Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:53, реферат

Описание

Целью работы является изучение теоритических аспектов формирования Внебюджетных Фондов, исследование источников их пополнения и использования для обеспечения социального обеспечения граждан.

Содержание

1.1 ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 3
1.2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ 5
1.3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 10
1.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
2.1 ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ: ВИДЫ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ. 22
2.2.1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА 27
2.2.2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 32
2.2.3. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
Заключение 38
Список использованной литературы: 39

Работа состоит из  1 файл

курсач в ФиБС.docx

— 86.07 Кб (Скачать документ)

 

Из общей численности  застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных  страховых медицинских организаций  приходится свыше 70 % застрахованных, из которых страховой компанией  ЗАО МАСК «МАКС-М» застраховано 20,5 млн. человек или 14,5% от общей численности застрахованных, СМК ОАО «РОСНО-МС» – 15,7млн. человек (11,9%), ОАО СК «СОГАЗ – Мед» – 12,97 млн. человек  (9,2%).

 

В структуре поступлений  средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.  

 

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. 

 

При росте расходов средств  на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась  и составила 1,68%.  

 

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе единый социальный налог  в части, зачисляемой на счета  ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего  населения. 

 

В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. 

 

В 2009 году поступление налоговых  платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего  гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).3

 

2. Источники формирования и использования средств Внебюджетный Фондов


2.1 Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов: виды, структура и порядок утверждения.

Согласно ст.146 Бюджетного кодекса  РФ в бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

В бюджет Пенсионного  фонда

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования

неналоговые доходы

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством

страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому ФЗ "О страховых  взносах в ПФ, ФСС, ФФОМС РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в ФФОМС

дополнительные страховые  взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в ПФ РФ

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования

взносы по дополнительному  тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской  авиации

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального  страхования Российской Федерации

штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба

доходы от размещения средств  Пенсионного фонда Российской Федерации

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба

 

штрафы, санкции, суммы, поступающие  в результате возмещения ущерба

:

 

безвозмездные поступления

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования

безвозмездные поступления  от негосударственных пенсионных фондов

прочие поступления

прочие поступления

взносы, уплачиваемые организациями  угольной промышленности на выплату  ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций

   

недоимки, пени и штрафы по взносам организаций угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты  к пенсии отдельным категориям работников этих организаций в Пенсионный фонд Российской Федерации

   

прочие поступления

   



 

Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения  базы для начисления страховых взносов. Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования - с  1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента;

4) территориальные фонды  обязательного медицинского страхования  - с 1 января 2011 года - 2,0 процента, с  1 января 2012 года - 0,0 процента.

 

Доходы в бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования:

неналоговые доходы

безвозмездные поступления

  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование - по тарифу, устанавливаемому ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  • недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
  • доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
  • прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 

Расходы бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляются исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного  социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.  

 

2.2 Проблемы функционирования внебюджетных фондов и перспективы их развития

2.2.1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА

 

 Несмотря на резкое увеличение расходов на выплату пенсий и их высокое значение по отношению к ВВП, размеры пенсий остаются весьма скромными – по отношению как к прожиточному минимуму, так и к зарплате, и пенсии не возмещают достаточный процент утраченного заработка средне- и высокооплачиваемых работников

За последние три года политика ускоренного повышения пенсий (включая  проведенную валоризацию пенсионных прав, накопленных до 2002 г.) привела  к значительному росту пенсий. Если большую часть 2000-х, средний  размер пенсии варьировал вокруг величины ПМП, то в 2010 г. он составлял уже свыше 150% ПМП. Ставка замещения, измеряемая через  соотношение средней пенсии и  средней начисленной заработной платы, с 23% в 2007 г. поднялась до 35-37% в 2010.

Столь значительный рост пенсий, безусловно, отразился на финансах пенсионной системы: по оценкам самого ПФР, его расходы  в 2010 году должны вырасти до 10% ВВП  с немногим более 7% в 2009 г. Трансферт из федерального бюджета только на покрытие дефицита ПФР составит почти 3% ВВП. Значительный рост пенсионных расходов, спровоцированный политикой повышения пенсий, потребовал также увеличения тарифа отчислений работодателей в пенсионную систему. С 2010 г. регрессивная шкала ЕСН была заменена плоским тарифом страховых отчислений в ПФР, взимавшимся с годовых заработков не свыше 415 тыс. Этот максимальный порог будет индексироваться в соответствии с ростом заработков в стране. В 2011 г. страховой тариф повышен с 20 до 26% облагаемой части фонда заработной платы.

 

 

 

 Можно  выделить три  основных проьлемы сложившейся ситуации:

 Проблема№1 : на макроуровне база для финансирования трудовых пенсий – фонд официальной заработной платы работников предприятий – остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем, на микроуровне происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни, что не позволяет сформировать достаточный объем условного и реального пенсионного капитала

Источник уплаты страховых взносов  в ПФР – официальная заработная плата. Между тем, доля официальной  заработной платы в совокупной оплате труда наемных работников не превышает  ¾, а ее удельный вес в ВВП в 2007-2008 гг. составлял порядка 33%. Тенденции  на российском рынке труда не способствуют расширению базы финансирования пенсионных взносов. Широкое распространение  на нем получили так называемые нестандартные формы занятости Риски нестандартной занятости обратно пропорциональны размеру предприятия, и выше в секторе услуг и строительстве, по сравнению с промышленностью. При этом доля занятых на крупных и средних предприятиях, где доминирует стандартная и формальная занятость, сократилась с 61,5% в 2002 г. до 51,6% в 2009 г., тогда как доля занятых в неформальном секторе за тот же период выросла с 11,2 до 17,1% общей численности занятых. Соответственно, происходит увеличение масштабов нестандартной занятости на российском рынке труда и сокращение доли потенциальных плательщиков пенсионных взносов. Кроме того, на масштабы фактической уплаты пенсионных взносов влияют не только масштабы стандартной формальной занятости (на предприятии или в организации, на условиях трудового договора и полного рабочего дня), но также распространенность неформальных договоренностей об оплате труда (так называемая теневая занятость). Несмотря на сокращение масштабов такого рода договоренностей в 2000-е гг., они не исчезли полностью из российской трудовой практики. В результате, по данным обследования НИСП в 2004 г. уплачивали единый социальный налог со всей заработной платы немногим более 40% всех занятых не пенсионеров.

В долгосрочной перспективе достаточность средств для выплаты пенсий и размеры будущих пенсий зависят также от продолжительности официальной трудовой жизни человека. Здесь также наблюдаются неблагоприятные тенденции. Главным образом под влиянием распространения высшего образования, а также отчасти из-за барьеров на рынке труда для молодежи молодые люди все дольше остаются вне рынка труда. По данным обследования НИСП 2007 г., медианный возраст начала трудовой деятельности увеличился примерно на 2 года с 18 лет у поколения 1945-54 гг.р. до 20 лет у поколения 1975-84 гг.р.; причем с годами этот разрыв может увеличиться, поскольку к моменту проведения опроса не все представители последнего поколения успели вступить на рынок труда. При этом возраст входа в пенсионную систему не только не растет, но даже – под влиянием досрочных пенсий – снижается. Соответственно, сокращается продолжительность трудовой жизни и период уплаты пенсионных взносов.

 Проблема№2 : поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии)

Известно, что по меркам развитых стран российское население – еще не очень старое, но в действующих границах пенсионного  возраста соотношение населения  трудоспособного и старше трудоспособного  возрастов в ней оказывается  менее  благоприятным4. Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров.

Одна  из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический  возраст назначения пенсий. По оценкам  Т.М. Малевой и О.В. Синявской, фактический  возраст оформления пенсии составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для  женщин, причем досрочные пенсии в  среднем назначаются людям 48-49 лет5.  Льготные и досрочные пенсии охватывают примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и составляют свыше трети всех пенсионеров по старости, причем эта доля продолжает расти.6 Следует отметить, что абсолютное большинство досрочных пенсионеров продолжает работать, причем часто – на тех же рабочих местах.

Кроме того, даже пенсионеры, оформившие пенсию по старости на общих основаниях, массово  сохраняют занятость на протяжении 2 лет, а многие – и 5 лет после  назначения пенсии. Почти половина женщин продолжает трудиться в возрасте 55-59 лет, что означает, что реальной утраты трудоспособности не происходит.

При этом даже в нормативных границах пенсионного  возраста средний период пребывания на пенсии российских мужчин в целом  соответствует аналогичным показателям  по странам с формирующимися рынками, а для российских женщин он заметно  превышает аналогичные показатели не только для стран близкого России уровня развития, но и для многих развитых экономик.

Информация о работе Внебюджетные фонды