Русские православные паломники в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:51, статья

Описание

В данной работе описывается паломничество в Полоцке, Турове, Жировичах и других городах Беларуси

Работа состоит из  1 файл

Русские православные паломники в Беларуси.docx

— 99.60 Кб (Скачать документ)

Русские православные паломники в Беларуси

Vovchik - [09.08.2009]

  • Беларусь
  • рэлігія

Асабiсты вензель  патрыярха Кiрылы

В этом году в Беларусь должен прибыть глава Русской  православной церкви - патриарх Кирилл. Его посещение Минска и Полоцка  обязательно покажут в России по множеству телеканалов. А это  значит, что количество россиян, желающих посетить Беларусь, обязательно увеличится.

Паломничество – это своего рода религиозный туризм, который  в условиях современного мира описывается  социологами, экономистами и географами по тому же самому плану, что и обычный  экскурсионный туризм. 
Белорусские православные епархии входят в состав Русской православной церкви. Управляет ими патриарший экзарх, митрополит Филарет, кафедра которого находится в Минске. Таким образом, для российских паломников, желающих поклониться местным святыням, при переезде границы ничего не меняется: они приезжают в храмы своей же собственной поместной церкви. 
Впрочем, кое-какие отличия россияне замечают. Например, в России крайне медленно расширяется традиция установления крестов – памятных, придорожных, покаянных и т.д. – за пределами церковных оград. От Перми до Брянска крест в основном ассоциируется с кладбищем. В Беларуси же большие деревянные кресты стоят на въезде практически в любой населенный пункт. 
В Минске – столице Беларуси – у православных нет какого-то грандиозного главного собора, который мог бы служить символом, подобным Печерской лавре и Святой Софии в Киеве, Успенскому собору во Владимире, собору Василия Блаженного в Москве. Кафедральный Свято-Духовский собор - бывшая церковь католического бернардинского монастыря XVII века (пусть даже выстроенная на месте еще более древнего монастыря православного). В общем, в провинциальных городах приезжим часто бывает интереснее.

Полоцк 
 
Полоцк – хронологически первая точка христианской Беларуси. Первый епископ появился здесь то ли в 992 году (через 4 года после установленной официально даты «крещения Руси»), то ли в 1105 (когда летопись называет его имя - Мина), но христиане наверняка были и раньше крещения: город стоит на торговом пути, должны были здесь проезжать, останавливаться, селиться купцы, молящиеся Христу. Есть легенда о христиане-варяге Торвальде Страннике, похороненном в Полоцке в X веке. 
(В 1005 году произошло учреждение второй епархии на территории современной Беларуси – в Турове; но вполне возможно, что туда вначале прибыл какой-то епископ латинского обряда, поскольку пригласил его князь Святополк, женатый на дочери польского короля. Впрочем, до 1054 года Церковь оставалась единой, а следовательно, и греков, и римлян можно на тот момент считать представителями одной организации.) 
Я дважды был в Полоцке, и оба раза на вокзале, возле пункта обмена валюты, встречал организованные группы российских паломников. Когда они прибывают в Полоцк, то хотят в первую очередь посетить две исторических достопамятности: монастырь святой Евфросинии и Софийский собор. В России подавляющее большинство верующих прекрасно знают о существовании этих сооружений. Когда им рассказывают про крест святой Евфросинии, осведомленных оказывается уже гораздо меньше, да и те думают, что святыня безвозвратно утрачена. 
- Да нет же, - говорит российской паломнической группе тетенька-гид у ворот монастыря. – Крест восстановлен в 1997 году по фотографиям. Он практически не отличается от того, который пропал во время войны. 
- А что за мастер его делал? – спросил молодой мужчина из числа паломников. 
- Заслуженный мастер республики, Николай Кузьмич. 
- Надо было бы вам найти крещеного еврея, как в XII веке, - говорит россиянин. – Я имею в виду, такого, как Лазарь Богша. Евреи во все века славились как ювелиры. 
(Надо сказать, что после той сценки я удивился и стал рыться в интернете, пытаясь найти аргументы в пользу еврейского происхождения Лазаря Богши; мне это не удалось. Зато узнал 5 версий о пропаже Креста.) 
Святая княгиня Евфросиния Полоцкая вполне может считаться покровительницей издателей, поскольку организовала первое известное нам на Руси издательство. Жаль, что книгопечатания тогда не было – и тиражи появлявшихся книг были небольшими (сколько монахинь-переписчиц одновременно под диктовку копировало рукопись, столько и было экземпляров). Могут считать ее своей помощницей и те же самые паломники, а в более широком смысле туристы: ведь сама она примерно в пятидесятилетнем возрасте совершила длительное путешествие через четыре государства. Евфросиния встречалась с византийским императором Мануилом, приехала в Иерусалим (находившийся тогда под управлением крестоносцев), провела там еще несколько лет и скончалась при храме Святого Гроба. У нее был уникальный посмертный путь домой: после разгрома Иерусалимского королевства Салах-ад-дином останки княгини соотечественники вывезли в Киев, а уже после канонизации возвратили мощи в Полоцк, в тот самый Спасо-Преображенский храм, который был построен еще при ее жизни. 
Сообщение о том, что Святая София до сих пор остается светским музеем, вызывает у приезжих разочарование. 
- Мы думали, у вас тут святыня… 
- А это для нас святыня. 
- Так что же тогда у вас там католический орган стоит? 
Они привыкли к тому, что уже почти пятнадцать лет указ президента Ельцина требует безусловно передавать в разумные сроки все культовые здания, которые требуют вернуть им верующие. В российском обществе, конечно, есть разные мнения: одни за то, чтобы музеи оставались музеями, другие за полную реституцию всего, «награбленного большевиками». И те, и другие что-то доказывают в газетах, проводят на улицах митинги. Поскольку в паломничества в основном ездят люди консервативные, стоящие на второй точке зрения, то для них органные концерты в Святой Софии – это что-то нехорошее. Я сам лично слышал, как в полемическом азарте консерваторы сравнивали такое использование храма с использованием богослужебных сосудов царем Валтасаром (он их, если помните, велел подать на пиршественный стол в Вавилоне).

Туров 
 
Еще в России я слышал разговоры о туровских священных каменных крестах (в интернете про них даже фильмы лежат). А еще ведущая православной телепередачи на одном из рязанских телеканалах просила меня разузнать, какое отношение к Турову имеет Туровская икона Богородицы. 
Туров – ныне маленький поселок, в котором, тем не менее, возрождена собственная епархия (!). У епархии этой более чем 1000-летняя история (первый епископ здесь появился в 1005 году). Большой старинный город, который шумел на берегу Припяти в X-XVII веках, превратился сейчас в пустое место, фактически – в городище, в замковую гору, на которой археологи периодически находят что-нибудь старинное и интересное. Сейчас обследуется фундамент собора XII века, разрушенного то ли землетрясением, то ли ураганом. Неподалеку стоит памятник святому епископу Кириллу Туровскому – «русьскому Златоусту». Это он в XII веке составлял проповеди в поэтической форме, которая не уступает белому стиху «Слова о полку Игореве»: 
Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство, 
и бурнии ветри, тихо повевающее, плоды гобзуют, 
и земля, семяна питающи, зеленую траву ражает… 
По дороге от замковой горы к выезду на Житковичи стоит деревянная церковь Всех Святых. Выглядит она довольно неказисто (протестантский молельный дом, выстроенный в конце XX века на той же улице, смотрится респектабельнее). Зато внутри нее находятся две святыни – каменные кресты, которые, по преданию, приплыли сюда по Припяти против течения. Чудо двойное: во-первых, камень не плавает, а во-вторых, для движения против течения нужна какая-нибудь тяга. 
- И они правда приплыли? – спрашивают паломники. 
- Таково святое предание, - твердо отвечают им прихожанки. 
В принципе, для веры нет ничего невозможного. Рязанский святой епископ Василий (то ли в XIII, то ли в XIV веке), как следует из его жития, тоже основанного на святых преданиях, плыл по Оке против течения на собственной епископской мантии, разостланной по воде. Рассказывая про каменные кресты, я упомянул и о Василии, когда зимой 2007 года беседовал с пожилой попутчицей в вагоне пригородного поезда из Лунинца в Кобрин. 
- Я и не ведала такого святого, - пожала она плечами. 
- А вы каких-нибудь других рязанских святых знаете? Например, Феофана Затворника? 
- Ведаю. Да ведь он же Вышенский… 
- Ну правильно, ведь Вышенский монастырь расположен в Рязанской области, - объяснил я. 
- Вот как! Ну, слухайте про Туров. Там ведь на могилках за церквой еще один крест есть. Он из земли вырастае… Год от года на сантиметр, на два поднимается. И теплый весь час, что зимой, что летом. Как там говорят, два креста в церкве – мать и отец, а на могилках расте их сын. Люди темные, сами не ведают, что говорят. 
Еще в Турове я видел здание новой шикарной гостиницы, в которую и планируется в будущем селить паломников. Сейчас она уже открыта, а тогда, в начале 2007 года, только готовилась к перерезанию ленточки. 
Помню, как я спросил туровчан, ходящих вокруг: 
- Есть какие-нибудь недоделки? 
- Нет, просто ждем, когда Батька приедет, чтобы открыть торжественно. А он не едет. 
- А без него нельзя? 
- Ну, что вы… Такая гостиница красивая! И чтобы ее какой-нибудь председатель исполкома открывал? Нет, подождем президента… 
Пришлось мне тогда остановиться на ночь в Житковичах. 
А что касается Туровской иконы, то выяснилось, что назвали ее так в связи с переносом в Россию из Турецкой империи, где этот образ был написан.

Жировичи

Духовный центр белорусского православия, неплохо известный  верующим в России и Украине –  Жировичский монастырь. Несмотря на то, что нынешние Жировичи – это  небольшое село и агрогородок, на остановочной площадке перед обителью можно увидеть автобусы, прибывшие  прямо сюда из Москвы, Смоленска, Брянска, Киева, Вильнюса, Калининграда. 
На техникуме (или профучилище?), расположенном напротив, их встречает гордая синяя надпись «Мая Радзiма – Беларусь», выложенная прямо на стене. 
Жировичскую икону Божьей Матери (размером 5,6 х 4,4 см) нашли примерно в 1494 году на грушевом дереве пастухи боярина Солтана Александровича. Он и начал строить для этой иконы первый храм. Потом возник православный монастырь, перестроенный как следует в XVII веке уже в качестве униатского. Однако монастырю еще суждено было стать как раз местом «похорон» унии. 
Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф Семашко пригласил униатское духовенство для подписания «Акта воссоединения» 14 июля 1839 года. Этот документ разом присоединял почти все униатские приходы в Беларуси и Украине к православной церкви. 
- А ведь до 1839 года на Беларуси тоже шло присоединение униатов к православным, – рассказали мне несколько лет назад в Новогрудке, когда я смотрел экспозицию тамошнего краеведческого музея. – И тогда это было еще не насильное, а добровольное присоединение. В основном на востоке. Могилевский епископ Георгий Конисский после присоединения Могилева к Российской империи несколько раз просил у императрицы Екатерины II разрешения принимать к себе униатских священников. Через 8 лет ему из Петербурга ответили, что он имеет право на это, только если весь приход выскажется за присоединение и напишет по этому поводу прошение. Приходы писали прошения, их запечатывали и отправляли в Петербург, а оттуда снова приходили отказы: почему, мол, от такого большого прихода подписей так мало?... 
Я почитал "Историю Русской церкви" профессора Знаменского. Почти за 20 лет (с 1772 до 1791 года) в православие перешло всего 130 тысяч униатов. Однако, много их в эти годы уходило и к католикам. На белорусских и украинских землях в составе империи даже прибавилось 3 католических епархии. Только в 1794 году, после восстания Ко7стюшко, униаты стали на российских территориях стали чувствовать ущемление. Ну, а настоятельно переводить их в православные стали при Николае I: безо всяких поводов меняли священников, уносили из храмов католические принадлежности (например, запретили использовать колокольчики, звонящие во время таинства евхаристии), присылали офицеров следить, чтобы во время литургии не упоминали имени римского папы. В 1834 году по всем оставшимся униатским храмам разослали книги, напечатанные в Москве – верующих униатов вынуждали молиться так, как молятся в любом русском православном храме. Ну, а в 1839 году собрали собор, и… 
Интересна статистика того собора, доступная из открытых источников. Во время подготовки прошение о присоединении униатских епархий к православным подписали 1305 духовных лиц – настоятелей храмов и игуменов монастырей. 593 духовных лица своей подписи не дали. Когда собор начался, число «присоединяющихся» немного увеличилось, так что в православие в целом перешло 1607 приходов – примерно 1 миллион 600 тысяч человек. Остальные так и не перешли. 
- А вы знаете, - сказал послушник в Жировичском монастыре, у которого я расспрашивал, как переоборудовали собор после перехода под власть Синода, - ведь тогдашний папа римский никак не порицал действия православной церкви. 
- Что же он, так и отдал полтора миллиона душ? 
- Ну, униатов, покидающих лоно Рима, он проклял. А православных никак не порицал, и правительство России тоже. Это удивительно! 
Монастырь рос и развивался весь XIX век. Во время Первой мировой войны имущество монастыря было перевезено в Москву и помещено в подвалах собора Василия Блаженного. Очень хорошо, что увезли Жировичскую икону: она могла бы реально пострадать, так как германские части, оккупировав Жировичи, в монастырских корпусах оборудовали казармы, а иконостас Никольского храма зимой просто-напросто… порубили на дрова. Когда в 1920 году закончились бесконечные отступления и наступления разных армий по Западной Беларуси, образ удалось вернуть из Советской России в Польшу. Через границу его, правда, переправили контрабандно: архимандрит Тихон вез из Москвы икону... в баночке из-под варенья. 
В постсоветское время развитие продолжилось. Некоторое время здесь даже размещалась главная духовная академия Беларуси, но в 2008 году она переехала в Минск. 
В Жировичах есть какие-то не провозглашаемые открыто, но всплывающие на уровне ощущений параллели с Троице-Сергиевой лаврой в России. Авторитет монастыря, иностранные туристы, часовня над святым источником...

Другие известные  места 
 
Самая необычная из белорусских православных церквей стоит в 15 километрах от Слонима, в Сынковичах. Это церковь-крепость во имя архангела Михаила, выстроенная в XV веке. Церковное предание указывает на 1407 год, поэтому в 2007 году тут отметили 600-летие строения. Тогда перед храмом выросла колоколенка: на ней значится, что построена она на средства российского нефтяного магната Михаила Гуцериева (считанные месяцы спустя попавшего в немилость к московским властям). 
- Думаете, наш храм изначально был католический или униатский? – спрашивает у приезжих дьякон. – Ни в коем разе. Видите, в стены еще при постройке вмурованы греческие каменные кресты. Наш храм исконно православный! А готические и романские мотивы – это из-за того, что наш храм-крепость нес оборонительные функции. 
Кстати, недавно (в июле 2009 года) Сынковичский храм хотели ограбить. Ранее трижды судимый 22-летний житель Зельвенского района пошел на это злое дело на следующий же день после очередного освобождения из мест лишения свободы. «Вечером он пробрался в притвор церкви и старинным крестом, который тут хранился, стал взламывать двери храма. Его увидела проходившая мимо семейная пара. Молодые люди сразу вызвали милицию». 
 
В самом Слониме россиян с крайней добротой принимают в центральном Спасо-Преображенском соборе. Одна церковная бабушка расспросила меня, откуда я. Я признался, что из Рязани. 
- А-а, ведаю Разань, - сказала она. - Нас у школе вучылi танцы разанскiе танчыць. 
Заботе ее не было пределов. Она и отпечатанную проповедь архиерея с выпадами против пьянства мне подарила, и алтарь показала... 
- А што тут было пры Саветах? - спросил я. 
- Усё было разбурана, - развела пожилая женщина руками. - Вось, як сталi жыць без Саветаў, так палепшала... 
В данном случае, вероятно, она имела в виду, что духовная свобода для настоящих православных христиан все-таки дороже социального равенства.

Борисоглебский храм в  Гродно на Коложе – самая древняя  из сохранившихся каменных церквей  в Западной Беларуси. В XIX веке одна из стен церкви обрушилась, когда Неман  подмыл берег и по нему прошел оползень. Однако остальные стены выдержали. И хотя Наполеон Орда успел зарисовать здание полуразрушенным, сегодня оно  снова принимает паломников. 
Россияне, приезжающие сюда, не сговариваясь, часто обходят строение и стараются прикоснуться руками к крестам, выложенным в стене из фиолетовых речных камней. Чем-то они к себе, видимо, тянут. 
Изнутри в эту же стену вмурованы горлышками наружу пустые глиняные сосуды. Сделано это в целях улучшения акустики. И действительно: если кто-то шепотом спрашивает в окошечке справа от входа свечку, шепот этот слышен даже в алтаре. 
А раз в неделю в Коложской церкви проводится литургия на белорусском языке, о чем гласит объявление возле входа в церковную ограду.

Вензель патриарха

Осенью 2009 года к числу  паломников на белорусскую землю  должен присоединиться сам глава  РПЦ – московский патриарх Кирилл. Интересно, что в личном вензеле  его святейшества золотые ветви  обвиты бело-красно-белой лентой. Так  что православным сторонникам национального  стяга, скорее всего, никто не запретит встречать высокого гостя из Москвы с этим изображением:).

 

Полацк. Помнiк  св. Еўфрасiннi


Информация о работе Русские православные паломники в Беларуси