Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:03, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение значения и роли социальных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- изучить основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации;
- рассмотреть бюджетный процесс, состав расходов и доходов внебюджетных фондов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. Основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации…………………………..
1.1. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов…………………………………………………………..
1.2. Правовые основы образования государственных социальных внебюджетных фондов …………………………………………………….
ГЛАВА 2. Формирование бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………
2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции……...
2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование……………………..
ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

внебюджетный фонд Марина.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. Основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации…………………………..

1.1.           Социально-экономическое значение внебюджетных фондов…………………………………………………………..

1.2. Правовые основы образования государственных социальных внебюджетных фондов …………………………………………………….

ГЛАВА 2. Формирование  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации…………………………………

2.1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции……...

2.2. Фонд социального страхования Российской Федерации………

2.3. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование……………………..

ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов…………………………………………………………….

 

5

 

5

 

9

 

17

17

19

 

21

 

 

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….………………………………………………...

35

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью существования внебюджетных фондов. Они представляют собой средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Обычно в бюджет не включаются расходы социального назначения. Это связано с тем, что финансирование объектов социального назначения имеет первостепенную важность, а расходы бюджета могут сокращаться, чего не должно происходить с объемами финансирования данной отрасли экономики. К внебюджетным фондам относятся: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и т. д. Всего в нашей стране насчитывается более 40 внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Российской Федерации на текущий год. При этом,  хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Целью курсовой работы является изучение значения и роли социальных внебюджетных фондов Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

-       изучить основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации;

-       рассмотреть  бюджетный процесс, состав расходов и доходов внебюджетных фондов;

-      проанализировать основные проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов;

-      сформулировать выводы, полученные в ходе исследования.

При написании данной работы были использованы различные источники информации, включая периодические издания, статистические данные, учебную литературу.

 


ГЛАВА 1. Основы формирования внебюджетных фондов социального назначения в Российской Федерации

 

1.1. Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

        социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

        целевого использования средств этих фондов;

        оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

        новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

        финансирования территориальных нужд.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.

Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин.

Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.

Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства.

В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита. Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориаль­ных органов.

Правовой основой образования государственных соци­альных целевых фондов является прежде всего Конституция Российской Федерации и Бюджетным кодексов РФ.

Право на социальное обеспечение граждан России запи­сано в ст. 39 Конституции РФ: "Каждому гарантируется со­циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва­лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".

Государственные целевые социальные внебюджетные фонды имеют самостоятельные источники их формирования, обособленные от источников формирования бюджета Российской Федерации и региональных бюджетов.

Государственные социальные внебюджетные фонды дей­ствуют на основе положений о фондах, утвержденных за­конодательными органами, либо положений, утвержден­ных органами исполнительной власти в соответствии с за­конами.

Определенные полномочия по регулированию деятель­ности государственных целевых фондов возложены на орга­ны Федерального казначейства. Главной задачей единой цен­трализованной системы Федерального казначейства служит организация обслуживания государственного бюджета, а так­же регулирование финансовых отношений между федераль­ным бюджетом и федеральными целевыми фондами, финан­совое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием средств целевых федеральных фондов. С этой целью Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии бюджетной системы, в том числе целевых фондов.

Внебюджетные фонды можно классифицировать по цели создания, по срокам действия, охвату проблем, в зависимос­ти от уровня управления, по правовому положению.

1)              В зависимости от целей создания внебюджетные фон­ды подразделяются на: экономические, социальные, научно-технические, внешнеэкономические, экологические, культур­но-просветительские и пр.

2) В зависимости от предполагаемого срока действия программы или условно намеченного времени для осуще­ствления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд,
долгосрочного действия — фонд регионального развития, краткосрочного — фонд помощи беженцам.

3) По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автома­гистралей в республике, крае или области).

4) В соответствии с уровнем управления государствен­ные и региональные.

5) По правовому положению фонды делятся на государ­ственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным уст­ройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.

Государственные внебюджетные фонды обладают некоторыми специфическими особенностями:

1. Внебюджетные фонды отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти.

2. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет.

3. Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц.

4. Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер.

5. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением.

6. Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.

 

 

1.2. Правовые основы образования государственных социальных внебюджетных фондов

 

Государственные целевые фонды в Российской Федера­ции имеют социальную направленность и строго целевое на­значение. В зависимости от целевого назначения государ­ственные внебюджетные фонды делятся на две группы: целевые социальные фонды и целевые экономические фон­ды.

На территории Российской Федерации действует ряд государственных внебюджетных фондов:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

3. Фонд социального страхования Российской Федерации.

4. Фонд занятости.

5. Прочие внебюджетные фонды (примерно 40 фондов).

К государственным целевым социальным внебюджет­ным,  фондам относятся:

   Пенсионный фонд Российской Федерации;

   Фонд социального страхования Российской Федерации;

   фонды обязательного медицинского страхования (фе­деральный и территориальные).

К государственным целевым экономическим фондам от­носят: территориальные дорожные фонды; внебюджетные фонды финансирования научных исследований и экспери­ментальных разработок и др.

В соответствии со ст. 11 Бюджетного Кодекса правовой формой государственных внебюджетных фондов Российской Федерации является федеральный закон.

Бюджетный процесс применительно к государственным внебюджетным фондам РФ включает в себя пять основных стадий:

- составление проекта бюджета государственного внебюджетного фонда;

Информация о работе Внебюджетные фонды