Визуальная социология как метод изучение семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:42, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении возможностей применения визуальной социологии при изучении семьи и разработке рекомендаций по использованию ее методов в социологическом исследовании семейно-брачных отношений.

Задачи исследования:

Рассмотреть возможности применения визуальной социологии при изучении семьи;
Проанализировать статистические данные, отражающие развитие семьи;
Провести экспертный вопрос социологов по проблемам возможности применения методов визуальной социологии;
Оценить роль фотографии как источника социологической информации;
Наглядно изучить фотоматериалы при исследовании семейных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7
§1. Понятия и концепции семьи в визуальной социологии 7
§2. Роль изучения фотографии в социологическом исследовании семьи 14
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 21
§1. Фотография как дополнения к другим методам социологии 21
§2 Семейные фотографии как источник социологической информации 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВ.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

     Проведенное нами исследование показало, что фотография интересна для социологов, как  минимум, в трех аспектах:

     – как объект анализа;

     – как материал социокультурного анализа;

     – как инструмент сбора социологической информации.

     Необходимо  изучать визуальную социологию, как  новую дисциплину, так как  практика использования фотографии в преподавании открывает  разнообразные возможности  социологической интерпретации  визуального материала, представляет новый взгляд на изучение семьи, обнаруживает не только методический, но и исследовательский потенциал подобного материала.

     Подводя итоги, важно отметить, что многие исследование семейно-брачных отношений  все больше требуют новых практик  и инструментов. В исследовании семьи использование фотоматериалов дает более полную картину действительности, наглядно демонстрирующую происходящие изменение в течение многих поколений.

     Таким образом, при изучении семейных отношений, по мнению автора, необходимо применять методы визуальной социологии.

 

     

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Учебная и учебно-методическая  литература

1.1. Ариес  Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс  академия», 1992. – С.56.

1.2. Арнхейм  Р. О природе фотографии // Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - С. 119-132.

1.3. Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - С.109.

1.4. Гирц  К. «Насыщенное описание»: в  поисках интерпретативной теории  культуры // Антология исследований культуры: университетская книга. - Спб, 1997. - 159 с.

1.5. Иванов С. Архитектура в культуротворчестве тоталитаризма: философско-эстетический анализ. - К.: Стилос, 2001. - С. 316.

1.6. Малес Л.В. Визуализация социологии // Социология в аудитории: искусство преподавания. -  Харьков: Издат. центр Харьк. нац. ун-та им. В.Н  Каразина, 2003. - С. 154-157.

1.7. Малес Л.В. Пределы и запредельное модерна vs пространство постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха: Сб. статей / Под ред. Л.Г. Ионина. - Харьков: Харьк. нац. ун-т им. Н.В. Каразина, 2002. - С. 153-163.

1.8. Петровская Е. Антифотография. - М.: Три квадрата, 2003. - 112 с.

1.9. Савчук В. Философия фотографии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 256 с.

1.10. Семенова В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросвет, 1998. - 292 с.

1.11. Сорока Ю.Г. Использование визуальных материалов в преподавании социологии // Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / И.Д. Ковалева, А.Н. Горбач, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока; Под ред. И.Д. Ковалевой. - Харьков, 2001. - С. 198-201.

1.12. Сурмин Ю. П., Туленков Н.В., "Методология и методы социологических исследований". - М.: Эксмо, 2006. - 432 с.

1.13. . Федотова  Л. Социология рекламы: учебное  пособие/ М.: Добросвет, 1999. - С.115-119.

1.14. Штомпка  П. Визуальная социология. Фотография  как метод исследования. -  М.:Логос, 2007. - С.2.

1.16. Эммисон. М.Ф. В поисках визуального. - М.,2000. - С.4.

2. Научные монографии  и статьи

2.1. Барт  Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - М., 2003. – С.114-120.

2.2. Беньямин  В. Произведение искусства в  эпоху его технической воспроизводимости:  Избранные эссе. - М: Медиум, 1996. – С.36.

2.3. Божков  О.Б. Биография и генеалогии: ретроспективы социально-культурных трансформаций. // Социологический журнал. - 2001. - №1.- С.74-88.

2.4. Голофаст В.Б. Люди и вещи // Социологический журнал. - 2000. - № 1/2. – С.68-75.

2.5. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований.// Социологический журнал. 1995. №1. - С.71-88.

2.6. Зонтаг С. О фотографии / Пер с. англ.; На укр. яз. Киев: Основи. -2002. -189 с.

2.7. Козлова  Н.Н. Опыт Социологического чтения  «человеческих документов» или  размышления о значимости методологической  рефлексии. // СоцИс. - 2000. -  №9. - С.22-32.

2.8. Кронин  О. Психология и фотографическая  теория. – Л., - 1998. – С.108-113.

2.9. Круткин В.Л. Антропологический смысл фотографий семейного альбома//Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – Том VIII. - №1.

2.10. Маловичко  С.И., Булыгина Т.А. Современная  историческая наука и изучение  локальной истории //Новая локальная  история. Вып.1: Новая локальная  история: методы, источники, столичная  и провинциальная историография:  Материалы первой Всероссийской  научной Интернет-конференции. Ставрополь, 23 мая 2003 г. Ставрополь, 2003. -  С.15.

2.11. Мещеркина  Е. Субъектив камеры // ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. - 2000. - №1 - С.85-86.

2.12. Музель К.  Фамильная фотография. – М., - 1979. – С.45-46.

2.13. Перье. Б. Фотография. – Спб., - 1990. – С.31.

2.14. Цветаева  Н.Н. Биографический дискурс советской  эпохи. // Социологический журнал. - 1999. - №1/2. - С.118-132.

3. Диссертации и  авторефераты

3.1. Богданов  К.А. Повседневность и мифология.  Исследования по семиотике фольклор-ной действительности. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001.- С.203-214.

3.2. Бойцова О.Ю. Фотоальбом как текст: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: СПб., 2005. - 159c.

3.3. Петровская Е. Фото(био)графия: к постановке проблемы. // Автобиографии. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. -  №1. - М.: Логос, 2001. -  С.296-304.

3.4. Подорога В.А. Непредъявленная фотография. // Автобиографии. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. - №1.- М.: Логос, 2001.- С.191-239.

4. Периодическая печать

4.1. Гоманюк  Н.А. Отражение социокультурных  изменений в визуальной самопрезентации//Вісник  Одеського національного університету. – 2003. – С.18.

4.2. Джилл  Матис. Вербальная фотография. Лингвистика и визуальное искусство на пересечении фотографической поэтики и концептуальных валентностей // Foto&Video. -  № 12.  - 2002. – С.24.

4.3. Мы  и Мир//Психологическая газета. –  2008. - №11(147). – С.2.

4.4. Штопка  П. Введение в визуальной социологию//INTER. -  2007. - №4.-СС. 6-12.

5. Публикации и материалы сети Интернет

5.1. Астахов С. Образцы семейного досуга. (http://sociologist.nm.ru/articles/astahov.htm)

5.2. Бодрийяр  Ж. Фотография, или письмо света  (1999) / Пер. с франц. А. Меликяна  (http/ /www.nsys.by/klinamen/dunaev1.html).

5.3. Власова Т. Рассматривание, рассказывание, припоминание: нарративизация содержания семейных фотоальбомов. (http://art.photo-element.ru/analysis/narrativ/narrativ.html)

5.4. Зайцева Е.В.  Фотографии как исторический  источник повседневности города  Ставрополя середины XIX – начала XX веков (http://www.photographer.ru/cult/theory/401.htm
5.5. Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. «Я так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения., - 1996.

(www.a-z.ru/women/texts/)

5.6. Печурина  А. Искусство фотографии как  дискурс власти.

( www.socionet.ru)

5.7. Садмен  С., Брэдберн Н., Шварц Н. Автобиографическая  память. //Социологический журнал. (www.nir.ru/socio/scipubl/html)

5.8. Самутина Н. Одна фотография-1 // Русский журнал. – 2003. (http://www.russ.ru/culture/vystavka/20031020__sam-pr.html)  
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Понятия Теоретическая интерпретация сущности концептуальных понятий
Семья Основанная  на единой общесемейной деятельности общность людей (малая группа), связанных  узами супружества-родительства-родств, и тем самым осуществляющая воспроизводство  населения и преемственность  семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования семьи.
Визуальная  социология Направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.).
Метод экспертного опроса Разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.
Фотография Получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.
Семейный  фотоальбом Своеобразный  способ сохранения и передачи отдельных  историй, с помощью особых визуальных и тактильных приемов вместо обычного рассказа, передающегося «из уст  в уста».
Визуальные  представления Специально  создаваемые картины (например, в  сфере искусства, рекламы, массовой информации).
Визуальные  проявления Видимые культурные формы (например, одежда прохожих на улице, цвет проезжающих автомобилей).
Постструктурализм Обобщающее  название ряда философско-методологических подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившихся в 70-90-х гг. на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода. 
 
Семиотика
Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). 
Репрезентация Создание образа чего-либо, дающего определенное (достаточное) представление об объекте (оригинале); представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). 
Самопрезентация Вербальная  и невербальная демонстрация собственной  личности в системе внешних коммуникаций. 
Объективация Процесс отделения  эго как от личности другого человека, так и от содержаний бессознательного.
Наррация Сопровождающее  повествование.
Пилотное  исследование Мини-имитация большого опроса или анкетирования с целью получения впоследствии надежных результатов при наименьших затратах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
АНКЕТА

 
Здравствуйте!

Студенты Российского Государственного Социального Университета проводят исследование, направленное на изучение «Визуальной социологии – как метод изучения семьи».

Мы обращаемся к Вам  как к экспертам за помощью и просим не пожалеть своего времени для ответов на вопросы анкеты.

Заполнить анкету нетрудно. Мы предлагаем Вам начальную информацию о визуальной социологии для введения Вас в курс дела. После прочтения предоставленной методички, предлагаем приступить к заполнению анкеты и дальнейшего обсуждения проблемы.

После некоторых вопросов дается несколько вариантов возможных ответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемые варианты ответов, потом выберите из них тот ответ, который соответствует Вашему мнению. Затем обведите кружком букву, соответствующую, выбранному ответу на вопрос.

Большинство вопросов  без вариантов ответа, что дает Вам возможность высказать в  полной мере Вашу точку зрения.

Данная анкета анонимна. Информация, полученная в  ходе опроса, не разглашается и будет  использована только в обобщенном виде. 
 

     ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ В ИССЛЕДОВАНИИ!

Методический  материал:

Визуальная социология (англ. Visual sociology) — направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.)

Предметом исследований визуальной социологии являются различные зрительные образы, которые принадлежат человеческой культуре: живопись, графика, скульптура, фотография, реклама, телевидение и др.

Хотя теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий.

Фотография является новым дополнительным методом социологического исследования.  

  1. Как Вы считаете, возможности  визуальной социологии для изучения семьи  весьма значительны?
  2. Если да, то обоснуйте почему_________________________________
  3. Если нет, то обоснуйте почему________________________________
  4. Можно ли считать методы визуальной социологии как дополнения к социологии истинными?
  5. Если да, то обоснуйте почему__________________________________
  6. Если нет, то обоснуйте почему___________________________________
  7. Как Вы оцениваете важность фотографии при изучении семьи?

Информация о работе Визуальная социология как метод изучение семьи