Визуальная социология как метод изучение семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 21:42, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении возможностей применения визуальной социологии при изучении семьи и разработке рекомендаций по использованию ее методов в социологическом исследовании семейно-брачных отношений.

Задачи исследования:

Рассмотреть возможности применения визуальной социологии при изучении семьи;
Проанализировать статистические данные, отражающие развитие семьи;
Провести экспертный вопрос социологов по проблемам возможности применения методов визуальной социологии;
Оценить роль фотографии как источника социологической информации;
Наглядно изучить фотоматериалы при исследовании семейных отношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИЗУЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7
§1. Понятия и концепции семьи в визуальной социологии 7
§2. Роль изучения фотографии в социологическом исследовании семьи 14
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 21
§1. Фотография как дополнения к другим методам социологии 21
§2 Семейные фотографии как источник социологической информации 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВ.doc

— 653.00 Кб (Скачать документ)

     Там, где инокультурный взгляд хочет  увидеть людей в традиционной одежде, занятых повседневными делами, сами фотографируемые позиционируют  тот образ, который зафиксирован в их сознании как парадный, зачастую это – европеизированный облик. Изучение таких ситуаций может способствовать реконструкции способов визуального представления человека или семьи.

    Кроме того, что фотография документирует  историю семьи или биографическую историю, она визуализирует социальное пространство. Город обычно представлен на фотографиях в качестве фона. Фоном выступают «ключевые» места и здания, репрезентирующие тот или иной город. В каждом городе оказываются выделены анонимные, типичные пространства, неотличимые друг от друга. Это кварталы, созданные типовыми зданиями массовой застройки. Они запечатлеваются на фото, будучи второстепенными по значимости, когда фотографируются люди, включенные в события.

    Фотографии  и фотографирование, становясь массовой, типичной практикой, переходят в  сферу анонимного. На фоне уникальных городских мест запечатлено множество анонимных лиц. Для владельца альбома его фотография выделяется из многих, благодаря ее эмоциональной наполненности. Он вспоминает, а значит, вновь переживает эмоционально значимые события. Рассматривающие фотографии люди воссоздают, а иногда заново создают городскую топику значимых мест и событий.

    В семейных альбомах представлены фото горожан как в своем городе, так и в других городах. Последних  обычно больше. Фоном и в том, и  в другом случае являются репрезентирующие топосы. Их выбор предписан традицией. Фотографирование людей на фоне обязательных для посещения мест приобретает ритуальный характер. Вслед за этим создается индустрия профессионального фотографирования.

    Практика  путешествия предписывает наличие  у туриста фотоаппарата, и лишь с недавних пор, видеокамеры. Помимо фотографирования, обязательным социальным ритуалом является коллективный просмотр туристических фотографий, в который вовлечены как участники путешествия, так и другие, кто не участвовал, но вовлечен в групповое взаимодействие. Все вовлеченные в такой ритуал создают эмоциональный фон восприятия фотографий.

    События фотографии и событие фотографирования включены в социальный контекст. Они  указывают на человека как на горожанина (или не горожанина), живущего в некоем городе и побывавшего в других городах. Все перемещения, будучи сохраненными в фотографической памяти, эмоционально переживающиеся в ходе неоднократного рассматривания, сопровождающиеся рассказами об эпизодах жизни, становятся для человека фактами биографии.11

    Таким образом, с точки зрения социологического и антропологического исследования фотографирование находится на пересечении  стратегий объективации и стратегий  субъективации. Человек объективирует  самого себя в практиках презентаций, которые, в свою очередь, актуализируют комплекс представлений о себе самом, то есть являются репрезентацией. Будучи вписанными в социальный контекст, практики презентации и репрезентации показывают человеку место и время, с которого он видит, а затем и говорит, определяя самого себя и свой жизненный мир.

     Итак, визуальная социология возникла не так  давно, но вполне позиционирует себя как отдельная и самодостаточная  дисциплина. Возможность применения методов визуальной социологии зависит  от навыков исследователя правильно понимать и использовать визуальные данные, которые необходимо развивать для получения более широкого и глубинного анализа семейных отношений. Приведенные примеры проектов социальных исследователей демонстрируют возможности методов визуальной социологии, с помощью которых собираются важные социологические данные.

     Фотография  является основной информационной базой  исследования семейных отношений, документируя историю семьи. Семейные фотоальбомы  могут использоваться как нескончаемый источник получения социологической информации. 

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ

 

     Современное исследование семейных проблем требует  применения помимо традиционных методов, еще и дополнительные, новые методы. Такими являются методы визуальной социологии. Использование фотографических материалов в качестве основы для интерпретации – важный момент в исследовании семьи.

     В связи с этим нам предоставляется  подробно проанализировать возможности  применения методов визуальной социологии при исследовании семейных проблем.

     В данной главе будут рассмотрены  мнения экспертов – социологов по поводу возможностей внедрения методов визуальной социологии в исследование семьи, а так же семейные фотографии как источник получения социологической информации о семье. Для подробного изучения этих двух способах продвижения методов визуальной социологии, были проведены исследования, результаты которых так же будут освещены в следующих параграфах.

§1. Фотография как дополнения к другим методам социологии

 

             В настоящее время фотографирование позволяет тщательно регистрировать весь ход событий семьи. Все члены семьи стараются запечатлеть практически любой момент своей повседневной жизни и их родственников. В результате возникло огромное количество снимков, фиксирующих то, что, согласно субъективным и признанным культурой определениям ситуации, фотографирующий считал важным, любопытным, заслуживающим регистрации. Несмотря на то, что пока «систематические исследования домашних фотографических коллекций очень запущены, они могут служить важным источником знаний о том, что обычные люди говорят сами о себе и условиях своего существования». Такие фотографии  связаны с семейным контекстом: «...любительская фотографическая практика существует и поддерживается главным образом ее семейной функцией, а точнее функцией, семейными группами и основывающейся на увековечивании знаменательных моментов семейной жизни». Таким образом, фотографии помогают узнать стороны семейной жизни часто скрытые от глаз наблюдателя. Следовательно, они становятся важным социологическим материалом.

     Однако, несмотря на то, что современные  ученые признают важность методов визуальной социологии, в научных исследованиях  им уделяется незначительной внимание. В настоящее время существует достаточно мало научной литературы о визуальной социологии. Проявляется дефицит объективной и доступной информации о том, как использовать методы визуальной социологии в исследовании семьи, как можно это сделать грамотно, и как потом оценить результат.

     Для получения этой информации в рамках дипломной работы было проведено  исследование, основной целью которого является определение возможностей применения методов визуальной социологии при изучении семейных проблем.

     Методом проведения исследования был выбран анкетный опрос студентов, и уже дипломированных специалистов, Российского Государственного Социального Университета. Вопросы анкеты12 были направлены на выявление потребностей и ценностных ориентаций молодых специалистов, их предпочтений в области исследовании семьи, а так же их мнения о визуальной социологии, о ее методах в целом. Выборка составила 30 человек, что обеспечивает достаточную репрезентативность для учебного исследования.

     Полученные  данные предоставили возможность лучше узнать о мнениях и потребностях социологов в изучении семейных проблем, и  сделать ряд выводов о возможности применения визуальной социологии при исследовании семьи.

     Современное общество становится все более и  более «видимым» (визуально насыщенным). Если это так, то это означает, что нам следует уделять больше внимания такому простому методу социологического исследования как наблюдение.

     Наблюдение  было очень важным методом у первых социологов и, конечно же, у социальных антропологов, исследовавших экзотические общества в отдаленных регионах, а также у этнографов. Но позднее методы визуального наблюдения были вытеснены такими инструментами, как методы математической формализации, интервью. Вместо изучения картинки, стали изучать, как люди формируют государство, вместо наблюдения за тем, чем конкретно они занимаются. В течение долгого времени социологи больше внимания уделяли тому, что люди говорят, чем тому, что они реально делают. А то, что человек делает — это «видимо», т.е. поддается наблюдению.

     Исследование, проведенное в рамках данной дипломной работы, направлено на реализацию изучения мнения экспертов по поводу методов визуальной социологии, и их готовность использовать эти методы в исследовании семьи.

     Так, на основании полученных при опросе13 данных было определенно, что все эксперты (100%) – находятся в возрастной рамке до 34 лет. Именно они представляют наибольший интерес для нашего  исследования, так как они являются молодыми специалистами, которые увеличат возможности внедрения в социологию методов визуальной социологии, при наличии достаточной информации об этих методов. Именно они помогут развиваться визуальной социологии.

     Все участники экспертного опроса, являются учащиеся или дипломированными специалистами  Российского Государственного Социального Университета. Учащиеся респонденты являются студентами 4 курса по специальности «Социолог», а также дипломированными специалистами, закончившие университет по такой же специальности, что дает им право выступать в качестве экспертов.

     Отметим, что большинство экспертов – девушки. Они составляют 60% из всех опрошенных, мальчики представляют меньшинство (40%). 14 

     Итак, практически все респонденты  согласились с тем что, возможности  визуальной социологии являются весьма значительными, и лишь один эксперт с этим не согласен. Респондент, считающий возможности визуальной социологии незначительными, пояснил это тем, что в исследовании важнее статистические данные, нежели визуальные. С одной стороны, метод визуальной социологии является дополнительным методом, он не обязан быть главнее основного метода сбора информации. С другой стороны, этот специфический метод предоставляет возможность получить информацию, которую невозможно определить другим путем. А также, информация, полученная методом визуальной социологии, правдивая, что нельзя сказать про данные полученные, например, классическим методом как интервью.

     Отметим, что остальные участники экспертного  опроса понимают значимость исследований фотографических материалов в изучении семьи. Это говорит о том, что  социологи готовы принять и изучать новый метод, понимая, что многие исследования современных проблем семьи все больше требуют новых практик и инструментов.

     В ходе обсуждения, было выявлено, что 23% респондентов считают методы визуальной социологии значительными из-за своей наглядности. Это наиболее распространенный ответ, что не удивительно. Фотография наглядно демонстрирует происходящую ситуацию, что позволяет быстро считать социологическую информацию для исследования.

     Мнения  17 % экспертов сошлись на том, что значимость новых методов исходит из того, что появляется возможность определить социальный статус семьи. Достаточно будет рассмотреть досуг семьи. Например, если семья в отпускной период поехала отдыхать на море — это досуг. Досуг семьи прямо зависит от финансового состояния всех ее работающих членов. 15

     Существует  также мнение, что методы визуальной социологии дают анализ невербальной информации, однако, интерпретация субъективна, что влечет определенную долю ложной информации в процессе изучения.

     Необходимо отметить мнение одного из респондентов, что «новые методы значительны, так как визуальные образы личностей, их лица, одежда, окружающая среда, запечатленные на фотографии могут сказать о многом. О социальном статусе семьи и положении в обществе, об их финансовом достатке, о социально-психологическом климате в семье и т.п.». Это наиболее обширное мнение, которое включает в себя практически все варианты, рассматриваемые экспертами, понимающих значимость методов визуальной социологии. Из них 14% респондентов сошлись на мнении о возможности выявления взаимоотношений между членами семьи. Один эксперт предположил, что вероятно проявление неравенства в семье по фотографическим материалам, что предположительно дает значимость методам визуальной социологии.16

     Также интересно мнение еще одного респондента, которое звучит следующим образом: «Значительны возможности изучения семьи не как социального института, а как малой группы, ее членов, их взаимодействия. Также есть возможность  проследить эволюционные изменения в поколенных исследованиях». Это важное замечание, так как  фотографические снимки семейных альбомов обладают важным информационным потенциалом при реконструкции истории повседневности. Фотография выступает источником при анализе вопросов иерархии в семье, отношения к женщине, главе семейства, пожилым, определения материального достатка, социального статуса семьи т.д.

Информация о работе Визуальная социология как метод изучение семьи