Бизнес планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:29, дипломная работа

Описание

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.Цель данной работы - показать возможности применения бизнес-планирования для обоснования и организации деятельности фирмы по пошиву одежды по индивидуальным заказам.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы бизнес планирования в развитии предпринимательства 4
1.1 Цель и назначение бизнес планирования в предпринимательской деятельности 4
1.2 Структура и методики построения бизнес плана 11
1.3 Подходы к построению бизнес-плана 16
2 Маркетинговый анализ рынка свадебных платьев для целей бизнес планирования 31
2.1 Общая характеристика рынка одежды 31
2.2 Исследование потребительские предпочтения относительно продукции марок 45
3 Бизнес план развития ООО «Олимп» 48
3.1 Характеристика деятельности и особенности бизнеса ООО «Олимп» 48
3.2 Построение бизнес плана ООО «Олимп» на основе бюджетирования 49
3.3 Разработка мастер-бюджета компании на 2004 год 51
3.3.1 Составление бюджета продаж 51
3.3.2 График поступлений денежных средств от продаж 54
3.3.3 Бюджет производства 56
3.3.4 Бюджет прямых затрат на материалы 57
3.3.5 Бюджет прямых затрат труда 60
3.3.6 Бюджет общепроизводственных накладных расходов 61
3.3.7 Бюджет доходов и расходов 64
3.3.8 Бюджет движения денежных средств 67
3.3.9 Расчетный баланс 70
3.4 Оценка эффективности бизнес плана 72
Заключение 75
Список использованной литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом Бизнес планирование на предприятии.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

На объем и структуру бизнес-плана  влияют размеры создаваемого предприятия, резюме реализуемого проекта и его  основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Резюме обычно предназначается для внешнего потребителя, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. Резюме содержит основные сведения о фирме, краткое описание предлагаемой идеи, ее отличия от аналогичных идей, рыночные возможности и финансовые показатели. Основная часть включает сведения о товаре, рынке, маркетинговой и производственной стратегии, менеджменте и рабочих кадрах, финансовых результатах, расчеты периода достижения окупаемости предпринимательского проекта, времени и графика возврата кредитов.

Как показано на схеме 1, разработка предпринимательского проекта начинается с тщательного  анализа состояния дел в предыдущем периоде, выявлении слабых сторон деятельности фирмы, ее позиции на рынке, конкурентоспособности, уровня цен, издержек производства и реализации продукции, состояния менеджмента, маркетинга фирмы и финансовых результатов. Итогом такого анализа должна стать разработка системы мероприятий по устранению существующих недостатков и формирование планируемых изменений по основным факторам, влияющим на финансовые результаты бизнеса15.

Рис. 1. Порядок разработки предпринимательского проекта

План предпринимательского проекта  по созданию новой или существенному изменению уже существующей фирмы (изменение профиля работы, выход на новые рынки сбыта, преодоление кризисных или предбанкротных ситуаций) начинается с осмысления места фирмы в системе сложившихся рыночных отношений, выработки ее стратегии и целей развития. Последовательность шагов разработчиков проекта представлена на рис. 2.

Рис. 2.Последовательность разработки бизнес - проектов

Перед началом разработки программы (философии), стратегических целей и  задач развития фирмы следует  учесть, что она будет действовать в сложившейся рыночной структуре. Поэтому предпринимателю необходимо оценить многочисленные факторы, влияющие на деятельность фирмы (Рис. 3). Эффективность предпринимательского проекта зависит от объективной оценки внешних факторов, на которые, как правило, фирма повлиять сразу не может. Это общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, состояние законодательства, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культура населения, его демографическая структура и ряд других важных параметров.

Важное значение для предпринимателя  имеет информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

Рис. 3 Основные факторы, влияющие на развитие фирмы.

Анализ ситуации в рамках треугольника конкуренции включает16:

1.  оценку емкости рынка;

2.  возможности его сегментации;

3.  выгоды,   предлагаемой   потребителю   конкурентами   и   внедренным проектом;

4.  перспективности   проекта   в   завоевании   достаточного   рыночного сегмента.

Весьма простым и эффективным  средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного  анализа (рис. 4).

 

 

1. Слабые стороны  предприятия

2. Сильные стороны  предприятия

3. Возможности,  предоставляемые внешней средой

Устранение  недостатков предприятия

Укрепление  преимуществ предприятия

4.Опасность  со стороны внешней среды

Возможность кризиса

Подготовка  к отражению неблагоприятной  ситуации


 

Рис. 4. Оценка стратегических возможностей фирмы посредством четырехпольного анализа.

 

Анализ информации о внешней  среде, сильных и слабых сторонах фирмы помогает предпринимателю  трезво оценить свое положение на рынке и выработать соответствующую  стратегическую линию поведения.

Самая благоприятная ситуация для  фирмы складывается, когда возможности  внешней среды совпадают с  сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают кризисную ситуацию и препятствуют осуществлению бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия. В соответствии с ними он корректирует содержание бизнес - плана и деятельности своей фирмы.

Под философией (концепцией) развития фирмы понимается изложение основных программных задач ее развития, предназначение и роль в решении задач народного  хозяйства. Тем самым определяются принципы взаимодействия фирмы с  рынком, потенциальные потребители и сегменты рынка, на которых она намерена работать. Существуют основные примеры философии предпринимательских проектов:

1. реализация   социальных  программ,   направленных  на  обеспечение  населения    города   и   района   высококачественными   продуктами питания по широкому ассортименту;

2. организация дополнительных рабочих  мест на долговременной основе  в рамках вновь создаваемого  производства;

3. увеличение экономического и  производственного потенциала города  и района;

4. организация экологически  чистых  производств с использованием лучшего мирового оборудования;

5. стратегия внедрения новшеств;

6. стратегия вывода предприятия  из кризиса.

При кардинальных переменах в деятельности фирмы, например при наступлении  кризисных ситуаций и угрозе банкротства, руководство должно немедленно реагировать путем изменения ее стратегии и тактики. Оздоровление финансового положения предприятия, как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством, предполагает целевой набор наиболее эффективных средств стратегии и тактики для каждого конкретного случая и предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформировать некоторые общие обязательные для каждого предприятия процедуры (рис. 5)17

Рис. 5. Стратегия роста фирмы

Для вывода предприятия в стадию роста можно предложить элементы стратегий роста:

-   интеграционного    роста;  

-   возможность    интеграции    с    другими элементами маркетинговой  системы отрасли;

-   диверсификационного роста;

- горизонтальная диверсификация.

Можно выделить два наиболее распространенных вида тактики, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию.

Первая тактическая программа, получившая название защитной, включает проведение сберегающих мероприятий. Основой последних является сокращение всех расходов, связанных с осуществлением производства и сбыта, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило при крайне неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Подобная тактика может эффективной только для отдельных предприятий, ожидающих оживление деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, но неприемлема для подавляющего большинства предприятий, т.к. ведет к углублению кризиса национальной экономики. Поэтому она не приводит к финансовому благополучию предприятий. И это вполне объяснимо, т.к. главная причина кризисной ситуации - вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий, включающих устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытки улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками.

Более эффективна наступательная тактика, основанная на осуществлении не столько оперативных сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с экономными (ресурсно-сберегающими) мероприятиями проводится изучение и завоевание новых рынков сбыта, увеличиваются расходы на совершенствование производства за счет его модернизации, обновляются основные фонды, внедряются перспективные технологии, меняется или укрепляется руководство предприятием, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации, корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется стратегия деятельности предприятия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция все в большей степени ориентируется на укрепление позиций предприятия на существующих и новых сегментах рынка, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой новой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления. В соответствии с ней разрабатывается финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, позволяющие найти путь к финансовому благополучию предприятия.

Рассмотрим пункты содержания разделов бизнес-планов с точки зрения представления  информации в них.

Возможности фирмы (резюме)

Данный раздел содержит ответы будущим  кредиторам или инвесторам фирмы ( в  том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: «Что они получат при  успешной реализации этого бизнес-плана....»  и «Каков риск потери ими денег?» Этот раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам.

Определяются в приоритетном порядке  все направления деятельности фирмы, целевые рынки по направлениям и  место фирмы на них. По каждому  направлению устанавливаются цели, к которым стремится фирма и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий.

Здесь же помещается информация, дающая представление о фирме, а также  все необходимые данные, характеризующие  ее коммерческую деятельность.

Виды товаров (услуг)

В этом разделе бизнес-плана описываются  все товары и услуги фирмы, которые  предлагаются покупателям.

Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые  должны стать основой бизнеса.

Необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой.

Рынки сбыта товаров (услуг)

Раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю  определиться, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Необходимо показать - что вы продаете на рынке и какие выгоды получит потребитель от использования товара.

Так же в данном разделе необходимо дать оценку:

-    потенциальной емкости  рынка;

-    потенциального объема  продаж;

-    реального объема продаж;                                                          •

Конкуренция на рынках сбыта Данный раздел посвящается анализу рыночной конъюнктуры, характеристике своих конкурентов, их стратегии и тактике.

План маркетинга

В этом разделе предпринимателю  необходимо объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга.

В данный раздел следует обязательно  включить такие пункты, как:

-    цели и стратегии  маркетинга;

-    ценообразование;

-    схема распространения  товаров;

-    методы стимулирования продаж (сбыта);

-    организация послепродажного  обслуживания клиентов;

-    реклама;

-    формирование общественного  мнения о фирме и товарах.

План производства

В данном разделе бизнес-плана рассматриваются  вопросы, связанные с производством товара:

-    поставки сырья, материалов, комплектующих

-    необходимые производственные  мощности

-    планирование производства

-    схема производственных  потоков

-.   стандарты и контроль  качества и т.д.

Организационный план

В данном разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, а также сведения о ее персонале и кадровой политике фирмы.

Правовое обеспечение деятельности фирмы Здесь приводится вся информация, связанная с созданием и правовым обеспечением хозяйственной деятельности фирмы:

-    вопросы создания и  регистрации фирмы;

-    учредительные документы;

-    форма собственности;

-    главные пайщики (акционеры);

-    аспекты    деятельности    фирмы,    подлежащие    гос.контролю        и  предписаниям;

-    вопросы лицензирования деятельности и т.д.

Оценка риска и страхования

Задача данного раздела рассказать будущим инвесторам или кредиторам фирмы о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах  защиты от их влияния.

В разделе указывается:

- перечень     возможных     рисков     с     указанием     вероятности     их возникновения и ожидаемого ущерба;

- организационные меры по профилактике  и нейтрализации указанных рисков;

- программа страхования от рисков.

Финансовый план

Раздел посвящен планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Для этого разрабатываются следующие планово-отчетные документы:

- оперативный план (отчет);

- план (отчет) доходов и расходов;

- план (отчет) движения денежных средств; -    балансовый отчет (план).

Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы  на обусловленный период времени. Отчет  готовится за прошедший период.

Стратегия финансирования

В этом разделе необходимо изложит план создания новой фирмы или расширения уже функционирующей.

 

  1. Маркетинговый анализ рынка свадебных платьев  для целей бизнес планирования

    1. Общая характеристика рынка одежды

В годы централизованного управления экономикой российская швейная и  трикотажная промышленность, как и вся легкая промышленность, работали по госзаказам и ее мало беспокоили такие проблемы, как сбыт продукции, расширение номенклатуры продукции, повышение ее конкурентоспособности как по качеству, так и по ценам. Уже тогда потребность населения в модной одежде, как правило, удовлетворялась за счет импорта, а отечественная промышленность в основном контролировала производство продукции для детей, людей пожилого возраста, социально незащищенных групп, государственные нужды, т.е. недорогой и, как считалось, непритязательной одежды.

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии