Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7

1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7

1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21

1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21

2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25


Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39

Работа состоит из  1 файл

10-соц.работа.docx

— 85.97 Кб (Скачать документ)

В целом в  последние годы религиозная жизнь  в России вошла в более или  менее спокойное русло, стала  делом привычным, стала частью

общественного и для многих личного обихода. Россия не стала страной с  повышенной, экзальтированной религиозностью большинства населения и пока еще сохранила облик страны с высоким уровнем христианской культуры, подразумевающей свободу личности, в том числе и в вопросах религиозного выбора, терпимость в вопросах веры, способность к диалогу, в котором все готовы сотрудничать во имя духовных ценностей, сформулированных в свое время еще Кантом: Истины, Добра и Красоты. 
 
 
 
 
 

Свое участие  в делах государственных Церковь  может реализовать через сотрудничество в тех областях, которые соприкасаются  со сферой ее интереса, и одним из важнейших являются дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ, работа по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения  свободы, поддержка института семьи, материнства и детства.

Православная  Церковь в России обладает правом заниматься благотворительной деятельностью. Однако масштабы церковной благотворительности  несопоставимы с масштабами социальных бедствий, требующих участия Церкви. В значительной степени эта ситуация объясняется тем, что у Церкви до сих пор нет стабильной финансовой базы, которая позволяла бы ей осуществлять широкую благотворительность. Главным  источником дохода для Церкви остаются, как и в советское время, добровольные пожертвования верующих. Однако на одних пожертвованиях невозможно развернуть широкую благотворительность: возможны лишь отдельные проекты, осуществляемые благодаря привлечению частных  спонсоров.

Другой комплекс проблем связан с просветительской деятельностью, которой Православная Церковь в России занимается, однако, опять же, не в том масштабе, в  каком могла бы„

Угодничество, сервилизм, терпение и смирение - вот силы, к  которым прибегала церковь в  годы советской власти, но которые привели к омертвлению ее духа. По сути дела, никакого взаимодействия в эти годы не было, а было тотальное наступление на церковь со стороны власти и стремление приспособиться и сохраниться - со стороны церкви.

Уникальной особенностью положения Русской Православной Церкви в постсоветском российском обществе является кардинальное изменение  ее статуса, а, следовательно, и появление  новых форм культурного взаимодействия. 

Вопрос о взаимоотношениях церкви и государства в современном российском обществе обсуждается довольно активно. Зачастую проблемой отношения государства и церкви подменяется проблема отношений государства с религиозными организациями вообще. Часть российского чиновничества активно поддерживает Православную Церковь как «духовную и нравственную опору общества» и считает, что она должна пользоваться определенными преимуществами перед религиозными организациями, представляющими другие конфессии. Этот подход в какой-то степени отражен в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести» (1997 г.), где говорится об особой роли православия в России. Но многие видят в официальной поддержке православия опасность клерикализации и нарушение конституционных принципов отделения церкви от государства и равноправия религиозных организаций.

В самой РПЦ  преобладает идея особой роли православия как «традиционной» для России конфессии и одновременно «церкви большинства», которая должна пользоваться государственной поддержкой. При этом в церкви много противников слишком тесного сближения с властью, что чревато «материализацией религии» и усилением зависимости церкви от государства. Следует, правда, отметить, что часто эти вопросы рассматриваются в связи с проблемой законодательного наделения некоторых конфессий статусом «традиционных».

В новых условиях церковь, заявляя о своем невмешательстве  в политические процессы, предлагает свои идеологические разработки. Таковой  является документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятый на Архиерейском Соборе, где заявлено о формах взаимодействия - «соработничестве», партнерстве и обозначены сферы сотрудничества. Идеологи церкви пытаются убедить государство и общественность в том, что современному расколотому российскому обществу, лишившемуся правовых, нравственных ориентиров, не найти выхода из экономического тупика и не достигнуть духовного возрождения без участия церкви в этом процессе.

Церковь претендует на роль новой идеологии, на свое участие в законотворчестве, предлагает определить свое место в обществе в соответствии с решениями Поместного Собора 1917-1918 гг. и не только обращается с просьбами к власти, как это было в советский период, а вступает в полемику, лоббирует, требует. Одной из наиболее плодотворных форм «соработничества» церкви и государства в современных условиях является диалог. Церковь сегодня позволяет себе угрожать государству, в случае необходимости, гражданским неповиновением.

Характерной особенностью церковно-государственных отношений  в последнее десятилетие является проблема определения места в  современном российском гражданском  обществе. Назрела необходимость  и возможность выхода церкви за рамки  взаимодействия с властью, с государством и самоидентифицироваться в обществе, взаимодействуя с общественными организациями, движениями, центрами, что повлечет за собой изменение существующего законодательства и поиск новых форм социального партнерства. Принцип отделения церкви от государства не означает вытеснения ее на задворки общественной жизни и культуры, а светский характер государства не тождественен атеистическому. Церковь и государство, каждое в своей нише, должны совместно служить обществу, народу, созидая новую культуру.

Список  литературы

  1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях», СЗ РФ от 14 августа 1995 г. N 33, ст. 3334.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145
  3. Указ Президента РФ № 281 от 23.04.93 г. «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»
  4. Указ Президента от 14.03.1995 «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения».
  5. Деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московской Патриархии Русской Православной Церкви // Православная газета «Город Золотой» №2 2004.
  6. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.) // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 3. - С. 12-82.
  7. Донской юридический институт: Учёные записки. Т. 7. Римский С.В. Русская православная церковь в XIX в./ Ответственный редактор Е.И. Дулимов. - Ростов-н/Д.: ДЮИ. - 1997. - 384 с.
  8. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. // Журнал Московской патриархии. - 1997. - № 2. - С. 16-33.
  9. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Федер. служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб. центра; Под. общ. ред. акад. В.Н. Ярской. учеб центра. Нижний Новгород, 1997. - 242 с.
  10. Благотворительность и общественное призрение, -М., Русская линия. 2002.
  11. Абросимова Е. А. «О благотворительных организациях в России» //Советское государство и право. 1992. № 1.
  12. Российская православная церковь как субъект церковной благотворительности, -М., Институт проблем гражданского общества, 2004.
  13. Смирнова Е. Р. «История социальной работы в России. Рабочая программа по направлению и специальности», «Социальная работа», Саратов, 1996.
  14. Соболевская А. «Духовные истоки российского предпринимательства» //Вопросы экономики, 1993, № 8.
  15. Социальное служение Церкви: Х-ХХ вв. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия, Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000)
  16. Степанский А. Д. «Самодержавие и общественные организации России на рубеже Х1Х-ХХ вв.», Москва, 1980.
  17. Церковная благотворительность беженцам и социально незащищенным людям // Православные Вести 2003 № 14.
  18. Ярская В. Н. «Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности»//Российский журнал социальной работы, 1995, № 2, С. 27-32.

Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви