Бизнес-планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии такого инструмента планирования финансово-хозяйственной деятельности, как бизнес-план.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
1. Дать определение понятию бизнес-план и исследовать его характерные черты;
2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования на предприятии;
3. Исследовать структуру и содержание бизнес-плана;

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование на предприятии.docx

— 113.06 Кб (Скачать документ)

Введение

     Каждый  предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также  уметь четко рассчитать эффективность  использования ресурсов в процессе работы фирмы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития. Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

     Актуальность  данной курсовой работы состоит в том, что успех деятельности компании на рынке в значительной степени зависит от того, способны ли ее руководство, менеджмент направить имеющиеся ресурсы на достижение цели и  использовать их с максимальным эффектом. Руководитель предприятия, организации сможет добиться успеха, если он  четко организует свою финансово-хозяйственную деятельность, активизирует сбор и анализ информации о ситуации на рынках, особенностях поведения на них конкурентов, будет взвешивать свои перспективы и возможности.  Этому в немалой степени способствуют применение такого инструмента планирования, как бизнес-план.

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план в таких условиях становится  важным документом, помогающим высветить основные направления функционирования предприятия в течение определенного временного периода; он служит инструментом повышения степени осуществимости различных идей и проектов.

     Предметом курсовой работы является организация бизнес – планирования на предприятии.

     Целью курсовой работы является исследование вопросов применения на предприятии  такого инструмента планирования финансово-хозяйственной  деятельности, как бизнес-план.

     В соответствии с данной целью в  исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

     1. Дать определение понятию бизнес-план  и исследовать его характерные  черты;

     2. Рассмотреть сущность бизнес - планирования  на предприятии;

     3. Исследовать  структуру и содержание бизнес-плана;

     4. Проанализировать бизнес-планирование с точки зрения значимости для ведения экономической деятельности предприятия.                         

      

     1.Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

     Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе.

     Бизнес-план является документом, позволяющим управлять  бизнесом, поэтому его можно представить  как неотъемлемый элемент стратегического  планирования и как руководство  для исполнения и контроля. Важно  рассматривать бизнес-план как сам  процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

     Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

     1) социальные цели – преодоление  дефицита товаров и услуг, оздоровление  экологической обстановки, улучшение  психологического климата в стране, создание новых духовных и  культурных ценностей, развитие  научно-технического и творческого  потенциала, расширение деловых  контактов, международных связей;

     2) повышение статуса предпринимателя  – развитие и укрепление экономического  потенциала предпринимателя (включая  производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный,  образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом  возможности успешного проведения  последующих сделок, повышения престижа  предпринимателя, порождаемого его  известностью, доброй репутацией, гарантиями  высокого качества товаров и  услуг;

     3) иные, специальные цели и задачи  – развитие контактов, зарубежные  поездки, вхождение в различного  рода ассоциации и др.

     Или, например:

     1) уяснить степень реальности достижения  намеченных результатов;

     2) доказать определенному кругу  лиц целесообразность реорганизации  работы уже существующей фирмы  или создания новой;

     3) убедить сотрудников компании  в возможности достижения качественных  или количественных показателей,  намеченных в проекте и т.  д.

     Бизнес-план необходим:

     - для разработки концепции ведения  бизнеса и генеральной стратегии  развития предприятия;

     - для выполнения функции планирования;

     - для оценки и контроля процесса  развития основной деятельности  предприятия;

     - для привлечения денежных средств;

     - для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных  инвестиций в высокоэффективные  проекты.

     Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и  др.).

     Цель  разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

     Побудительными  причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать  следующие три:

     1) сам процесс бизнес - планирования, включая анализ идеи, заставляет  объективно, критически и беспристрастно  взглянуть на свой бизнес со  всех его сторон. План - это хорошо  проложенный маршрут, отражающий  очередность действий и приоритеты  в условиях ограниченных ресурсов  и способствующий предотвращению  ошибок при его реализации;

     2) бизнес-план является тем рабочим  инструментом, который при надлежащем  использовании может помочь оперативно  контролировать и управлять фирмой;

     3) законченный бизнес-план является  средством для доведения идей  своего бизнеса до всех заинтересованных  лиц (банковского менеджера, других  финансовых инвесторов, государственных  учреждений, профессиональных консультантов  и др.), включая работников фирмы.

     Бизнес-план помогает решить следующие  основные задачи:

     - определить конкретное направление  деятельности фирмы, целевые рынки  и место фирмы на этих рынках;

     - сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы,  стратегии и тактики их достижения;

     - выбрать номенклатуру и определить  показатели товаров и услуг,  которые будут предлагаться фирмой  потребителям, а также, оценить  издержки по их созданию и  реализации;

     - оценить соответствие кадров  фирмы и условий мотивации  их труда требованиям по достижению  поставленных целей;

     - определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению  рынка, организации рекламы, стимулированию  продаж, ценообразованию, каналам  сбыта и т. п.;

     - обеспечить жизнеспособность своей  фирмы в условиях жесткой конкуренции;

     - добиться максимизации прибыли  в конкретных условиях;

     - оценить материальное и финансовое  положение фирмы.

     Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель  может оказаться неготовым к  тем трудностям, которые могут  возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

     Поэтому лучше не пожалеть времени и средств  и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда  ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка  решений, пересмотр системы мероприятий  по выполнению конкретной программы  и т. д.

     В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций.

     Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

     Вторая  функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

     Третья  функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

     Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

     Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

     Подготовка  и эффективное использование  бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой  фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый  бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные  партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы  на год. В них детально рассматриваются  различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло  характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы  на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют  на период более 5 лет.

     Наряду  с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении  стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для  разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования  экономики.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии