Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7

1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7

1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21

1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21

2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25


Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39

Работа состоит из  1 файл

10-соц.работа.docx

— 85.97 Кб (Скачать документ)

Медицинская и патронажная помощь.

Социальное служение в разных сферах активно развивает  и ряд московских приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и патронажную помощь. Сестры милосердия по окончанию училища, а также прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1 -й градской больнице в качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет медицинское образование, осуществляют медицинское образование, осуществляют медицинский уход - инъекций, перевязки, внутренние вливание, кормление , личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами, посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также социально не обеспеченным слоям населения и больницам.

Не меныпе в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана Воронежского. При нем организован Медико-просветительский центр "Жизнь", который ставит своей целью информировать россиян о таком тяжком греховном явлении, как аборт. За три года сотрудниками Центра прочитано около 800 лекции в школах, училищах, институтах. Проведено более десятка разных передач, семь телепрограмм и более 20 публикации в различных изданиях, посвященных этой тематике. Общий тираж брошюр и листовок достиг миллионов экземпляров. Установлены связи с 598 медицинскими учреждениями, куда регулярно направляются издания Центра. Существует патронажная, окормляющая 8 тяжелобольных людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться. 

Активно занимается благотворительной деятельностью  и братство святителя Филарета, митрополита  Московского, при храме Всех Святых б. Новоалексеевского монастыря, готовящего открытие богадельни при данном приходе. Систематически оказывается помощь неимущим, престарелым, слепым, многодетным благодаря постоянным доставкам гуманитарной помощи по каналам братства из США и Бельгии.

Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах. 

Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой  степени коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В  1996 г. мы стали свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и Православной Церкви. Такое сотрудничество — веление времени, оно обусловлено возрождением государственно-патриотической идеи и лучших традиций верного служения Отечеству.

Чуть больше года прошло с того момента, как был  образован Синодальный отдел  по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, но первые итоги его деятельности видны уже сейчас.

На сегодняшний  день подписаны совместные заявления  с пятью министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент.  

Совместно с  Федеральной пограничной службой  утвержден перспективный план взаимного  сотрудничества. Кроме того, в развитие и дополнение начатого сотрудничества с Министерством внутренних дел  было подписано Соглашение о сотрудничестве, где предусмотрен ряд мероприятий, основная цель которых - преодоление  духовно-нравственного кризиса, укрепление правопорядка и законности. Готовится  к подписанию подобное соглашение с  Министерством обороны, где будет  предусмотрено развитие отношений  в вопросах патриотического воспитания, духовно-нравственного просвещения  военнослужащих, определены практические шаги реализации их религиозных потребностей. 

Хочется отметить, что хотя с Министерством обороны  взаимных мероприятий было больше, чем с кем-либо еще, но и остальные  ведомства не оставались в стороне. Священники Отдела по взаимодействию с Вооруженным Силами и правоохранительными учреждениями в дни праздников посещали госпиталь в Балашихе, поздравляли раненых воинов с праздником и вручали им подарки. 

Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области.

В этой связи  был создан Общественный совет, в  состав которого вошли руководители научных центров, известные политические и культурные деятели. РПЦ предпринимаются усилия для налаживания контактов с благотворительными фондами других конфессий - мусульманскими, буддийскими, используется опыт зарубежных благотворительных организаций, усилия отдельных граждан. 

Итак, в настоящее  время значительно активизировалась благотворительная деятельность верующих Русской православной церкви. Возникло много православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является милосердно-благотворительная деятельность, консолидация прогрессивных сил России и других стран во имя возрождения и развития традиций христианского милосердия, содействие в реализации инициатив, связанных с гуманностью, милосердием и благотворительность организаций и граждан, формирование и финансирование целевых проектов и программ, прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения, организации домов общественного призрения для неимущих и обездоленных.

Деятельность  православных благотворительных организаций, обществ, фондов направлена на оказание помощи отдельным лицам, в ней  нуждающимся, и целым социальным группам (например, беженцам, мигрантам  и т.п.), на финансирование и организацию  социальных программ благотворительного характера (их направленность варьируется  в зависимости от целей того или  иного фонда, от создания сети благотворительных  столовых, магазинов, раздаточных пунктов, центров

социальной адаптации  до медицинской помощи и заботы о  детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского милосердия в области просвещения и воспитания, участия в практическом возрождении православных милосердия и благотворительности, православных святынь и т.п.); на изучение отечественного и зарубежного опыта милосердно-благотворительной деятельности и др. 

Вместе с тем  следует отметить и существующие проблемы в организации усилий тех  лиц и организаций, которые хотят  приобщиться к милосердно-благотворительной  работе церкви. В первую очередь  это связано с пока еще ощутимым недостатком опыта. Обмен опытом, координация милосердно-благотворительной  деятельности между православными, иными религиозными и светскими  организациями является сегодня  насущной необходимостью в развитии милосердно-благотворительной деятельности в России и странах СНГ. 

Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах  благотворительности оказывает  Отдел церковной благотворительности  и социального служения, включая  и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел  выпускает ежемесячный вестник "Диакония", рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно-благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими. 

При налаживании  контактов, особенно на местах - в епархиях и приходах, между светскими социальными  работниками и представителями  православных организаций можно  столкнуться с тем фактом, что  последние порою склонны осуществлять социальное служение по преимуществу среди единоверцев. Вместе с тем  деятели Русской православной церкви отмечают и прямо противоположный  факт. Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует: "...Организаторы православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым сердцем, но почти неверующих или неофитов, недавно крещенных и воцерковляющихся, чем так называемых церковных православных людей". 

В широком спектре  социального служения Русской Православной Церкви большое значение имеет участие церковных структур в решении медико-социальных проблем незащищенных слоев населения.

Участие в таких  делах благотворительности, как  уход за тяжелобольными людьми, престарелыми и инвалидами требует не только «милующего сердца», но и профессиональных знаний и умений. Как отметил в докладе  на юбилейном архиерейском соборе Русской  Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, «нам необходимы профессионалы в различных областях социальной работы и в сфере здравоохранения». 

Приобретение  таких знаний и умений делается в  современных условиях не только крайне желательным, но и обязательным формальным условием допуска к подобной работе в медицинских и социальных учреждениях.

В связи с  этим важной задачей деятельности церковных  медицинских и образовательных  структур является накопление, апробация  и передача медико-социальных знаний приходам, приходским общинам сестер милосердия, патронажным службам  и другим заинтересованным организациям. 

Успешному решению  этой задачи способствует правильно  организованное межрегиональное сотрудничество на уровне «образовательное учреждение - община сестер милосердия» или  «образовательное учреждение - приходская патронажная служба». 

Как отметил  Святейший Патриарх в том же докладе: «в целях расширения и активизации  благотворительной деятельности необходимо проведение епархиальных и межъепархиальных семинаров и конференций».

Распространяемые  таким образом знания и умения должны быть приведены в определенную систему, имеющую научное, методическое и организационное обоснование  и должны соответствовать современным  формам получения профессионального  образования разных ступеней или  повышения профессионального образования  в разной форме. Понятно, что учреждения, которые отвечают за распространение  медицинских знаний, должны обладать соответствующим разрешением (лицензией) на этот вид деятельности. 

Определенный  опыт такой работы накоплен в московском Свято - Димитриевском училище сестер милосердия, созданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 г. и имеющим лицензию на образовательную, просветительскую и издательскую деятельность. Основная задача училища - дать профессиональное образование православной молодежи по специальности «сестринское дело». Вместе с тем, в училище проводится большая работа по межрегиональному сотрудничеству: консультирование представителей епархий по таким важным вопросам организации образовательной деятельности на местах, как организация училищ сестер милосердия и курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными, преподавание предмета «Духовные основы милосердия», создание учебных планов училищ сестер милосердия и программ по медицинским предметам в православном училище и др.накопление, апробация, адаптация и распространение специальных знаний по вопросам ухода за тяжелобольными людьми, престарелыми и инвалидами; разработка учебных программ выездных педагогических курсов для сестер милосердия. Одна из таких программ называется «Организация, формы и методы патронажной работы». В программе представлены такие важные вопросы, как добродетель милосердия, формы ее выражения и методы воспитания в современном мире; профессиональная подготовка патронажного работника; организация и структура патронажной службы, медицинская документация; организация ухода за лежачими больными; организация ухода за пожилыми людьми; помощь больным и престарелым в повседневной жизни; проведение выездных педагогических чтений. Так, в декабре 2000 г. по просьбе Общины сестер милосердия во имя мч. Иулиании Олыпанской в г. Обухове Киевской области силами преподавателей училища был проведен пятидневный семинар «Актуальные вопросы деятельности приходской патронажной службы». Главными целями семинара было рассказать о современных формах социального служения РПЦ, дать определение понятий «патронажная служба», «патронажная работа», «патронажный работник», показать структуру и функции патронажной службы, определить обязанности патронажного работника, представить необходимый объем его знаний и умений, ознакомить участников семинара с современными методами выявления медико-социальных проблем их подопечных, правилами составления плана ухода за ними, правилами ведения медицинской документации, ознакомить участников семинара с некоторыми современными концепциями реабилитации пожилых и инвалидов, обучить их методам ухода за лежачими больными, массажа и адаптации. Занятия на семинаре проходили в виде лекций и практических занятий с отработкой элементов ухода, реабилитации и массажа друг на друге. Занятия сопровождались показом различного демонстрационного материала в виде слайдов, фотографий, схем, диаграмм, материалов из книг и периодической печати. Семинар прошел на фоне высокой активности слушателей. По данным анкетирования, проведенного в конце семинара, отмечалось изменение отношения к патронажной работе: более глубоко воспринималась личность подопечного и его медико-социальные и духовные проблемы, шире понимались его нужды, болыпе находилось возможностей для оказания помощи и болыие путей решения проблем больных. Многими участниками было высказано пожелание проводить такие семинары регулярно, посвящая их определенной, более узкой тематике: уходу за неврологическим больным, уходу за пожилым больным и т.п.; проведение практических конференций и семинаров. В августе 1999 г. в училище по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была проведена конференция «Актуальные проблемы ухода за больными на дому и в стационаре и значение патронажных служб в их решении». В конференции приняли участие 78 человек из России, Украины и Белоруссии. В резолюции было отмечено, что подобные практические конференции для сотрудников православных сестричеств и патронажных служб Русской Православной Церкви необходимо проводить регулярно, как внутри епархий, так и на межъепархиальном уровне; создание учебно-методической литературы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в училище начат выпуск серии учебно-методической литературы «Библиотека сестры милосердия» для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: «О пролежнях», «Основы медико-социальной реабилитации», «Очерки по истории общин сестер милосердия». Основная задача серии - распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми. Планируется издание книг, посвященных вопросам ухода за пожилыми людьми, больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения, больными с прогрессирующими заболеваниями. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

В настоящее  время, когда Русская Православная Церковь стремится использовать все свои ресурсы и возможности  для возрождения и развития традиций христианского милосердия, одной  из приоритетных задач, стоящих перед  Отделом, является оказание помощи тем, кто обделен любовью, лаской и  заботой.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что дальнейшая работа по накоплению и межрегиональному распространению  знаний по вопросам медико-социальной работы, межрегиональный обмен опытом медико-социальной работы в общинах  сестер милосердия и патронажных  службах способствовали бы не только повышению профессионального уровня сестер милосердия в разных регионах, но и повышению авторитета этих служб  Русской Православной Церкви в целом, в том числе среди государственных  структур и представителей администрации на местах.

На сегодняшний  день, таким образом, одной из проблем  является открытие православных храмов при действующих медицинских  учреждениях, обеспечение нормативных, организационных и прочих условий  их деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Последние десятилетия  стали для России временем отказа от государственного атеизма, возвращения  к большинству человечества, легально, свободно и открыто исповедующему  какую - либо религию. Теперь признается, что религия является одним из самых мощных скрепов государства  и общества, что религиозная несвобода  свидетельствует и о духовной, и о социальной деградации общества. Так что изменение отношения  общества к религии и ее институтам, в частности к институту церкви, надо признать благотворным не только для религиозных организаций, но для общества в целом. 

Нельзя, однако, не заметить, что легализация религиозной  жизни породили новые проблемы, затрагивающие  разные сферы общественной, государственной  и частной жизни. К религиозным  общинам были предъявлены требования участия в обновлении общества. Люди ждали интереса церкви, и прежде всего Русской православной церкви, к повседневным и насущным земным проблемам. Государство ожидало  от церкви поддержки и одобрения  своих действий, придания им респектабельности, особенно в глазах цивилизованного  мира. Надо же было дать понять, что  власть имеют не очередные большевики, мятежники и анархисты, а цивилизованные люди, с которыми можно и нужно  договариваться, сотрудничать, которым  не опасно давать кредиты и прочее, и прочее. И замелькали перед образами фигуры политиков со свечками в руках, в президиумах возникли непременные  священники, и зазвучали в речах  цитаты из Библии, и лидер коммунистов  заявил, что два раза с карандашом в руках он прочитал Коран, и хлынул в страну ничем не сдерживаемый рой  «проповедников слова Божьего».

Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви