Бизнес планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:29, дипломная работа

Описание

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.Цель данной работы - показать возможности применения бизнес-планирования для обоснования и организации деятельности фирмы по пошиву одежды по индивидуальным заказам.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы бизнес планирования в развитии предпринимательства 4
1.1 Цель и назначение бизнес планирования в предпринимательской деятельности 4
1.2 Структура и методики построения бизнес плана 11
1.3 Подходы к построению бизнес-плана 16
2 Маркетинговый анализ рынка свадебных платьев для целей бизнес планирования 31
2.1 Общая характеристика рынка одежды 31
2.2 Исследование потребительские предпочтения относительно продукции марок 45
3 Бизнес план развития ООО «Олимп» 48
3.1 Характеристика деятельности и особенности бизнеса ООО «Олимп» 48
3.2 Построение бизнес плана ООО «Олимп» на основе бюджетирования 49
3.3 Разработка мастер-бюджета компании на 2004 год 51
3.3.1 Составление бюджета продаж 51
3.3.2 График поступлений денежных средств от продаж 54
3.3.3 Бюджет производства 56
3.3.4 Бюджет прямых затрат на материалы 57
3.3.5 Бюджет прямых затрат труда 60
3.3.6 Бюджет общепроизводственных накладных расходов 61
3.3.7 Бюджет доходов и расходов 64
3.3.8 Бюджет движения денежных средств 67
3.3.9 Расчетный баланс 70
3.4 Оценка эффективности бизнес плана 72
Заключение 75
Список использованной литературы 78

Работа состоит из  1 файл

Диплом Бизнес планирование на предприятии.doc

— 738.00 Кб (Скачать документ)

В условиях перехода к рыночной экономике  овладение искусством бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами8:

      1. в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
      2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовится к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
      3. Рассчитывая получит иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки  и доказывать (на основе принятой на западе документации), что они способны оценивать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Решению вышеперечисленных проблем  и призван помочь бизнес-план, который  является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует опять подчеркнуть, что  в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

 

 

 

 

    1. Структура и методики построения бизнес плана

Необходимость разработки и написания  бизнес-плана обусловлена следующими основными причинами9:

1.   Процесс  составления  бизнес-плана  и  формулирования  замысла заставляет     объективно,  критически и  беспристрастно  оценить деловой проект в целом.

2.  В законченном виде бизнес-план  представляет собой руководящий  документ, обеспечивающий при надлежащем  использовании эффективность управления и функционирования предприятия.

3.  Оформленный бизнес-план позволяет  тем, кто знакомится с ним,  понять замысел и служит основой  привлечения финансовых ресурсов.

Важность планирования невозможно переоценить. Объективный взгляд на вещи позволяет выявить сложные и слабые стороны, полностью определить потребности, на раннем этапе установить возможности и приступить к разработке плана действий по активизации достижения целей предприятия. Бизнес-план также позволяет упредить возникновение трудностей или же выявить их источники, и, таким образом, определить способы их устранения.

При всем многообразии форм рыночного  предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически  во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.                                           • Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план выступает рабочим инструментом как для вновь создаваемых, так  и для действующих фирм, используемых во всех сферах предпринимательства. Наличие хорошего бизнес-плана способно помочь увеличить капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия, с тем чтобы выявить его слабые места и пробелы для их своевременного устранения. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от инвестиций еще до того, как будут вкладывать средства.

Если предприниматель направится к коммерческому заимодавцу или  потенциальному инвестору с инновационными идеями, но без бизнес-плана, его  обязательно попросят подготовить  его, либо, что еще хуже - вообще не воспримут всерьез. Бизнес-план должен быть тщательно быть подготовлен и представлен, если предприниматель рассчитывает на успех.

Цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности фирмы  на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Он помогает предпринимателю решать следующие основные проблемы:

- определить конкретные направления  деятельности фирмы, целевые рынки  и место рынки и место фирмы  на них; сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить лица, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям; оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации10;

- выявить соответствие имеющихся  кадров фирмы, условий мотивации  их труда, предъявляемым требованиям  для достижения поставленных  целей;

-  определить состав маркетинговых  мероприятий по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

-  оценить финансовое положение  фирмы и соответствие имеющихся  финансовых     и     материальных    ресурсов     возможностям     достижения  поставленных целей;

-  предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, российский менеджер может оказаться  не готовым к проблемам, которые  ждут его на пути к успеху. Чаще всего  это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Не следует пренебрегать составлением бизнес-планом даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

Планирование деятельности фирмы  имеет такие преимущества:

-  побуждает руководителей изучать перспективы фирмы, цели и пути их достижения;

-   позволяет  осуществлять  более  четкую  координацию   усилий  по достижению поставленных  целей;

- определяет контрольные показатели  деятельности фирмы;

-   делает   фирму   более   подготовленной   к   внезапным   изменениям рыночных ситуаций;

-    формализует   обязанности   и   ответственность   руководителей   и персонала фирмы. Главное достоинство планирования заключается в том, что оно позволяет увидеть перспективу развития фирмы и в конечном счете получить ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в бизнес, принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане  возникает при решении таких  актуальных задач, как11:

-   подготовка заявок существующих  и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

-    обоснование    предложений    по    приватизации    государственных  предприятий;

-   открытие  нового дела,  определение профиля  будущей   фирмы и основных направлений  ее коммерческой деятельности;

-   перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

-  составление проспектов эмиссии  ценных бумаг (акций и облигаций)  приватизируемых и частных фирм;

- выход на внешний рынок и  привлечение иностранных инвестиций. В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая   из   них   связала   с   возможностью   его   использования   для

разработки стратегии бизнеса, что особенно важно в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция - планирование, т.е. оценка возможности развития нового направления деятельности, а также  контроля процессов внутри фирмы.

Третья функция направлена на привлечение  извне денежных средств -ссуд, кредитов. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически нельзя осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто12.

Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают меры по обеспечению возврата денежных средств, среди которых требования банковских гарантий, реального залога и другие, однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция - привлечение к  реализации планов компании потенциальных  партнеров, которые желают вложить  в дело собственный капитал или  новые технологии. Предоставление капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период.

Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия независимо от его  размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

Наряду с внутрифирменными функциями  бизнес-планирование имеет большое  значение при определении стратегии  планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий  составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов, помогает крупным предпринимателям расширить дело благодаря покупке акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

 

    1. Подходы к построению бизнес-плана

Бизнес-план - особый инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства.

Успех фирмы, ее выход с новым  продуктом на рынок без полного  и ясного представления о перспективах предпринимательского дела невозможны, если нет надежных предварительных ориентиров и реального плана действия. Бизнес-план позволяет выявить круг проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной конкурентной хозяйственной среде, сформировать и обеспечить пути решения этих проблем, снизить степень риска.

Как развернуть свое дело в соответствии с поставленными целями, эффективнее  организовать производство и продвижение  товара на рынок, кто будет организовывать производство, когда будут получены первые доходы, как уменьшить риск и выжить в конкурентной борьбе ответы на эти и другие вопросы управления, финансирования, маркетинга, менеджмента предприниматель должен получить при разработке своего бизнес-плана.

Бизнес-план разрабатывают менеджер, руководитель фирмы, группа фирм или  консалтинговая организация13. Для определения стратегии развития крупной фирмы он составляется в развернутом варианте. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта планирования, то большинство фирм составляют планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие14.

Некоторые фирмы готовят планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, прочно утвердившиеся на рынке, планируют на период более 5 лет.

Существуют два основных подхода  к разработке бизнес-плана. Первый заключается  в том, что он составляется наемной  группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Во втором случае инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности, возможных инвесторов. Для российской практики второй подход более приемлем. Инициаторы проекта обычно являются специалистами в производственных вопросах, но, как правило, слабо информированы в тонкостях финансового обеспечения проекта и сбыта продукции. Эти аспекты разрабатывают наемные специалисты.

Каждый разработчик бизнес-плана  выбирает соответствующую или разрабатывает  свою методику при использовании  которой, по его мнению, возможно получение  наиболее адекватных решений предпринимательского проекта. Поэтому универсальной  методики, подходящей для всех случаев нет.

Вся информация о предпринимательском проекте, его перспектив- ности, возможности осуществления и рентабельности систематизируется в форме бизнес-плана основного документа, характеризующего все исходные, аналитические и результативные данные о данном проекте.

Необходимость разработки бизнес-плана  возникает как у действующих  и занявших прочные позиции на рынке фирм, так и у начинающего  бизнесмена, автора какой-либо идеи.

Многие, особенно начинающие российские предприниматели, склонны недооценивать роль внутрифирменного планирования. При этом они полагаются на собственную интуицию и опыт, установившиеся связи в деловых кругах, кажущиеся хорошими рыночные перспективы и др. обстоятельства.

Однако, многих из них ожидает разочарование, поскольку реальная обстановка на рынке может оказаться иной, чем представлялась ранее.

Бизнес-план, как сценарий деятельности предпринимателя покажет, стоит  ли реализовывать предпринимательский  проект. Таким образом, начинающий предприниматель  может сэкономить свои деньги, время и труд и найти оптимальное решение. Игнорирование систематической плановой работы приведет к принятию неэффективных управленческих решений, а в результате - к нерентабельности перспективного предпринимательского проекта.

Поскольку в бизнес-плане оценивается перспектива развития фирмы, он необходим для принятия таких решений, которые одобрили бы партнеры, соучредители или акционеры фирмы. На его основе решаются жизненно важные для фирмы вопросы - распределение прибыли, выплата дивидендов, совершенствование организационной структуры производства, изменение характера взаимоотношений с фирмами - партнерами и т.д.

Информация о работе Бизнес планирование на предприятии