так и в социологической школах. Визуальные источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность с помощью визуальных образов, как создается значение и смысл. Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее (ре)конструирования и репрезентации.

       История визуальной социологии связана с иконографическим методом. Иконография (греч. eikon - изображение и graphs - пишу) - строго установленная система изображения определенных персонажей и сюжетов в изобразительном искусстве. Чаще всего понятие иконографии применяют к религиозному, каноническому искусству. Также под иконографией понимают всю совокупность изображений какого-либо лица или сюжета, характерных для той или иной эпохи или направления в искусстве. Иконография как описание и систематизация этих изображений, истолкование их смысла и символики стала одним из методов искусствознания (так называемый иконографический метод).

     На  поздних православных иконах, изготавливаемых  преимущественно с окладом, иконописцы писали только лики и руки святых, отказываясь от письма всего тела или скрытых под окладом его частей. Такая утилитарность не вступала в конфликт с каноном. Ведь сам образ был сохранен. А сама техника, а точнее её стратегия, нашла свое продолжение в ранней постановочной фотографии.4

     В 20 в. принципы исторической иконографии распространяются на фото- и кинодокументы. Что и положило началу появления визуальной социологии.

     Визуальную  социологию интересуют всякие визуальные проявления семьи, все то, что можно заметить зрительно в отношении семьи. А если можно заметить, то можно и сфотографировать, используя то продолжение глаза, каким является объектив. Вместе со многими другими исследователями автор разделяет точку зрения австралийских теоретиков культуры: «Визуальное исследование - это не только анализ образов, но скорее анализ того, что видимо и наблюдаемо (...) Визуальные данные потенциально охватывают всякие предметы, людей, места, явления, события, которые может наблюдать человеческий глаз».5 Существуют контексты, сильно насыщенные внешней визуальной символикой. Особенно это касается той сферы, которую Эмиль Дюркгейм определил как сакральную, насыщенную необычностью, праздничностью, торжественностью, семейных церемоний (свадьбы, крестины, похороны), политических ритуалов (демонстрации, возложения венков, патриотические манифестации с флагами и транспарантами), судебных процессов (с париками, тогами и цепями судей), а также некоторые формы проведения свободного времени (карнавалы с их костюмами и масками, спонтанные проявления уличных развлечений, новогодний праздник, День Святого Валентина). Гораздо менее зрелищны области, которые Дюркгейм отнес бы к профессиональной, например работа или учеба.

Информация о работе Визуальная социология как метод изучение семьи