Благотворительность Современной Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выявить причины недостаточной эффективности
программ Современной Русской Православной Церкви.
Задачи работы:
1. Рассмотреть Современную Русскую Православную Церковь и благотворительность в истории.
2. Проблемы, связанные с благотворительной деятельностью Современной Русской Православной Церкви.
3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.
4. Определить значение социального служения и основные программы Современной Русской Православной Церкви.
5. Выявить перспективы дальнейшего развития социального служения Современной Русской Православной Церкви.

Содержание

Введение - 3
1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7

1. История Русской Православной Церкви и благотворительности в России -7

1.2.Современная Русская Православная Церковь - 18
2. Социальная помощь Русской Православной Церкви - 21

1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21

2. Значение социальная помощь Русской Православной Церкви - 25


Заключение - 36
Список использованных источников и литературы - 39

Работа состоит из  1 файл

10-соц.работа.docx

— 85.97 Кб (Скачать документ)

Новосибирский Архитектурно – Строительный Университет

(Сибстрин) 

Кафедра социологии,

психологии  и педагогики 
 
 

Курсовая  работа по социальной работе

Благотворительность Современной Русской  Православной Церкви. 
 
 

Выполнил: Ткачук М.Д

студент 300 группы

Проверила: Чуркин И.Ю. 
 
 
 
 

Новосибирск 2010 
Содержание
 

Введение - 3 

  1. Русская Православная церковь и благотворительность - 7
 
    1. История Русской  Православной Церкви и благотворительности в России -7
 

1.2.Современная  Русская Православная Церковь - 18 

  1. Социальная  помощь Русской Православной Церкви - 21
 
    1. Благотворительность как традиционная форма социальной деятельности Русской Православной Церкви - 21
 
    1. Значение  социальная помощь Русской Православной Церкви - 25
 
 

Заключение - 36 

Список использованных источников и литературы - 39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  изучаемого вопроса состоит в оценки теоретической и практической благотворительной деятельности Современной Русской Православной Церкви.

Первоначально под благотворительностью понимали проявление сострадания, к ближнему негосударственную форму помощи бедным и нищим. Сегодня она трактуется как некоммерческая деятельность. Направленная на оказание поддержки нуждающимся. Как закономерная особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности. В последнее время все больше практиков и ученых приходят к пониманию благотворительности как деятельности, которая является частью общественно-государственной системы социального попечения, развития культуры, искусства, образования, науки. Агентами такой благотворительности являются специально для этого предназначенные службы, учреждения, некоммерческие организации, благотворительные фонды.

В общественной жизни существовало представление  о благотворительности как необходимом  условии личного нравственного  здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь людям, преумножить славу Родины. 

Иначе говоря, проблемная ситуация состоит в недоверии со стороны общества к благотворительной деятельности Современной Русской Православной Церкви. Недоверие к программам Современной Русской Православной Церкви. 

Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах  милосердия и благотворительности  оказывает Отдел церковной благотворительности  и социального служения, включая  и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие.

Однако, несмотря на огромный исследовательский интерес  к обозначенной проблеме, все еще  остаются малоизученными многие ее стороны  и моменты. Так, слабо выделяется в исследованиях, посвященных церковно государственному взаимодействию, вопрос о культурных формах церковно-государственных отношений, о том, какие из них являются наиболее востребованными в современной культурной ситуации, характеризующейся поиском и собиранием духовных ценностей для возрождения российской культуры XXI века.  
 

Проблема: Слабая изученность благотворительности современной Русской Православной Церкви.

Объект  исследования: Благотворительность Современной Русской Православной Церкви.

Предмет исследования: Социальная помощь Русской Православной

Церкви.

Цель  работы: Выявить причины недостаточной эффективности

программ Современной  Русской Православной Церкви.

Задачи  работы:                                         

1. Рассмотреть  Современную Русскую Православную  Церковь и благотворительность  в истории.

2. Проблемы, связанные  с благотворительной деятельностью  Современной Русской Православной  Церкви.

3. Изучить благотворительность как форму социальной деятельности Современной Русской Православной Церкви.

4. Определить  значение социального служения  и основные программы Современной  Русской Православной Церкви.

5. Выявить перспективы  дальнейшего развития социального  служения Современной Русской  Православной Церкви.

В рамках благотворительных  обществ, при Русской Православной Церкви открывались больницы и лечебницы  для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, где за ними ухаживали  сестры и братья милосердия из числа  мирян или послушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все  нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей  бесплатно обучались грамоте  и какому-нибудь ремеслу.

Вместе с тем  Отдел по церковной благотворительности  был создан не только и даже не столько  для того, чтобы осуществлять конкретные проекты или перераспределять фонды. Его главная цель и назначение - стать источником и жизненным  центром возрождения социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях. В этой связи с момента своего образования Отдел тесно сотрудничает с синодальными учреждениями, епархиальными управлениями, обителями и приходами, а также с межцерковными, зарубежными и общественными благотворительными организациями.

В числе программ и проектов, уже реализованных  и реализуемых Отделом в настоящее  время, следует указать следующие:

1. Медицинские  программы: 1.1. Свято-Алексиевская Центральная клиническая больница Московской Патриархии на 226 койко-мест

(1991-2005гг.);

1.2. антиалкогольная  программа, разработанная совместно  с Трентийской епархией Римо-Католической Церкви;

1.3. патронажная  служба по уходу на дому  за престарелыми;

1.4. открытие  больничных храмов в лечебных  учреждениях.

2. Детские программы:

2.1. школа-интернат  для 80 неблагополучных детей;

2.2. оказание  помощи детям-сиротам и детям-инвалидам  через Благотворительное общество  святых мучеников Космы и Дамиана и Международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского;

2.3. ортопедическая  мастерская по изготовлению протезов  и коррекционной обуви для  детей-инвалидов;

2.4. программа  "Дети Чернобыля" по организации  диагностического лечения 837 детей  в Италии (1993-1998 гг.);

2.5. проект "Обувь  - детям" (обувь для воспитанников  детских домов) в 11 регионах  России (2000-2002 гг.) - 24000$;

2.6. проект "Руку  помощи - детям" (2004 г.) по поддержке церковных приютов и государственных детских домов в Саранске, Костроме и Ярославле - 17350$;

2.7. ежегодное  проведение рождественских елок  и пасхальных праздников в  детских домах и приютах.

3. Реставрация  храма, предназначенного для инвалидов-колясочников.

4. Оказание помощи  беженцам и жертвам стихийных  бедствий: 5.1. совместный с International Orthodox Christian Charities’ проект в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии(1995-1997 гг.) на сумму 1 974 000$;

5.2. оказание  помощи пострадавшим от наводнения  на о. Сахалин (1995 г.) - 5000$;

5.3. оказание  помощи беженцам и вынужденным  переселенцам из Казахстана, Узбекистана,  Таджикистана, Молдовы и Чечни;

5.4. оказание  помощи жертвам террористического  акта в Москве и Волгодонске(1998) - 3000$;

5.5. распределение  60 тонн продуктов питания среди  пострадавших от наводнения в  Якутии (2001 г.) - 67000$;

5.6. оказание  помощи пострадавшим от наводнения  в Краснодарском

крае РФ при поддержке Renovabis (2002 г.) - 25000$;

5.7. оказание  материальной и медицинской помощи  жертвам

террористического акта в московском метро (2004) - 7000$.

5. Распределение  гуманитарной помощи в виде  продуктов питания,

одежды, обуви, медикаментов и т.п. Совместно с International Orthodox Christian Charities было распределено:

5.1. 7500 тонн продуктов питания в 11 регионах России среди 1,5 млн. человек (1993-1994гг.);

5.2. 90 тонн груза в Чечне (1995-1996 гг.);

5.3. 53000 тонн продуктов в 19 регионах России (1999-2002 гг.). Общая стоимость проектов 6.1, 6.2 и 6.3 превышает 60 млн. $.

5.4. Проект "Зима 2003-2004" по распределению одеял через государственные и церковные учреждения социальной сферы Барнаульской, Новосибирской, Томской, Вологодской, Саранской, Костромской, Московской, Читинской, Биробиджанской, Мурманской, Владивостокской, Петропавловской и Петрозаводской епархий. Общая стоимость - 200000$.

6. Проекты развития:

6.1. поставка оборудования для минипекарен в Московскую и Костромскую епархии, республику Мордовия(2002-2003гг.) - 25000$.

7. В рамках  долгосрочных программ, связанных  с распределением гуманитарной  помощи, более 90 человек в 30 епархиях  Русской Православной Церкви  были обеспечены работой и  стабильной зарплатой в течение  восьми лет (1993-1996; 1999-2002 гг.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Русская Православная  Церковь 

1.1. История Православной  Церкви и благотворительности  в России 

Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства. «Социальное

служение с  апостольских времен являлось одной  из важнейших сторон церковной жизни»,- отмечает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. [1]

Некоторые законы Византийской империи и свидетельства  историков позволяют говорить о  том, что в государстве, каковым  являлась Византия, милосердие считалось  особой добродетелью. Оно понималось как готовность подать милостыню  убогому, впавшему в несчастье, и  как сострадание к увечному. Особой добродетелью считалось ухаживать  за престарелыми и больными, в том  числе и за теми, кто страдал  проказой или эпилепсией. При целом  ряде константинопольских монастырей существовали странноприимные дома и больницы. 

Первоначально благотворительность формировалась  на церковных идеях, и поэтому  наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим  и пожертвования в церковь. Церковное  имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители —  лишь распорядителями этого имущества  в интересах обездоленных. Пожертвования  в церковь притекали также  под влиянием взгляда на благотворительность  как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась  церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению  числа нищих вместо облегчения бедности». [2] 

Русский народ  воспринял церковные учение о  благотворительности как о всеобъемлющей  любви к ближнему, как традицию, унаследованную от 

Церкви Константинопольской  и Византии. Так, обращаясь к князю  Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: «просящим давал, нагих  одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим  утешал, должников искупал, рабам  даруя свободу». В этом святитель  Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа Спасителя, какое  осуществил в своей государственной  деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир. 

Информация о работе Благотворительность Современной Русской Православной Церкви