Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7

1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7

1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21

1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21

2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25


Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39

Работа состоит из  1 файл

10-соц.работа.docx

— 85.97 Кб (Скачать документ)

Принятая в  1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий, религиозным объединениям и церквям   разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу.    Приходы    помогают прихожанам    медикаментами,    пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.

Благотворительность   не   мыслится   без   возрождения    религиозно-нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения  и благотворительности. Она содержит следующие первоочередные и перспективные  задачи:

. •      возрождение прихода как христианской  общины единомышленников;

. •      возрождение церковных братств  и разного рода церковных движений;

. •      организация церковного здравоохранения;

. •      создание епархиальных комиссий  по благотворительности;

. •      подготовка преподавателей катехизиса;

, •      организация благотворительного  бюджета (приходского епархиального,  Обще-церковного). 

Конкретные направления  благотворительной   работы   включают также, создание епархиального  дома для престарелых, церковного интерната  для сирот, книжных магазинов  духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных   приходских   учреждений (воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых,   детского   сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).

Веками Православная Церковь выполняла великую   миссию,   развивая патриотическое отношение к прошлому, препятствуя  нарушению социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая  незыблемость своих духовных основ.

В то время как  благотворительность может процветать и обозначает взаимоотношения между  сильным и слабым, богатым и  бедным, между живым и мертвым. Благодаря своей связи с телесным и духовным милосердием, благотворительность  стала ассоциироваться с помощью  бедным, образованием и кампаниями по улучшению нравственности. Однако официальное определение благотворительности (например, в Англии эпохи Тюдоров) включало в себя и усилия по улучшению  общественной жизни путем обеспечения  и поддержания благоприятных для этого условий.

Помощь бедным, однако, основывалась не только на религиозных  мотивах благотворительности и  осуществлялась не только за счет добровольных пожертвований, но и за счет различных  сборов и налогов. 

Большинство законов о бедных, начиная с XVI века, были направлены на обеспечение трудоспособных бедняков работой. Эти меры проводились под влиянием религиозного осуждения праздности (которую считали как греховным, так и антиобщественным явлением), а возможно, под еще большим влиянием купцов-капиталистов, которые стремились сохранить ресурс дешевой и дисциплинированной рабочей силы, необходимой для экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.

В подобного  рода условиях, когда последствия  финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными  слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. 

В течение семи десятилетий все религиозные  организации и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно  лишены возможности заниматься делами милосердия. Требуются годы совместной работы государственных органов  социальной защиты и церковных организаций, чтобы в тесном сотрудничестве с  другими неправительственными организациями  восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять  на себя долю социальной ответственности  за судьбы наиболее уязвимых групп  населения.

Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Кроме того, многие дела благотворительности осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств.

Так например, широкую известность получили церковные детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. Сотни детей из зараженных

ссужающие деньги без процентов или под залог  тем, кто особо в них нуждался; бесплатные школы, в основном для обучения элементам христианского учения; медицинская помощь, оказываемая оплачиваемыми обществом врачами, аптекарями и медсестрами (иногда из числа нуждающихся); общественные зернохранилища и продовольственные магазины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальная помощь Русской Православной Церкви

2.1. Благотворительность  как традиционная  форма социальной  деятельности Русской  Православной Церкви (Общие положения)

Социальное служение — обязанность государства, долг Церкви, призвание человека

1. Разработана  и в Москве получила статус  благотворительной социальная программа  Общественного фонда памяти мучеников  и исповедников Русской Православной  Церкви «Духовный уклад жизни  — гарант социальной защиты».

2. Разработаны   учебная   и   научно-исследовательская   программы факультета социального  служения Московского государственного  социального университета «Духовный  уклад жизни — гарант социальной  защиты».

Развитие благотворительности  в России имеет долгую многовековую традицию, Логика становления отечественной  государственности привела к  тому, что одну из центральных ролей  в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее  РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала  национальное самосознание россиян  к милосердию и благотворению. К  сожалению, достаточно долго эти

понятия отождествлялись  исключительно с религиозной  деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи "сирым и убогим" на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX - начале XXI вв. отечественной благотворительности становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях.

Переход России, стран СНГ и Балтии к новым  экономическим отношениям привел к  тому, что десятки миллионов людей  оказались в сложных социальных условиях: одни находятся за чертой бедности, другие потеряли работу, третьи стали вынужденными переселенцами.

Государством  накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с упомянутыми  группами населения.

Вместе с тем, помимо государственных структур, курирующих социальную сферу, на местах широко развита  сеть общественных и благотворительных  учреждений, которые занимаются проблемами социальной помощи. Они оказывают  поддержку пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, матерям, которые одни воспитывают своих  детей, работают с подростками по месту жительства. Такого рода благотворительные  организации имеют свои программы  работы, свою систему финансирования, а в отдельных случаях —  и производственные мощности.

Однако, несмотря на достижения и успехи социальных работников в реализации государственных  проектов и программ по поддержке  малоимущих, практика показывает, что  часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать и решают церковно — и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации; в Православии благотворительность— это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии. 

За последние  годы накопилось немало примеров многополезного и плодотворного сотрудничества Церкви и государства, которые, как показывает жизнь, не могут существовать совершенно изолированно друг от друга. В той или иной мере Церковь выполняет целый ряд социальных функций государства, например таких, как образование и воспитание подрастающего поколения, медицинское обслуживание, оказание помощи неимущим, забота о беженцах, создание дополнительных рабочих мест и т. д. Поэтому чрезвычайно важно придать имеющему место взаимодействию Церкви и государства характер социального партнерства.

Русская Православная Церковь, вернув себе право заниматься благотворительностью, стремится влиять и на социальную политику государства  с целью улучшения положения  людей, придания социальной направленности проводимым экономическим реформам. Поэтому важнейшей задачей, поставленной перед Отделом по церковной благотворительности, и социальному служению, было установление контактов с государственными и  негосударственными структурами, от которых  зависит курс социальных реформ. [1] 

Именно в этом контексте следует рассматривать  подписанные в 1996 году соглашения о  сотрудничестве Русской Православной Церкви с Министерствами здравоохранения (12 марта) и социальной защиты населения  Российской Федерации (18 июня). Соглашения предусматривают огромные возможности для расширения духовного попечения о больных, для разработки совместных с медицинскими учреждениями и органами социального обеспечения благотворительных программ, для использования различных форм и методов в сфере диаконического служения. 
 
 

По благословению  Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия II были образованы Рабочая группа по реализации соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и Московским Патриархатом и Координационная группа по реализации соглашения о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В состав этих групп входят представители Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, Московских духовных школ, клирики города Москвы, сотрудники соответствующих министерств и ведомств.

В рамках взаимодействия Отдела с Министерством труда  и социального развития был подготовлен  Примерный договор о сотрудничестве между территориальными органами социальной защиты населения и епархиальными  управлениями Русской Православной Церкви. Данный договор призван активизировать церковно-государственные отношения  в сфере благотворительности  на епархиальном уровне. 

Разработки стратегического  характера в области социального  служения проводятся силами Общественного  совета, образованного при Отделе по церковной благотворительности  и социальному служению .

Работа Общественного  совета при Отделе по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата организуется в соответствии с основными направлениями общенациональной программы «Духовные основы государственной  политики и гражданства», инициированной в 1997 году при участии Администрации  Президента РФ, Совета Федерации РФ и осуществляемой при поддержке  Московского государственного института  международных отношений МИД  РФ, Государственной академии славянской культуры и других научных центров. 

В настоящее  время успешно проводится работа по следующим направлениям:

1. Антиалкогольная  программа.

Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви